popova

8 июля 2013 года на 91 году жизни скончалась Надежда Попова, легендарная летчица, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, кавалера ордена Ленина, 3-х орденов Красного Знамени, 2-х орденов Отечественной войны I степени, ордена Отечественной войны II степени. Надежда росла и училась в Донецке (тогда Сталино), но ее смерть в донецких СМИ прошла как-то незаметно. В отличии от земляков британцы уделили это бесстрашному человеку большую статью в авторитетной газете The Daily Telegraph. Благодаря сайту inoСМИ.RU мы с вами можем с ней ознакомиться.

Надежда Попова («The Telegraph UK», Великобритания)

Надежда Попова, скончавшаяся в 91-летнем возрасте, входила в женскую элиту Красной Армии. Попову и ее подруг называли «ночными ведьмами», поскольку они летали на бомбардировщиках и вели воздушную войну с Германией. Она стала единственной из их числа, кто был трижды награжден Орденом Отечественной войны за храбрость.

Герои Советского Союза Надежда Попова и Лариса Розанова

В отличие от мужчин, женщин в СССР в армию не призывали. Они были добровольцами. Но после разгрома 1941 года в обескровленную Красную Армию женщин стали брать в массовом порядке. Они сыграли в той войне исключительно важную роль. Более 8000 женщин сражались в страшной битве в Сталинграде.

В конце 1941 года Сталин подписал приказ о создании трех женских авиационных полков: истребительного, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. За следующие четыре года эти полки совершили в целом более 30000 боевых вылетов и сбросили 23000 тонн бомб. Надежда Попова, которой в то время было 19 лет, стала одной из первых женщин, принятой в состав 588-го полка ночных бомбардировщиков (позднее он был переименован в 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный авиационный полк).

588-й полк был слабо оснащен и вооружен. Женщинам выдали ношеную мужскую летную форму, а летали они на видавших виды самолетах 1920-х годов По-2 (Поликарпова). Эти двухместные бипланы имели фанерный фюзеляж с натянутой поверх него тканью, и приборы там были самые примитивные.

Радиосвязи не было никакой. Аэронавигация осуществлялась при помощи секундомера и карты. На машинах не было никакого вооружения, не было парашютов, и на них можно было разместить всего две бомбы, из-за чего летчицам приходилось совершать несколько боевых вылетов (Надежда Попова как-то раз совершила 18 вылетов за ночь). Возвращаясь на аэродром, они брали новые бомбы, которые вешали под крыльями и сбрасывали при помощи троса.

Поскольку самолеты ничем не были защищены, 588-й летал только ночью, и занимался он в основном изматывающими бомбардировками немецких военных укреплений, тыловых баз и складов. С точки зрения стратегии объекты для нанесения ударов особой важностью не обладали, но психологическое воздействие от таких налетов было существенным.
Многоцелевой биплан По-2.

Поскольку По-2 был легкий и летал на небольшой высоте, летчицы часто пролетали незамеченными над радарами противника. Тактика у них была такая. Они подлетали на определенное расстояние к цели, а затем глушили двигатели. После этого самолет беззвучно планировал, летчицы сбрасывали бомбы, снова запускали моторы и летели домой. Немцы называли их «Nachthexen» (Ночные ведьмы), потому что шум их пролетающих самолетов был похож на звук метлы – «как ведьмина метла в ночи». Говорили, что летчикам люфтваффе обещали Железный крест за сбитую ночную ведьму.

Чтобы уйти от немецких зениток, летчицы 588-го полка строили свой боевой порядок в три самолета. Два совершали отвлекающий маневр, привлекая к себе внимание прожекторов, а затем расходились в противоположных направлениях и начинали делать резкие маневры, уходя от зенитного огня. В это время летчица на третьем бомбардировщике тихо пролетала в темноте вслед за своими боевыми подругами и наносила удар по цели. Затем она выбиралась оттуда и присоединялась к остальным. После этого самолеты менялись местами и снова делали заход для бомбометания – и так, пока не будут сброшены все бомбы. Чтобы совершать обманный маневр, нужно было иметь стальные нервы, но, как вспоминала Надежда Попова, «это срабатывало».

