При изучении обстоятельств геноцида еврейского народа на территории Украины достаточно актуальным является приобщение к исследованию новых источников, которые характеризуются высокой степенью достоверности. Это предопределено тем, что обстоятельства уничтожения еврейского населения на территории отдельных населенных пунктов до сих остается малоисследованным. В известной мере это касается и Донбасса, в частности, — Донецка (Сталино; во время оккупации — Юзовки, название, которое город носил до 1924 г.).

Одним из важных и доныне не исследованных до конца вопросов относительно существования на территории города гетто. Невзирая на то, что эта проблема в свое время в известной мере поднималась донецким писателем В. Шутовым, обстоятельства, время основания гетто оставались нераскрытыми, факт его существования никак не был задокументирован. Именно это обусловило то обстоятельство, что Юзовское гетто не попало в число официально признанных мест заключения и уничтожения еврейского населения. Наибольшее представление на сегодня об обстоятельствах существования гетто в Юзовке предоставляют материалы судебно-следственного дела № 60 090 в 8 томах по обвинению группы нацистских пособников, которая хранится в архиве Управления Службы безопасности Украины в Донецкой области. Документы дела (протоколы допросов обвиняемых — по большей части работников органов местного самоуправления и сотрудников полиции, показания свидетелей, документальные приложения к ним, протокол судебного заседания и т.д.) касались многих аспектов жизни Юзовки во время нацистской оккупации, в том числе и истории гетто. Они были обнаружены летом в 2000 г. начальником подразделения УСБУ в Донецкой области В. Микушеввм и частично опубликованы.

Невзирая на то, что эта информация в последние годы уже была использована исследователями Холокоста И. Альтманом и О. Кругловым, в расширенном виде материалы относительно истории Юзовского гетто еще не публиковались. Стоит отметить, что согласно действующего законодательства использование материалов дел на лиц, которые не подлежат реабилитации, составляет значительные сложности (хотя, на взгляд автора, это не всегда обосновано, особенно когда речь идет о возможности использования судебно-следственных дел СБУ сугубо в научных целях). С целью введения в научное обращение материалов дела №60 090 информация относительно истории гетто в Юзовке была добавлена к письму в ответ на сделанный в УСБУ запрос — за подписью первого заместителя начальника управления О. Третьяка.

Текст этого документу подается ниже с сохранением его стилистических особенностей. Комментарии к документу подаются в конце публикации. Текст публикуется полностью, без купюр, хотя ссылки на тома дел опущены (эти места выделены квадратными скобками).

 

СПРАВКА ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ СУЩЕСТВОВАНИЯ В ПЕРИОД НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ
НА ТЕРРИТОРИИ г. Сталино ЕВРЕЙСКОГО ГЕТТО. 14.03.01 г., Донецк

№ 17/506 Проректору по научной работе Донецкого национального университета Ступину А.Б.

Согласно имеющегося запроса в Управлении СБУ в Донецкой области проведен поиск документов, проливающих свет на затрагиваемые вопросы.

На хранении в архиве находится архивное уголовное дело № 60 090 в 8-ми томах в отношении Эйхмана А.А. и других, из материалов которого усматривается, что в городе Сталино в период оккупации существовало еврейское гетто. Ниже приводятся выдержки из подтверждающих этот фактматериалов (орфография, стиль цитируемых документов сохранены).

Активное участие в организации гетто на территории г. Сталино (Юзовки) принимал А.А. Эйхман, 1904 г. рождения, по национальности немец, уроженец с. Вальтдорф БольшеТокмакского района Запорожской области, до войны житель с. Райхенфельд Михайловского района Запорожской области, бывший член ВКП(б). Во время оккупации А.А. Эйхман работал заместителем бургомистра, а с мая 1942 г. — бургомистром г. Юзовка.
Как показал А.А. Эйхман, «… в конце февраля 1942 г. из Берлина в «СД» приехал представитель гестапо Гальдерберг, который совместно с Графом явился ко мне и Петушкову в Горуправу, где на совместном совещании с начальниками полиции и бургомистрами районов было решено создать в определенном месте еврейскую общину «гетто», куда должно быть переселено все еврейское население, в том числе дети и старики. Местом гетто был избран Белый Карьер, расположенный вблизи Бальфуровского моста»10 (из протокола допроса А.А. Эйхмана от 28 апреля 1946г. […]).

