Деревянный цирк возле металлургического завода не сохранился, но оставил свой яркий след в истории Донецка

Цирк у нас любили всегда. Наверняка каждый дончанин и житель нашего региона хоть раз в жизни побывал на цирковом представлении. «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк», — когда-то говорил Владимир Ульянов-Ленин. Поэтому вполне логично, что в таком крупном промышленном городе, как Сталино, обязательно должно было появиться это культурное заведение. О создании в нашем городе первого стационарного цирка и пойдет речь в данной статье.

Курский чемпион мира из Юзовки

В Российской империи стационарные здания цирка были не во многих городах. Однако цирки-шапито приезжали со своими представлениями практически в каждое более-менее крупное местечко. Как удалось обнаружить донецкому краеведу Валерию Степкину, на карте Юзовки 1892 года на месте современного здания «Донгорбанка» (ул. Артема, 38) был отмечен такой передвижной цирк. Сохранилась информация и об одном известном в свое время (ныне практически забытом) цирковом артисте из Юзовки. Правда, документов о нем в наших архивах обнаружить пока не удалось, будем опираться на информацию краеведов Курской области.

Речь идет о выдающимся русском борце, атлете, чье имя стоит в одном ряду с именами Поддубного, Заикина, Луриха и других богатырей, — Григории Фомиче Русакове. Родился он в селе Злобино Дмитриевского уезда Курской губернии в 1879 году. Есть информация, что работал на какой-то шахте в Юзовке. Здесь он и начал выходить на борцовский ковер, выиграл в 1909 году ленту «Чемпион Юзовки». Отсюда его пригласили в Московский цирк.

Григорий Русаков участвовал во многих соревнованиях по борьбе в России и за рубежом. Потом он стал выступать под именем «Белая маска». В 1911–1917 годах был одним из сильнейших борцов России и мира. В 1913 году бывший чемпион Юзовки стал чемпионом мира, через два года в Париже он вновь подтвердил свой почетный титул.

Борец участвовал в соревнованиях вплоть до Второй мировой войны, т.е. почти до 60 лет. После революции 1917 года он ушел с арены и жил у себя на родине. В 1923 году он вернулся в цирк в Курске и провел бой с борцом Данилой Посунько. Через газету «Курская правда» в августе 1926 года он вызвал на бой любого борца и дал сроку три дня. Откликнулся чемпион мира «Маска Победы» И. Муромец. На 34-й минуте Русаков победил его. В 30-е годы он был репрессирован по политическим мотивам, но был досрочно освобожден по ходатайству Ивана Поддубного.

О неординарной личности Григория Русакова ходило множество легенд. Так, говорили, что он пронес 200-литровую бочку с пивом из подвала в пивную; на соревнованиях в Англии сломал шею сопернику, за это его хотели посадить в тюрьму, но простили, увидев его бой с быком, которому он тоже свернул шею. Говорили, что однажды Григорию Русакову довелось бороться с необычным борцом — женщиной, натертой маслом. Он победил — схватил ее за груди и произвел бросок. Он гнул рельсы на плечах, гнул подковы, сваливал с ног быков, поднимал мельничный жернов, на него клали ворота, на которые въезжала лошадь с телегой и людьми.

Однажды после войны Русаков ехал в кузове машины из Дмитриева в Михайловку по лесной дороге. Его ударило суком дерева и сбросило с машины (существует версия, что он сам не увернулся от сука, а хотел его сломать, чтобы он никому больше не мешал, но силы были уже не те). После этого его парализовало, он прожил еще почти год. Лежал в Дмитриевской больнице. Скончался дома. Похоронен на дмитриевском кладбище без гроба и без креста ввиду ужасной бедности. Сегодня местонахождение могилы Григория Русакова неизвестно.

Появление стационарного цирка в Сталино

Однако вернемся к истории цирка в нашем городе. Здание цирка просили построить еще в 1924 году, но тогда на заседании президиума Юзовского окружисполкома 13 апреля было решено, что «ввиду малой культурной ценности представлений цирка в ходатайстве отказать» (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р2, оп. 1, д. 16, л. 117). Однако через полтора года «культурная ценность представлений», видимо, была уже на должном уровне, и было дано добро на появление деревянного стационарного цирка уже не в Юзовке, а в городе Сталино.

Благодаря окружной газете «Диктатура труда» мы теперь знаем точную дату начала строительства стационарного здания цирка: «28 октября 1925 года. Сегодня приступили к строительству цирка на площади вблизи Церабкопа» (на месте кольца троллейбусного маршрута №2 возле металлургического завода).

Правда, при этом в той же газете отмечались и недостатки в работе появившегося цирка: «Как и всякий цирк, цирк сталинский имеет галерку. Из-за дешевизны билетов на галерке всегда очень много народу. К этому касса цирка продает на галерку билетов больше чем следует. В результате невыносимая давка и духота. Были уже случаи, когда женщины и дети падали в обморок». Цена на билеты колебалась от 30 коп. до 1,5 руб., представления начинались в 20.30.

Как уже было сказано, цирк в СССР считался одним из важнейших искусств, поэтому находился под присмотром Центрального управления госцирками, т. е. почти повсеместно в крупных городах стали создавать вместо частных государственные цирки. Было принято такое решение и в Сталино.

