В 1927 году на заседании секции по местному хозяйству Сталинского горсовета было принято решение — в связи с ужасным состоянием тротуаров в центре города и со скудностью городской казны мощение тротуаров должно оплачиваться домовладельцами тех строений, которые на центральные улицы выходят. При этом отмечалось: «Мощение тротуаров за счет домовладельцев по 1-й линии пройдет, так как народ мощный, а по остальным улицам, где преобладают рабочие, это будет им тяжело». Как видим, уже и в то героическое время отвратительные метастазы социального расслоения имелись на теле общества. Уже и тогда на первой линии было не так-то легко поселиться простому человеку.

Оформление Первой линии как центральной магистрали началось еще до того, как Юзовка стала городом. Собственно, произошло это, как только поселок при металлургическим заводе обрел более или менее четкую географическую организацию — имеется в виду та самая «линейная» система, которая в обиходе оказалась весьма живучей и вышла из «обращения» лишь годах в 50-х. Именно тогда одной из линий, начинавшейся у ворот завода, и присвоили титул «Первой» — несомненно, по значимости. По ней располагались важнейшие в Юзовке здания — церковь, купеческие дома, магазины, больница. Первая линия проходила по всему поселку, обрываясь там, где заканчивается сплошная застройка — на нынешней площади Ленина.

На заре советской власти, когда город стал развиваться в северном направлении, тяготея к железнодорожной станции, Первая линия была продлена и достигла района нынешнего «Белого Лебедя». Здесь черту главной улицы подводил железнодорожный переезд, и далее шла пыльная дорога к станции. Гужевое сообщение в этом направлении отличалось интенсивностью и большой живописностью. Брички, фургоны, экипажи всевозможных разновидностей сновали туда и обратно, обильно загруженные поклажей. Чумацкий хохляцкий говорок несся над степью. Подъехав к станции, сгружались тут же — на землю. О перронах тогда и слыхом не слыхивали. Возчики, ведя меланхоличную беседу на профессиональные тему, ждали очередных жертв, которых доставлял подходящий поезд.

Дорога к станции, равно как и дававшая ей начало Первая линия, были, конечно, хорошо накатаны, но все же то была грунтовая дорога. То и дело предательски оказывавшийся на проезжей части камень заставлял возчиков лететь со всех ног, чертыхаясь, за соскочившим колесом — либо, сосредоточенно чеша затылок, смотреть в раздумии на лопнувшую ось. Короче говоря, вопрос замощения основных юзовских магистралей назрел.

Работы по устройству тротуаров на Первой линии начались в 1925 году. В 1927 принялись за асфальтирование проезжей части — от металлургического завода до Совбольницы (нынешняя площадь Ленина). Эти операции сопровождались сильной неразберихой и постоянным срывом графиков работ. Первоначально на замощение было ассигновано 180 тысяч рублей — и только потом решили посчитать, а сколько же надо в действительности. Оказалось — 245 тысяч. Задерживались работы и по причине недоотпуска Екатеринославским Окрместохозом гранитного камня. И все-таки дело продвигалось. Замощение сопровождалось прокладкой водопровода и трамвайного пути. С большими боями добыли и уложили екатеринославский камень на дороги, предназначенные для подъезда к рынку (он располагался у Первой линии, между существующими тогда магазинами в промежутке от Совбольницы до цирка шапито).

К середине 30-х годов Первая линия (уже переименованная в улицу Артема) все-таки была замощена — вплоть до переезда за Студгородком. Загромыхали по асфальту и брусчатке грузовики, не знающие рессор, зашуршали черные «эмки», подкатываясь к новому зданию Окружкома (нынешний Ворошиловский райисполком), которое было сдано трехэтажным, а через два года, почему-то опомнившись, на нем спешно надстроили четвертый этаж.

В трагические для молодой страны 30-е годы улица Артема, как и вся молодая страна, представляла собой арену непреходящего, лихорадочно — восторженного обновления. Это были сплошные леса и кучи строительного мусора, а также каменщики, изнемогающие под необходимостью уложить определенное количество кирпича к ближайшей «красной дате», за чем и надзирали неусыпно люди из Окружкома и прочих организаций, прибывавшие к месту строительства все на тех же «эмках». Что характерно — улица Артема делилась тогда на две части: друг на друга непохожие и потому требовавшие разного подхода при исполнении строительных работ. Первый, исторический отрезок (от ДМЗ до Совбольницы) перед появлением новых зданий претерпел фронтальные разрушения старых — тех самых одноэтажек, владельцы которых характеризуются как в госоветовских документах как «мощный народ». На этих развалинах возникали новые, порой весьма оригинальные строения. Но всем развалинам развалина была таковая городского собора. Завалив этот рассадник религиозной чумы, власти возвели на его месте идеологическую альтернативу в виде кинотеатра «Красный» (ныне «Комсомолец»). Народ, судя по официальным сводкам и газете «Диктатура труда», был доволен. На упомянутом отрезке улицы Артема одно за другим появляются здания Горного института с характерными треугольными эркерами для освещения поточной аудитории, Клуба строителей (он же Клуб ИТР), Госбанка, Центрального гастронома с рестораном «Москва», Центрального универмага. Появление двух последних учреждений коренным образом изменило здешнюю местность. Всегда достаточно оживленная, теперь, она становится территорией ежедневного столпотворения.

