Валентина КОРОСТЕЛЕВА:<br />«Много лет я проработала<br />учителем»»>Валентина КОРОСТЕЛЕВА:<br />«Много лет я проработала<br />учителем»</p>
<p><span id=

Именинница Дня защитника Отечества

Сегодня все мы торжественно поздравляем мужчин, а с 1941-го по 1945-й слабая половина человечества приравнивалась к сильной. Корреспондент «Донбасса» пообщалась с именинницей мужского праздника, которая рассказала о своем военном времени и таком особенном дне рождения.

Чтобы потешиться…

Когда началась война, Валечке было десять лет, закончила всего три класса. Семья Коростелевых жила в г. Сталино в бараках на Шанхае (сейчас — Калининский район).

Отец, Федор Парменович, работал на шахте, а дома считался мастером на все руки. Мама, Ольга Григорьевна, была домохозяйкой. Трое сыновей и две дочери. Что еще нужно для счастья? Жили дружно и скромно. Но случилась война… Брата Петра после школы взяли в танковое училище. Впоследствии он стал полковником и остался в рядах Советской Армии в Германии, помогал родным деньгами. Старший Дмитрий уже был женатым и воспитывал двоих детей, поэтому в армию не попал, Василий учился на плотника в Зугрэсе.

— Дети были предоставлены сами себе, ходили при немцах свободно, — рассказывает Валентина Федоровна. — Помню шурфы, наполненные убитыми солдатами. Ямы были залиты хлоркой, и поверх воды всплыли волосы наших военнопленных солдат. Такой ужас стоит перед глазами до сегодняшнего дня! Помню, как на большой рынок (впоследствии там построили кинотеатр «Комсомолец») немцы водили наших военнопленных. Их не кормили, а заставляли выпрашивать еду у торговцев, чтобы потешиться. Люди продавали пирожки, пекли прямо на рынке лепешки. Один солдат от безысходности, что никто ничего не подает, схватил блин и стал есть. А бабка выскочила из-за прилавка и начала его толкать в спину! Фашисты же стоят и хохочут. Это у меня осталось самое страшное воспоминание, такое противное чувство к этой бабке! Как можно пожалеть кусок хлеба для человека, который защищает твою землю? Я помню, наш брат Дима, когда проходил мимо лагеря, то всегда за колючую проволоку по возможности подбрасывал военно-пленным еду.

Люди грабили фабрику

Первая стычка с немцами произошла в семье у старшего брата. Между мясокомбинатом и макаронной фабрикой располагался поселок. В нем был лагерь военнопленных, и немцы его охраняли. Двое из них квартировали у Дмитрия. И однажды его жена Галина пошла за водой в ботинках одного из немцев, так как нечего было обуть. А воду во время войны набирали в карьере, потому что всё было взорвано, колонки не работали.

Патруль, конечно, заметил, что она в немецких ботинках, и проследил за ней. Вызвали этого немца в воинскую часть и наказали. Когда он пришел в квартиру, то сразу же избил Галину ремнем. Брат застал жену лежащей на полу. Он набросился на немца, тот успел достать пистолет, но второй ему помешал. После этого инцидента Дмитрий с женой забрали детей и уехали в Херсонскую область на родину Гали. А семья Коростелевых оставалась в Сталино.

— Жить было не на что, — глубоко вздыхая, рассказывает Валентина Федоровна, — бедность сводила с ума. Советские войска отступали на восток и забирали с собой стада коров. Животные разбредались по полям. Когда брат Петр шел из Зугрэса домой, то привел с собой телочку. Это было единственное мясо, которое мы ели за всю войну. Люди грабили макаронную фабрику. Жили на то, что мешками тягали вермишель и мололи кукурузу.

«Попрошайничать не буду!»

И мы решили ехать в Херсонскую область к брату Дмитрию, потому что жить здесь было невмоготу. Взяли кухонные вещи, отцовские инструменты и повезли на тачке. В мае 42-го мы вышли из Сталино. Брели двадцать дней. Днем шли, а ночью заходили в лесопосадку, собирали хворост, разжигали костер. Ели то, что выпрашивали у людей по дороге. Когда попадалось селение, отец помогал местным по хозяйству. Но если не было у него заработка, нам приходилось ходить и выпрашивать.

Случалось, что и гнали нас, даже собак натравливали, но встречались люди, которые проявляли милосердие. Хорошо запомнилось мне одно село. В воскресный день народ что-то праздновал. Подошла я попросить поесть, а надо мной начали издеваться. Плача, я прибежала на нашу стоянку с пустой сумкой и кричала, что попрошайничать больше не буду.

На первое время мы поселились у сватов, а потом нам дали жилье в балке, в пяти километрах от них. Там были огороды и ферма колхоза «Перемога». Родные устроились туда работать. Начали появляться продукты. Даже немцы не оказывали большого давления, но, как говорится, тешились мы недолго.

«Цель снайпера — наш дом»

Наш дом находился на границе Херсонской и Запорож-ской областей. И, когда началось наступление наших войск, мы оказались на линии фронта. Начался кромешный ад! Пули то недолетали, то перелетали, постоянные взрывы…

К дому приходили советские разведчики. И фашисты навели на нас снайпера, который в течение дня следил, отстреливая наших кур, корову, голубей. А мы прятались в большом погребе под домом. Когда пришли к нам трое солдат, снайпер их заметил и начал обстрел дома. Разведчики решили остаться до вечера, чтобы взять его. Когда братья с солдатами нашли точку снайпера, его и след простыл, а на том месте лежала огромная куча гильз. Дмитрий и Вася ушли с этими разведчиками на фронт. А снайпер вернулся и трассирующими пулями поджег наш дом.

Перешли мы в Чапаевку, жили в окопе. В этом селе стояла воинская часть. Когда советские войска начинали стрелять из «Катюш», такой вой стоял, аж земля гудела! А когда фашисты отстреливались, так мы не знали, куда бежать.

Между селом Манчекраком и «Перемогой» было огромное поле, на котором осталось много трупов советских и фашистских солдат. С приходом весна 44-го от их разложения распространилась эпидемия кори. И первым пострадала «Перемога», лица детей покрывались струпьями, многие умерли.

Счастливая учительница

После Победы семья Коростелевых вернулась в Сталино, в поселок 20-летия Октября. Всё начинали с нуля. Валентина в свои подростковые годы стала совершенно самостоятельной. Вместо кукол и игрушек носила в карманах порох от снарядов. Война заставила перепробовать себя на разных работах: помогала поварихам носить обед солдатам, квартирантке по хозяйству, читала сельским детям учебник по географии, работала нянечкой в яслях, вместе с фельдшером измеряла детям температуру.
Окончив школу, поступила в Сталинский пединститут (сейчас Донецкий национальный университет). Вышла замуж на по-следнем курсе. Много лет проработала учителем физики. Валентина Федоровна воспитала двоих детей — Константина и Ольгу. Сейчас ее поздравляют школьные и университетские подруги, родные и внуки, ученики.

— В годы войны было не до дней рождения, никто даже не вспоминал. А сейчас мне пишут письма и присылают поздравительные открытки родственники из Курска, подруга детства из Хабаровска, друзья из Тюмени. Когда тебя помнят — это ценнее подарка. Ничего нет лучше любви и уважения дорогих для тебя людей.

Автор: Наталья МАКАНОВА.



Войдите, чтобы оставить комментарий