Данная статья является скорее краткой хронологией событий, чем эпохальным рассказом о восстановлении нашего завода Автор благодарит ветеранов завода Козина Петра Ивановича и Мартыненко Алексея Григорьевича за помощь в написании статьи

Смерть завода

Война, начавшаяся далеко на западе, неумолимо приближалась к Сталино.

8 октября нарком черной металлургии И.Т. Тевосян отдал приказ об эвакуации. На заводе создали штаб по эвакуации. Было принято решение немедленно начать выдачу расчета всем работающим.

Распоряжением наркома предусматривало ежедневную подачу 250 вагонов, и штаб приказал начать немедленно демонтаж оборудования. В первый эшелон разрешили грузиться только женщинам, детям и старикам.

В механическом цехе, выполняя приказ, рабочие снимали станки с фундаментов, подтягивали их к железнодорожным путям. В остальных цехах демонтировали ценное оборудование – электромоторы, измерительные и контрольные приборы; готовили к погрузке цветные металлы и специальные добавки для плавки стали и чугуна.

Под колонны подъемных кранов, под воздуходувки, газопроводы и водоводы была заложена взрывчатка. Три вагона тола уложили под объекты, подлежащие подрыву.

По приказу «козлить печи» оставили остывать плавки в мартенах.

На рассвете 9 октября все домны выпустили чугун, залив им подъездные пути совместно с ковшами и чугуновозками. Приступили к «закозлению» домен. До самого верха загрузили печи одной рудой, без топлива и флюсов. Вскоре фурмы, сопла и фурменные рукава залило шлаком и чугуном. Прекратили подачу газа и воздуха. Масса расплавленной и спекшейся руды начала застывать внутри домны, образуя огромный монолит высотой несколько десятков метров.

Первый эшелон покинул территорию завода 9 октября в 11 часов ночи. Второй отправили 10 октября в 10 часов ночи. Третий удалось сформировать лишь 12 октября – железная дорога не давала вагонов. 13 октября вышел четвертый эшелон. Пятый ушел с завода 14 октября в 11 часов. Кроме этого для эвакуации людей и самых ценных материалов было использовано заводских 50 вагонов и 30 платформ. Удалось угнать с завода 44 паровоза, 67 чугуновозных и шлаковозных лафетов и 3 снегоочистителя.

14 октября в полдень последняя группа заводчан, в которую входили в основном начальники цехов, служб и отделов, во главе с директором С.А. Лядовым выехала на 26 автомобилях из города.

Сталинский металлургический завод им. Сталина прекратил свое существование.

Оккупация

Около демонтированного оборудования у железнодорожных путей ожидали сотни рабочих и инженеров с семьями и багажом. Они имели на руках командировочные предписания с приказом отправиться на Урал. Большинство еще верило, что вагоны для них подадут, и они отправятся вслед за пятью эшелонами в глубокий тыл, чтобы плавить чугун и сталь, катать металл. Но вагонов не дали. Составляя отчет 12 декабря 1941 года об эвакуации завода, П.В. Андреев писал, что вместо запланированных приказом наркома черной металлургии 1500 вагонов на завод с 9 по 14 октября железная дорога поставила лишь 126 вагонов.

20 октября в полдень гитлеровцы вступили в Рутченково…

Оккупанты тут же с размахом начали хозяйничать. Переименовали Сталино в Юзовку.

В первые дни немецкой оккупации был создан орган местного самоуправления — Юзовская Городская Управа, которая первейшими своими задачами провозгласила восстановление разрушенной промышленности и городской инфраструктуры.

15 ноября 1941 года в первом номере газета «Донецкий вестник» писала: «Ценой любых усилий и затрат промышленность должна быть возрождена в самый короткий срок, начиная от гигантов-предприятий и кончая самым маленьким производством. Мы должны помнить, что речь идет о судьбе нас самих и наших детей».

Сразу же оккупанты приступили к восстановлению завода. Над заводским газгольдером был поднят флаг со свастикой.

В первые дни пребывания на заводе немцами были проложены новые телефонные кабели, которые связали все цеха с главной конторой. Эти кабели сохранились кое-где на заводе до наших дней, продолжая исправно работать.

Была восстановлена заводская электростанция. Она оказалась разрушена не так сильно, как ожидалось. Трансформаторы были сохранены, остались невредимыми и 16 из 26 котлов турбины. Внутри котлов обнаружили большое количество неразорвавшегося аммония, поскольку запалы и фитили были кем-то в последний момент перерезаны.

В работах по восстановлению электростанции было задействовано 610 рабочих. Уже 14 ноября в городе был свет.

Об этом событии тут же сообщила жителям города газета «Донецкий вестник»: «Ток городу дан. Турбина дает ежедневно 1200 кВт электроэнергии, которая идет в первую очередь на удовлетворение нужд предприятий городского хозяйства, освещение учреждений и возобновление работы водопроводной сети».

Оккупанты надеялись в кратчайшие сроки восстановить третью домну. Но этим планам не суждено было осуществиться. А вот для восстановления завода как механических мастерских было все необходимое. В механическом цехе фундаменты для станков никто не взорвал. А сами станки остались возле железнодорожный путей, приготовленные для эвакуации.

Был восстановлен механический цех. В кузнечном цехе был налажен выпуск рессор для военных автомобилей.

Из руин

7 сентября 1943 года нарком черной металлургии подписал приказ, в котором ставилась задача в двухнедельный срок предоставить в Наркомат доклад о состоянии завода и предложениях о порядке, сроках и очередности восстановления завода. Этим же приказом директором завода был назначен П.В. Андреев.

Завода не существовало. Отступая, немцы произвели десятки взрывов, разрушая и повергая все в прах. Завод нужно было поднимать из руин. Не вновь строить и осваивать, даже не реконструировать на ходу, а из хаоса взорванного и обрушенного – возродить цеха. Все цеха, все коммуникации.

Пуск мартеновской печи №4. ДМЗ, 1944 годПуск мартеновской печи №4. ДМЗ, 1944 год

Завод восстанавливали вручную в прямом смысле этого слова. На заводе не было ни электричества, ни пара, ни газа. В доменном цехе необходимо было расколоть стопятидесятитонную настыль на куски. Шпуры для зарядов тола сверлили ручными дрелями.

Не хватало карбида и кислорода для газосварщиков – переходили на клепку.

Станки механического цеха приводились в движение главной трансмиссией. Электромотор трансмиссии был сломан подпольщиками еще во время войны. Поэтому маховики станков вращали вручную возле каждого станка по двое рабочих, сменяя друг друга, вращали маховики станков.

Вручную точили детали для заводской электростанции. 25 сентября на заводе вспыхнула первая электролампочка.

Вскоре по отремонтированным железнодорожным путям на завод прибыл энергопоезд. Привезли несколько передвижных электростанций мощностью по 50 кВт и одну мощностью 350 кВт. Эта электростанция называлась «Ярославка».

Перемещали электростанции по заводу вручную. Ставили возле тех цехов, где нужна была электросварка. Но, в основном, электростанции стояли возле механического цеха.

В 1944 году в Ленинграде демонтировали электрогенератор мощностью 5000 кВт и привезли ее на завод. Смонтировали на той же месте, где был старый заводской генератор. От этого генератора сейчас остался один корпус. Новую заводскую электростанцию запустили 30 июня.

Между цехами начали курсировать паровозы и вагоны, восстановленные в депо. Крановщики отремонтировали шесть паровых кранов. Криков «Эй ухнем! Сама пойдет!» на заводе поуменьшилось.

13 февраля 1944 года началась завалка мартеновской печи. Около двух часов дня подручный сталевара пробил летку. Сталь потекла по желобу, обрушиваясь в ковш. Вверх взметнулось красное пламя, взвихрились клубы дыма, брызнул огромный фейерверк искр.

16 марта 1944 года пустили стан 400.

30 марта доменщики задули печь №2. 29 июня пустили вторую мартеновскую печь;

5 июля вступила в строй домна №3, самая мощная из всех работающих до войны. Она была восстановлена в рекордно короткий срок – всего за 30 дней.

17 июля вступила в строй воздуходувка. Частично начали работать литейный, механический, копровой, котельно-монтажный и транспортный цеха. Выпуск металла нарастал с каждым днем.

Нарком черной металлургии И.Т. Тевосян 22 июля 1994 года за успешную работу по восстановлению разрушенного завода наградил значками «Отличник Социалистического соревнования Наркомчермета», с одновременным вручением денежной премии в размере месячного заработка, 126 человек. Приказом наркома «Похвальным листом Наркомчермета» и месячным окладом были награждены 94 человека.

Монтаж клетей стана 350. ДМЗ, 1945 годМонтаж клетей стана 350. ДМЗ, 1945 год

Восстановленный из руин завод полным ходом продолжал «набирать силы»…

 

      Материал подготовил
      Член Украинского общества краеведов
      Владимир Мартыненко
      Email:

gerb.sv.ua@rambler.ru

Литература:

  • Володин Г.Г. По следам истории. Издат. «Донбасс». Донецк 1967 г.
  • Газета «Донецкий вестник» от 23.07.1942Фото c сайта: http://www.dmz.com.ua


Войдите, чтобы оставить комментарий