Чаще всего он вспоминала, как было холодно: «Когда дул сильный ветер, он бросал самолет из стороны в сторону. Зимой, когда ты выглядывала наружу, чтобы лучше разглядеть цель, ты получала обморожение, ноги в сапогах очень мерзли, но мы продолжали летать». Времени для страха не было: «Надо было сосредоточиваться на цели и думать, как ее разбомбить. Времени на эмоции не оставалось… Тех, кто поддавался страху, сбивали, и они сгорали заживо в самолетах, потому что парашютов не было».

Попова вспоминала одно особо трудное задание, когда, разбомбив склад боеприпасов, она оказалась в перекрестье прожекторов. «Я совершила маневр, и внезапно увидела, как они переключились на другой самолет, шедший позади меня. Взлетели самолеты противника и подбили его. Он загорелся и упал. Это был один. Потом я повернула голову и увидела второй объятый пламенем самолет. А потом в небе как факел загорелась третья машина. К тому времени как я вернулась, сгорели четыре наших самолета, а в них заживо сгорели восемь наших девчонок… Какой кошмар, бедные девочки, мои подруги, только вчера мы спали вместе на одних нарах».

Надежда Попова, которой было присвоено звание подполковник, была одной из лучших летчиц в 588-м полку – и одной из самых везучих. Она совершила 852 боевых вылета, воевала на Украине, под Ростовом-на-Дону, на Северном Кавказе возле Грозного, под Новороссийском, в Севастополе, Минске, Варшаве и Берлине. Ее несколько раз сбивали, и она неоднократно совершала вынужденную посадку. Но каждый раз Попова возвращалась живой и невредимой. А один раз у нее случилась романтическая история.
Герои Советского Союза Надежда Попова и Ирина Себрова

Когда в июле 1942 года Попову сбили на Северном Кавказе, она присоединилась к колонне отступавших войск, чтобы вернуться в полк, и познакомилась с другим летчиком, Семеном Харламовым, который также был сбит в бою. Через бинты были видны только его глаза, но он очаровал девушку своими шутками. На войне они потом встречались неоднократно, и оба стали Героями Советского Союза в феврале 1945 года, когда им присвоили это звание одним указом. Дойдя в конце войны до Берлина, они написали свои имена на стенах рейхстага.

Вскоре после этого они поженились и жили вместе до самой смерти Семена, который умер в 1990 году.

Дочь железнодорожного рабочего Надежда Попова родилась в деревне Шабановка 17 декабря 1921 года, а росла и училась в Донецке на Украине.

Она решила стать летчицей еще в детстве, когда возле ее дома сел небольшой самолет, и оттуда вылез летчик. «Я тогда подумала: Боже мой! Он обычный человек! Мы трогали крылья самолета, его кожаную куртку … а я думала, что они какие-то Гераклы. А потом я подумала, что будет здорово, если я научусь летать, как птица».

Когда Надежде было 15 лет, она поступила в аэроклуб. В 1937 году в 16-летнем возрасте она совершила свой первый прыжок с парашютом и первый самостоятельный полет. Затем она отправилась на учебу в Херсонскую авиационную школу и стала летчиком-инструктором.

Попова решила пойти добровольцем на фронт в бомбардировочную авиацию, когда ее дом захватили наступавшие немцы, а брат Леонид погиб в бою. «Ему было 20 лет, и он никогда не целовался с девчонкой, — вспоминала она. – Мама рыдала и говорила: «Будь проклят этот Гитлер». Я видела, как немецкие самолеты летали над нашими дорогами, по которым шли беженцы, бросившие свои дома, как расстреливали людей из пулеметов. Они взорвали нашу школу».

После войны она снова начала работать летчиком-инструктором.

Среди прочих наград Надежда Попова получила Орден Почета, Орден Дружбы, Орден Ленина, а также три Ордена Красного Знамени.

После нее остался сын, который служит генералом в ВВС Белоруссии.

Надежда Попова – родилась 17 декабря 1921 года, умерла 8 июля 2013 года.

 

Источники:

Оригинал публикации: Nadezhda Popova

Перевод: http://inosmi.ru



4 Комментарии

  • (will not be published)

Подписаться на комментарии