Мы продолжаем разбирать подшивки старых газет, чтобы узнать, чем жил наш город в прошлом веке. Сегодня на очереди 30-е годы, мы посмотрим на некоторые профессии, которые тогда считали исчезнувшими из развивающихся шахт.

Свердловщик

Согнувшись в забое, он бет молотком по инструменту, напоминающему долото. Медленно он углубляется в твердый песчаник. Свердловщик должен вырубить шпур, чтобы потом зарядить его динамитом и подорвать породу. За смену он подготавливал 2–3 неглубоких шпура. Потом свердловщика вооружили ручными бурами-расчетами, но это не облегчило его труда. И только сейчас электрические и пневматичесике сверла и буры дали возможность механизировать процесс подготовки шпуров.

Саночник

12–14 часов на четвереньках ползал он в тесном и душном забое, таская на лямке тяжелые санки с углем. Не было в дореволюционном Донбассе более тяжелого труда, чем труд саночника. Он оттаскивал уголь, вырубленный забойщиком, на штрек и вновь поднимался наверх по крутому забою. Уже давно не стало на шахтах саночников. Мощные конвейеры и транспортеры заменили каторжный труд человека.

Саночник (с картины Н.А. Касаткина)«Саночник» (с картины Н.А. Касаткина)

Зарубщик

С кувалдой и поддирой и обушком шел зарубщик на работу. Обушком засекал зарубную щель, поддирой и кувалдой обивал спрессованный породой пласт. Этой профессии нестало на шахте. Врубовые машины и отбойные молотки механизировали зарубку угля. А угольные комбайны и струги дали возможность механизировать и навалку угля на транспортер.



Войдите, чтобы оставить комментарий