Бургомистром города Петушковым и его заместителем Эйхманом лично был произведен осмотр местности, предназначавшейся для еврейского гетто. При этом, как показал А.А. Эйхман, «основной смысл отвода места для лагеря был отведение его где-либо на окраине города, чтобы меньше его видело население» (из протокола судебного заседания Военного Трибунала гарнизона г. Сталино от 16#24 сентября 1946 г. […]). В соответствии с показаниями А.А. Эйхмана, «…местом «гетто» был избран Белый Карьер, расположенный вблизи Бальфуровского моста. Для проведения этих мероприятий в трехдневный срок было поручено мне — Эйхману, Петушкову и Долгову11 выселить из указанного места землянок все население, карьер был обнесен колючей проволокой и поставлены полицейские часовые. Это мероприятие было выполнено в двухдневный срок.
В марте 1942 г.12 нами было дано указание начальникам полиции и бургомистрам районов свести все еврейское население в «гетто», при чем для каждой семьи предлагалось взять с собой ценности, лучшие вещи и продукты питания на пять#шесть дней, а ключи от квартир передать полиции, производящей переселение. В результате этих мероприятий со всех районов сгонялись эти семьи, слабых и детей поддерживали и несли на руках, полицейские плетьями и прикладами их подгоняли, слышался стон, крик и плач детей. Все это население было согнано в указанное место и в связи с ограниченностью землянок часть из них осталась под открытым небом. Все ценности и имущество этих семей изымалось и передавалось в «СД», а собранное еврейское население — свыше 3-х тыс. человек уничтожалось путем расстрелов и отравлялось в специальных газовых автомашинах, трупы которых сбрасывались в ствол шахты на Калиновке. После этого землянки полицией были разрушены» (из протокола допроса А.А. Эйхмана от 28 апреля 1946 г. […]). А.А. Эйхман признал: «…евреи уничтожались — это факт, если кто спасался, то чудом» (из протокола судебного заседания от 16–24 сентября 1946 г. […]). В деле по обвинению А.А. Эйхмана и других имеются также протоколы допроса свидетелей Г.Л. Иофис и Б.А. Гекер, которые в отношении существования в Юзовке гетто, в целом геноцида евреев показали следующее.

Свидетель Г.Л. Иофис: «…Городской Управе, возглавляемой Петушковым и Эйхманом, подчинялась полиция в городе и районах, через полицию Эйхман и Петушков проводили истребление совграждан еврейской национальности. С их указания полиция ежедневно арестовывала еврейские семьи, издевалась над ними, а затем полиция и гестапо истребляли этих граждан и трупы сбрасывали в ствол шахты №4/4 бис на Калиновке.
Позже в марте 1942 года, оставшихся совграждан еврейской национальности участки полиции гор. Сталино и районов массово арестовали и семьями согнали их в карьеры (Белый Карьер гор. Сталино), а их квартиры разграбили. Городская Управа запрещала этим гражданам выходить из карьера на базар и в другие места. После чего полиция этих граждан там в карьерах охраняла, а затем все это население в конце апреля 1942 года было истреблено и трупы сброшены в ствол шахты №4 бис. В карьерах находилось свыше 300 семей. Из числа указанной категории лиц были арестованы полицией и расстреляны — моя сестра Иофис Дора, моя мать — Иофис Ольга Наумовна, сестра матери — Раскина Рива Наумовна, их мать, 70 лет, две сестры отца — Иофис и др. (на судебном заседании Г.Л. Иофис показал: «на белых карьерах было около 400 человек и в ночь на 1 мая все были арестованы, в том числе 12 ч. моих родственников, о судьбе которых я не знаю» […]). Выше указанные граждане, а правильнее мои родственники, были арестованы 1-м участком полиции г. Сталино, где начальником полиции был изменник Родине Бабенко» (из протокола допроса Г.Л. Иофис от 10 июля 1946 г. […]). Свидетель Б.А. Гекер: «… В период оккупации немецкими войсками г. Сталино я проживала в этом городе, нигде не работала. Как только пришли в город немецкие войска и организовали фашистское управление, с первых же дней я как еврейка начала подвергаться жестоким преследованиям, я со своими родственниками была арестована и направлена с другими семьями еврейской национальности в Белый Карьер г. Сталино, где содержалась около 3-х месяцев (на судебном заседании Б.А. Гекер показала, что находилась в Белом Карьере два месяца […]) и благодаря того, что я бежала из последнего со своим сыном, которому было 12 лет, а затем и из г. Сталино и таким образом остались не истребленными.

Вопрос: Расскажите обстоятельства, при которых Вы и другие еврейские семьи подвергались преследованию и истреблению со стороны карательных органов немцев в г. Сталино?

Ответ: Как я уже выше показала, что с оккупацией г. Сталино немецкими войсками по распоряжению горуправы была создана еврейская община, после чего было приказано всем евреям независимо от возраста одеть нарукавные повязки. После этого все лица, которые имели повязки — врачи, учителя, дети, женщины, старики — с различных участков полиции полицейскими выгонялись на черновые работы для немецких оккупантов. Меня как больную с преклонным возрастом гоняли полицейские из 3 отделения полиции, фамилии их не знаю, на очистку снега, разборку заваленных кирпичами домов и другие тяжелые работы. Эта еврейская община была организована в ноябре 1941 года. После этого я узнала, что по распоряжению горуправы г. Сталино, которое было развешено по городу, на еврейское население была наложена контрибуция первое время 3 млн. руб. и после до 8 млн. руб. Так как у меня средств не было, я не могла платить эту сумму. Кто не выплачивал, у того грабили имущество. В частности после того, как было объявлено об уплате контрибуции и я не смогла уплатить часть для нее, пришли полицейские, забрали у меня всю мебель и одежду. Таким образом, ограбив еврейское население, меня и других евреев арестовали вместе с малыми детьми, стариками и направили в Белый Карьер, для чего специально объявили. О том, что издавались распоряжения в отношении преследования евреев, мне известно со слов моей дочери, которая читала данные распоряжения, а также мне сообщали об этом лица еврейской национальности, которые были в общинах. В начале 1942 года,
точно месяц не помню, я со своим 12 летним сыном, своими родственниками дочерью, сестрой, у которой была дочь с двумя детьми, невесткой — все еврейской национальности и имевшие нарукавные повязки, обязывающие к ношению немецкими властями, под конвоем привели в карьер, где уже было большое количество евреев, женщин, детей и стариков. Здесь я находилась до 30 апреля 1942 года. Будучи в Белом Карьере, каждое утро к нам приходили полицейские из каких участков и фамилии их не знаю, отбирали мужчин и женщин по 10, 20 и 100 человек и куда-то угоняли на работу, часть из них возвращалась обратно, другие же бесследно исчезали.

Находясь в карьере, все еврейское население размещалось в разбитых домах, без окон и дверей, на улице, причем были зимние месяца, холодно, продуктов совершенно не давали, я и другие советские граждане голодали, дети и старики умирали с голоду и на это никто не обращал внимание (на судебном заседании Б.А. Гекер показала, что помещенным в гетто лицам давали в день по 200 г. хлеба […]). Когда просили хлеба у полицейских, они заявляли, что якобы мы все магазины разграбили при отступлении временном Красной Армии из Донбасса. Будучи в этом Белом Карьере, меня и других лиц еврейской национальности гоняли на тяжелые работы в первый участок полиции г. Сталино на 3 линию, где заставляли переносить бревна, доски, чистили уборные, убирали двор полиции. Будучи на работе в 1-ом отделении полиции, примерно в марте 1942 года я являлась очевидцем, как из этого отделения полиции посадили на автомашину более 50-ти человек арестованных советских граждан и евреев, в числе которых были дети, девочки. Рядом с автомашиной стояла девочка в возрасте 15–16 лет и плакала, двое из полицейских взяли ее и бросили в кузов автомашины, после чего автомашина ушла, куда я не знаю…

30 апреля 1942 года в 2 часа ночи в карьер явились полицейские и немцы, объявили, чтобы мы собирались, взяли на три дня хлеба, золотые вещи, хорошую одежду. Мы вас переводим на другое местожительство и работу. Кто-то из советских граждан сказал, что нас поведут сейчас на расстрел. Я сказала своему сыну, чтобы он бежал, а сама ушла в уборную, а затем в овраг, несколько часов пролежала, а после бежала из г. Сталино в Полтавскую область, выдавала себя за польку. В отношении моих родственников, которых было 28 человек в этом карьере — все они не возвратились, где они, о судьбе их ничего не известно…» (из протокола допроса Б.А. Гекер от 12 июля 1946 г. […]). В дальнейшем работа по данной тематике будет продолжена.

Первый заместитель начальника Управления СБУ А.Л. Третьяк

    Примечания:

  1. Так, например, значительные расхождения существуют относительно установления количества жертв среди еврейского населения в Донецке даже в публикациях последних лет: председатель Донецкой областной редколлегии «Книги Памяти Украины» И. Кулага, ссылаясь на публикацию журналистки О. Карпенко, приводит цифру в 20 тыс. сброшенных в шурфу шахты 4/4 бис (одного из основных мест массового уничтожения населения и военнопленных в Донецкой области, расположенного в Калининском районе Донецка) евреев из общего числа в 75 тыс.лиц, сброшенных туда (Кулага и.И. Чашу горя не испить до дна // Книга Скорби Украины. Донецкая область. — Т. 2 / Председатель редкол: Герасимов І.О.; обл. редкол.: Гурбич О.М. и др. — Донецк, 2001. — C. 701–702). Большую цифру — 25 тыс. (Наша жизнь (Донецк). — 2003. — № 6) или даже 26 тыс. лиц (Адамов Б. течение на пути консолидации и возрождения // Материалы научно-практической конференции «Пути возрождения национальной самобытности на современном этапе». К 10-летию Донецкого областного отделения общества «Украина-Израиль». — Донецк, 2002. (далее — Пути возрождения национальной самобытности на современном этапе.) — С. 11–18) называют представители еврейского общества Донецка, члены общества «Украина — Израиль» и, ссылаясь на них, без всяких документальных подтверждений сотрудники музея «Донбасс не покорен»
    Букуемская З. Увековечение памяти жертв фашизма // Пути возрождения национальной самобытности на современном этапе. — С. 63–66)
    Донецкий краевед В. Степкин приводит другие данные: 7 тыс. евреев из 75 тыс. лиц, уничтоженных в шурфе шахты (Степкин В.П. История Донецка. — Донецк, 2004. — С. 308). Общей чертой этих публикаций, невзирая на разногласие в цифрах, является отсутствие ссылок на документальные источники.
  2. Шутов В. Смерти смотрели в лицо: Повесть. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Донецк, 1981. — С. 67.
  3. Справочник о лагерях, тюрьмах и гетто на оккупированной территории Украины (1941–1944) / Упоряд. М.Г. Дубик. — К., 2000. — 320 с.
  4. Микушев В., Титаренко Д. Тайны Юзовского гетто // Донбасс. — 2001. — 18 мая.
  5. Альтман И.А. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941–1945 гг. — Г., 2002. — С. 86.
  6. Круглов А.И. Потери евреев Украины в 1941–1944 гг. — Харьков, 2005. — С. 52.
  7. Заглавие документу предоставлено публикатором.
  8. Граф — один из руководящих сотрудников СД в Юзовке.
  9. Петушков М.Г. с конца октября в 1941 г. до конца апреля в 1942 г. возглавлял Юзовскую городскую управу.
  10. До революции на этом месте добывали белый мел (отсюда и название — Белый). Перед войной в карьере в землянках и полуземлянках, построенных самовольно и бессистемно (поселки такого типу назывались «нахаловки», «собачевки») жили жители города, которые прибыли сюда в 1920–30-х годах для работы на промышленных предприятиях Сталино, в основном на металлургическом и машиностроительном заводах. Сегодня здесь находится цирк «Космос».
  11. Долгов — начальник жилищного отдела Юзовской городской управы.
  12. Источником, который в известной мере делает возможным датировать время основания гетто в Юзовке маем 1942 г., служит оккупационная периодика. 15 марта 1942 г. в газете «Донецкий вестник» была напечатана корреспонденция «Конец большевистских «собачевок», в которой речь шла и о запланированном временном переселении еврейского населения города в роспаложенные рядом с парком культуры и отдыха поселком (имеется в виду поселок Белый Карьер). В то же время есть определенные основания считать, что гетто в Юзовке было основано раньше и существовало на протяжении более длительного времени. Многие из жителей города в своих воспоминаниях отмечают, что юзовское гетто начало действовать зимой 1941/42 года (интервью Романченко В.И.).
    1928 р.н. (г. Донецк, июль в 2003 г.) // Архив Д. Титаренко; интервью с Червяковой В.И.
    1925 р.н. (г. Донецк, май 2004 р) // В том же месте; интервью с Саенко Полончук Мм.И.
    1927 р.н. (г. Донецк, январь в 2005 г.) // В том же месте). Немецкий исследователь Андрей Анґрик, ссылаясь на материалы, которые сохраняются в немецких архивах (они являют собой копии свидетельств нацистских пособников, судово-следственные дела на которых, очевидно, сохраняются в настоящее время в архиве УСБУ в Донецкой области, но, к сожалению, является недоступными для отечественных специалистов), отмечает, что гетто в Юзовке было основано в декабре в 1941 г., но оказалось слишком маленьким, чтобы вместить все еврейское население города (Angrick A. Besatzungs politik und Massenmord: Die Einsatzgruppe D in den sьdlichen Sowjetunion 1941–1943. — Hamburg, 2003. — S. 322). Выражаю искреннюю благодарность Центру изучения Холокоста и геноцида, действующего при Институте военной документации (Амстердам, Нидерланды) и Амстердамском университете, и лично докторе К. Беркгофу, за предоставленную возможность ознакомиться с этой и другими работами зарубежных исследователей во время стажировки в Нидерландах.

     

  • Автор: Дмитрий Титаренко
  • Источник: Д. Титаренко. «Гетто в Юзівці (Сталіно): свідчать документи» ГОЛОКОСТ І СУЧАСНІСТЬ № 1, 2007
  • Перевод: Михаил Кантор


Войдите, чтобы оставить комментарий