Что касается новой части улицы Артема (Совбольница — Студгородок), то здесь строительство велось практически на пустыре. Самой заселенной территорией почти до конца 30-х оставалось здесь кладбище. Появление таких заметных строений, как кинотеатр Шевченко и театр оперы и балета, пока не создавало даже видимости единого ансамбля. Что же касается кладбища, то оно было славно не только как местопребывание усопших, но и (в силу провокационной близости к Студгородку) как объект молодежных чудачеств.

Вообще, до войны улица Артема (протяженностью 3,5 км) представляла собой следующую картину: разрозненные двух-, трех-, реже — пятиэтажные здания в основном  — административного и культурного назначения, а также уцелевшая одноэтажная жилая застройка. Между всеми этими домами свободно гулял непокорный степной ветер. Несмотря на то, что генеральный план 1932 года, делавший композиционной осью города именно Артема, предусматривал ее сплошную застройку, исполнена эта задача до войны не была. Зато активно создавалась новая уличная сеть. Укрупнялись исторически сложившиеся мелкие кварталы. Сокращалось число улиц (до реконструкции они составляли более трети площади). Некоторые улицы закрывались и превращались во внутриквартальные пешеходные аллеи.

После войны за улицу Артема взялись всерьез. В 1947 году был разработан проект реконструкции центра. Именно тогда появилось решение — продлить главную улицу города до железнодорожного вокзала, исторически накатанному тракту. Задача представлялась грандиозной. Пространство от Студгородка до Ветки было весьма малонаселенным и освоено лишь за счет трамвайной линии. Ныне расположенные здесь здания, как грибы после дождя, стали появляться в первой половине 50-х. А до этого примечательные события произошли в другой части улицы.

Еще до начала восстановительных работ на отрезке от бульвара Шевченко до Студгородка планировалось сформировать площадь Победы, расположив на ней муздрамтеатр и внушительный монумент Победы. Но среди донецких архитекторов началась борьба течений и группировок. Она привела к тому, что муздрамтеатр в каком-то непонятном псевдоантичном стиле решили построить на нынешнем его месте (где ранее собирались возвести более подходящий ландшафту Дом Советов, от идеи которого пришлось и вовсе отказаться). Это событие В. Кишкань, долгое время бывший главным архитектором города считал одной из самых крупных неудач местного градостроительства.

Итак, муздрамтеатр украсил собой территорию, примыкающую к прямоугольнику с Совбольницей и жилой застройкой. А уже к тому времени в умах отцов города вызрел план сделать этот прямоугольник замечательной центральной площадью. Это и было исполнено. Но не сразу.

Первыми восстановленными после войны зданиями стали бывший Окружком, главпочтамт, АТС, управление Донецкой железной дороги, гостиница «Донбасс». Центральная площадь начала постепенно обретать очертания. В 1949 году в северной ее части (напротив гостиницы «Донбасс») снесли старую застройку и заложили сквер. Все первую половину 50-х шло строительство здания Минуглепрома, после завершения которого от старых зданий освободили и южную часть площади с последующей закладкой на ней фонтана. И лишь Совбольница, как памятник уходящей эпохе, была до поры до времени пощажена. Ее снос стал в городе событием историческим и свидетельствовал об окончательной победе развитого социализма.

Улица Артема приобрела таки респектабельность, которую так хотели придать ей еще довоенные проектировщики. Этому способствовал и такой момент. С запада к ней издавна примыкала товарная станция с торговыми и строительными базами, складами. В те времена, когда здешние места считались окраинами, так было удобно. Но вот всю эту промзастройку поглотил центр — и она стала каким-то бельмом на глазу. Поступили решительно: где-то сразу после 1950 сняли железнодорожные линии, а для складов и баз выделили другие участки. Освободились просто-таки гигантские пространства, которые были использованы для прокладки Университетской улицы и продолжения бульвара Пушкина. В середине 50-х начал существование милый глазу уголок — сквер с памятником Гурову, а также с мгновенно ставшим популярным танком. Популярность его была безграничной в среде мальчишек — несознательное подрастающее поколение проникало внутрь боевой машины и, ввиду отсутствия поблизости туалета, оставляло в башне весьма явственные следы своего пребывания. С этим было покончено, когда на постаменте появился новый танк с наглухо задраенными входами и выходами.

С возведением в северной части улицы Артема ключевых зданий (универмаг «Маяк», ДонУГИ, институт травматологии, стадион «Локомотив») и с ее расширением на предвокзальном отрезке, дело, начатое в 20-х годах получило завершение. В общих чертах, главная улица города была оформлена. Последним «рывком» стала Советская площадь с «Белым Лебедем», горисполкомом и памятником Артему. Теперь город Донецк имел улицу, по которой не стыдно было прокатить разного ранга руководящих товарищей из центра. Фасад города был создан.

Автор: Евгений Ясенов.
Публикуется с разрешения автора.
Отдельное спасибо Денису Лапину.

 

    Литература:


Войдите, чтобы оставить комментарий