Пару лет назад город отмечал 80-летний юбилей Донецкого академического музыкально-драматического театра, с 1943 года носившего имя Артема (Ф.Сергеева). Везде говорили, что это был первый профессиональный театр и в городе Сталино (Донецке) кроме самодеятельных театров ничего другого не было, а высокой художественностью и не пахло. Но, дело в том, что уже в 1920-е годы в Сталине был театр.

Сначала автору случайно попался Театральный справочник Советского Союза за 1928 год. Оттуда была почерпнута информация, что театры были в нескольких городах Донбасса, в том числе и в Сталине. По информации справочника: г.Сталин (Донбасс). 105 706 жителей, далее шли сведения о помещениях, пригодных для проведения спектаклей и концертов: Летний театр в городском саду; клуб Совторгслужащих (ул.Новомартеновская, 36); клуб имени Энгельса (бывший театр Тудоровских); клуб имени Ленина; кино, бывший «Сатурн» (ул. Кобозева). И наконец, шла информация о составе труппы Государственного театра драмы УЗП. По поводу аббревиатуры УЗП — кроме управления зрелищных представлений (постановок) — ничего в голову не приходило. Возможно есть и другая трактовка.

И вот вторая удача — несколько номеров газеты «Диктатура труда», где были заметки о городском театре. По форме изложения и отдельным фразам можно утверждать, что театр в городе появился летом 1924 года. В октябре 1924 года главный режиссер Самарин-Волжский вещал со страниц «Диктатуры труда»: «Администрация театра учитывая, что в городе Сталине только один театр, все внимание свое направляет на постановки такого репертуара, который вполне и всесторонне удовлетворит зрителя. Поэтому весь репертуар разбит на известные циклы, приуроченные к определенным дням недели. В основу всех постановок взяты пьесы преимущественно литературно-художественного достоинства (независимо от революционности их содержания)».

Реклама Гостеатра г. СталиноРеклама Гостеатра г. Сталино



Руководство театра решило недельный репертуар разбить по следующему принципу: революционная пьеса, пьеса из русской или зарубежной классики, комедия, «а остальные вечера смешанного типа».

Предполагалось отказаться от декораций, заменив их «вещественным оформлением, поскольку это не будет отвлекать актера от игры». Еще предполагалось сделать сцену вращающейся.

Желание руководства труппы сделать сцену вращающейся наталкивает на мысль, что театр базировался в каком-то постоянном помещении. И скорее всего это было здание бывшего кинотеатра «Сатурн» по ул. Кобозева, где в 1933 году разместился Сталинский драматический театр, ставший через 10 лет носить имя Федора Андреевича Сергеева (Артема).

В планах театра была организация спектаклей для детей, но только «при условии получения днем электросвета». Интересная деталь времени: электроэнергию для бытовых нужд давали только вечером!

А еще предполагалось, что «спектакли, выдержанные в художественном отношении и пригодные для рабочей аудитории, будут перенесены в рабочие районы». В этом случае при выборе репертуара предполагалось участие представителей местных культотделов.

Театральный критик Лиров в прессе провел разбор премьерного спектакля по пьесе «классика декаданса» Арцыбашева «Ревность»: «Так и было объявлено — возобновляется Арцыбашев. Это в наши-то дни, на исходе 7-й годовщины октября, когда женщина стала равноправным членом нашего общества, это сейчас, когда рабочий класс опрокинул всю старую мораль «возобновляемости», этот человек, взлелеявший культ женского тела, ничего больше не знавший и не понявший в женщине. Воистину стыдно, если резче не сказать!». Стиль изложения типичный для той эпохе.

В газете поместили анонс благотворительного спектакля. Обратите внимание, что после театрального действа зрителю предлагались танцы до 3-х часов ночи. Культуру народу прививали таким вот нехитрым способом.

Что произошло потом — пока не совсем ясно, но по какой-то причине к 1933 году театр или прекратил свое существование, или был перебазирован в другой город. Точку в этой странице истории города ставить рано.

Сведения о труппе театра на 1928 год

Директор В.Ф.Шаров, ответственный руководитель А.Г.Тевелев.

Художественный руководитель и главный режиссер А.М.Мичурин, режиссеры Г.П.Ардаров, Ю.В.Белгородский. Помощник режиссера Г.И.Туманов. Суфлер С.Г.Томский. Художник М.В.Ефименко.

Состав труппы: А.Н.Андриевский, Г.П.Ардатов, Р.Я.Баранов, Ю.В.Белгородский, П.П.Белгоская, Е.М.Верман, В.Л.Воронин, П.Н.Значковский, Р.М.Кармазина, Н.И.Кварталова, Э.Р.Ковалевская, В.Е.Кондаки, К.С.Милич, А.М.Мичурин, З.И.Морская, А.В.Немирова, Т.Н.Николаева, А.А.Пировский, А.Г.Тевелев, Л.Г.Терек, З.И.Томская, Б.А.Трубецкой, Е.А.Цветков, Г.Н.Юровский.

- Театральный критик М.Медведев.
Уполномоченный теа-кино-печати Новицкий (Ларинская сторона, Большая улица, 25).

 

  • Автор: Степкин В.П.

 

    Литература:

  1. Театрально-музыкальный справочник на 1928 год, М-Л, издание Теа-кино-печать, 1928.
  2. Газета «Диктатура труда», октябрь 1924 г.

 

 



2 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий