Донбасс, а в частности город Сталино привлекал внимание многих гостей, приезжавший в Советский Союз. Не стал исключением и классик американской литературы, почитаемый у нас, но незнакомый среднестатистическому жителю США, Теодор Драйзер. Да-да, тот самый Драйзер, написавший «Американскую трагедию», «Стоик», «Финансист» и многие другие книги. И вот это писатель с мировым именем заезжал и в наш славный город.

 

Драйзер и его спутники в Сталино, 19 декабря 1927 года. Слева направо: Летиен, зав. сельхоз. сектором, др. Софья давидовская, Драйзер, руфь Кеннел, местный гид)Драйзер и его спутники в Сталино, 19 декабря 1927 года. Слева направо: Летиен, зав. сельхоз. сектором, др. Софья давидовская, Драйзер, Руфь Кеннел, местный гид)

Визит был недолгим. Всего лишь несколько дней, но о нем Драйзер упомянул в двух своих книгах «Драйзер смотрит на Россию», избранный главы которой были изданы у нас, а также в «Русских дневниках»,которые в США вышли только в 1996 году, а об издании на русском языке даже речи не ведется. По крайней мере, пока. 
Но речь не об этом. В наш город писатель приехал в воскресенье 18 декабря 1927 года. Вы будете абсолютно правы, если заметите, что этот год был богат на гостей. Сопровождали Драйзера – его секретарь Руфь Кеннелл. Руфь была тридцатичетырехлетней американкой, вот уже несколько лет жившей в СССР. Мисс Кеннелл занималась переводами и изданием произведений американских авторов в Госиздате. Она была нанята Драйзером в начале ноября, когда он приехал в СССР по приглашению советского правительства, и сопровождала его на протяжении всего путешествия. Руфь активно участвовала в ведении писателем дневника, на оригинальных листах часто встречается изящный почерк секретарши. Но не только литературным трудом она скрашивала будни классика во время его визита. Не прошло много времени после их первой встречи, как они стали любовниками. Позже, вернувшись в Америку, Руфь напишет книгу «Теодор Драйзер и Советский Союз», которая увидит свет в 1969 году. Именно этой бойкой секретарше мы обязаны удовольствием видеть фотографию Драйзера с сопровождающими в нашем городе. Также к писателю была приставлена доктор Софья Давидовская, на которую помимо врачебной помощи были возложены обязанности организатора встреч писателя на местах. 

Поселился Драйзер в гостинице «Металлургия», что располагалась аккурат напротив нынешнего Центрального универмага. Так что находился классик в самом сердце города, на пересечении всех путей. Прогулялся он к водонапорной станции, где многие жители города наполняли емкости живительной влагой. Резервуар с питьевой находился на пересечении проспекта Труда и улицы Первомайской. Вы пройдете мимо этого места, если решите пройтись от магазина «Подарки» до автостанции «Центр».

 

Довелось Теодору выступать перед жителями нашего города. Говорил классик с балкона «Дворца труда», здания профсоюзов (здание напротив кинотеатра «Комсомолец», теперь это Артема, 27. Вы будете абсолютно правы, если заметите, что сейчас со стороны Первой линии, извините увлекся, улицы Артема не видно ни одного балкона. Отгадка проста. Здание сильно пострадало во время войны, после восстановления внешний вид его изменился. Речь Драйзера была записана корреспондентами популярной газеты «Диктатура труда» и опубликована в номере за 22 декабря 1927 года. О чем же говорил автор «Американской трагедии»?

Ваш округ будет крепнуть и развиваться в гигантский промышленный центр благодаря своим неисчерпаемым природным богатствам и той энергии масс, которую я с радостью наблюдаю…
Я поражен тем, какие у вас великолепные клубы имеют трудящиеся. Ваш рабочий клуб на Рутченково – это нечто необыкновенное, это настоящий очаг культуры. Во всем мире нет того, что у вас. Ваши профсоюзы – рабочие профсоюзы, действительно помогают жизни трудящихся…
Русские — очень интересный народ, они обладают необыкновенной энергией творить, и я уверен, что ваше социалистическое строительство – это самый верный путь развития страны…

Из песни, а тем более из речи слов не выбросишь, а как относиться к сказанному – решать вам. 
Что же за таинственный рабочий клуб на Рутченково упоминает Драйзер? Какие есть варианты? Это Дворец культуры им. Франко, построенный, кстати, в том самом 1927 году.

Согласитесь, этот ДК выделяется среди подобный сооружений Донецка. Поражает своим размахом. Поражает до сих пор, что же говорить о тех временах. Но посещение писателем территории нынешнего Кировского района не ограничилось одним рабочим клубом. Заглянул он в один из шахтерских домов. Адрес дома назвать не можем, но кое-какие догадки есть. Автор этой статьи провел несколько лет своей жизни в одном из домов, расположенных по улице, названной в честь газеты «Комсомолец Донбасса». В техническом паспорте был указан год постройки дома. Угадайте, какой? Правильно, 1927. а мой дом находился почти в конце улицы. Уютный такой финский каменный дом на два хозяина. Так что, если окажетесь в районе Площади Свободы, прогуляйтесь по вышеупомянутой улице, посмотрите на похожие домики, быть может, порог именно этого дома переступала нога Драйзера.

Не прошел он и мимо культовых для Донбасса мест – шахт. Была посещена шахта под номером тридцать один, которая располагалась все на той же Рутченковке недалеко от Коксохимического завода. Все как положено, спуск в саму шахту, измазанные угольной пылью лица, и, конечно же, шахтерская баня. Такое разве забывается. Настоящий Донецкий набор впечатлений.

Сами понимаете, что литератор не мог пройти мимо места, где книжки любят, читают и бережно хранят. Побывал и Драйзер в городской библиотеке. Она располагалась в клубе имени Энгельса, который находился в начале нынешнего бульвара Пушкина. Драйзер был приятно удивлен, что его произведения известны и любимы, к слову, из десятка опрошенных мной недавно американцев ни один не то, что ни читал Драйзера, да и не смог назвать хотя бы одно его произведение. Теодор подписал и подарил библиотеке несколько своих книг. Вот уж поистине бесценное сокровище. Где бы его увидеть. Увы, в войну, как рассказывают очевидцы, оккупанты книжками из библиотеки топили печи. Да и, как вы сами поинмаете, мир не без добрых людей, хорошие вещи без присмотра долго не лежат. Так что одно из двух – либо сгорели подарки писателя, либо стоят на полке у наследника предприимчивых жителей нашего города. Но книг Драйзера, подаренных библиотеке, со времен войны никто не видел.

Еще Драйзер бывал в ресторанчике при гостинице, посетил совхоз в поселке Пески, постригся и побрился у одного из цирюльников города Сталино. Отбывая в Ростов, чтобы продолжить свое турне по СССР, Драйзер заехал и в Константиновку. Что было там? Это и многое другое вы прочтете в его дневниках, часть которых уже опубликована на нашем сайте.

Результатом поездки Драйзера в СССР стала книга «Драйзер смотрит на Россию», изданная им в 1928 году. Но по сей день эта книга не была полностью издана на русском языке. Кормили гостя, поили, а он описал нашу страну, быт, нравы без лишних прикрас, что не могло понравиться тогдашнему руководству страны. Так и издали лишь избранные главы в формате дружба СССР И США, да и то в перестроечные времена. И совсем недавно в 1996 году Пенсильванским университетом были изданы «Русские дневники Драйзера», где он немало пишет о посещении нашего города. Мы надеемся, что чтение этого отрывка, переведенного нами на русский язык, доставит вам немало удовольствия. А если к этому еще приложить и эксклюзивное фото Драйзера с сопровождающими в нашем городе, которое никогда не публиковалось на территории бывшего СССР, это вызовет восторг у любого человека, который любит Донецк.

Автор: Денис Лапин



Войдите, чтобы оставить комментарий