У нас поступили весьма оригинально — просто выкупили частный цирк, сделав его городским. Тогда право на строительство деревянного стационарного здания цирка получила труппа «Коларт», название которой расшифровывалось очень просто: коллектив артистов. Во время заседания президиума Сталинского окружиспролкома 17 мая 1926 года было поручено товарищу Чекунову подписать договор о приобретении цирка «Коларт» (ГАДО, Ф-Р279, оп. 2, д. 1, л. 140 (об.).

В документе даже указана цена этой покупки — 22 тыс. руб. (18 тыс. руб. были выплачены сразу, а 4 тыс. руб. — в рассрочку, плюс окружисполком взял на себя затраты по оформлению всех документов на сумму 400 руб.). При этом тогдашние окружные чиновники отмечали, что стоимость цирка была оценена специально созданной комиссией в 33 тыс. руб., а настоящая его цена была на уровне 50–60 тыс. руб. Видимо, тогда очень бедственным было финансовое

положение «Коларта».

Так или иначе, но в Сталино все же появился стационарный госцирк. Его ответственным руководителем (позже — заведующим цирком и директором) был тогда молодой Федор Дмитриевич Яшинов (1901–1987 гг.). Благодаря снимкам из его фотоархива мы сегодня можем увидеть хотя бы часть внешнего вида того цирка, не сохранившегося до наших времен.

Цирком в Сталино руководил легендарный человек

Надо отдельно рассказать о судьбе Федора Яшинова. Коллеги по цирку называли его просто Фредом. Это по-настоящему уникальная личность в истории советского циркового искусства. Уроженец Новочеркасска был хорошим организатором гастролей, умел правильно подать и заинтересовать публику, заставить спешить в цирк на представления. Фред Дмитриевич был сначала директором цирка в Царицыне, а с 1925 по 1931 год — у нас. Затем его как удачливого и перспективного руководителя циркового дела перевели в Харьков. Вскоре тамошний цирк стал одним из лучших на всей территории Советского Союза.

Именно в харьковском цирке создавались ведущие аттракционы и крупномасштабные номера под руководством и при непосредственном участии Фреда Яшинова. К ним можно отнести первый в СССР перекрестный воздушный полет труппы Альби (Владимира Галагана), потом пошла эпоха т.н. механических аттракционов, прославляющих последние достижения техники тех лет, например, номер «Полет на санях под куполом цирка» (А. Буслаев и И. Бугримова) и т.д. За многолетний труд и творческие достижения Фред Дмитриевич был удостоен звания «Заслуженный работник культуры УССР» и награжден орденом «Знак почета».

Цирк в Харькове был популярен, а Яшинова любили и зрители, и артисты. Ведь самое первое в Советском Союзе общежитие для цирковых артистов было специально построено именно в Харькове, и в этом несомненная заслуга Фреда Дмитриевича. Артисты между собой всегда говорили: «Еду работать к Яшинову».

Фред Дмитриевич руководил цирком в Харькове до 1982 года. Похоронен он на 2-м городском кладбище.

Госцирк в Сталино был довольно приличным культурным заведением

После того как «Коларт» стал госцирком, власти помогли сделать там ремонт. Об этом рассказывают сохранившиеся в областном архиве документы окружного инженера. Так, из приемочных актов за 10 октября 1927 года (ГАДО, Ф-Р131, оп. 1, д. 56, лл. 54, 55) мы узнаем, что в цирке в зрительном зале, буфете и конюшнях были установлены отопительные печи, фасад цирка был окрашен масляной краской стального цвета, была сделана нумерация всех зрительских мест. Кстати, крыша госцирка была железной.

В цирке были вестибюль, фойе, галерея и буфет, гардеробные для артистов, эстрада для духового оркестра (полуциркулем), даже литерная ложа. Кроме того, в цирке были информационные надписи, указывавшие на контору и кассу, и даже надпись, запрещавшая курение в деревянном здании. Перед зданием находилась деревянная ретирада (уборная), перед самым входом в цирк был установлен фонарь. В общем, цирк был довольно приличным культурным заведением на то время.

Жизнь и гастроли великих артистов в госцирке столицы Донбасса

К нам в город в то время приезжали известные артисты. Так, на общей фотографии из архива Фреда Яшинова, сделанной в 1926 году, рядом с ним сидит известный клоун-сатирик, акробат Виталий Ефимович Лазаренко (1890–1939 гг.). Он называл себя шутом его величества народа. Кстати, он не понаслышке знал о нелегком труде шахтеров, т. к. был родом из горняцкой семьи из Александровска-Грушевска (теперь это город Шахты Ростовской области). Когда ему исполнилось 8 лет, в шахте погиб его отец.

1926 г.1926 г.

Выдающийся писатель Александр Куприн однажды сделал такую запись в альбоме Виталия Ефимовича: «Милый Лазаренко! Прыгай, остри, смейся, паясничай. Твой труд любит и чопорный партер, и шумная галерка. А больше всего любят дети. И черт побери того, кто твое искусство поставит ниже всякого другого. Оно вечно».

4 февраля 1926 года в Сталино с номером «Человек-муха» выступал клоун, впоследствии заслуженный артист РСФСР Алексей Георгиевич Цхомелидзе (1886–1961 гг.). В октябре 1927 года в нашем цирке свое мастерство показывал в прошлом велосипедист, а затем известный дрессировщик лошадей Ефим Михайлович Ефимов (1883–1939 гг.). Правда, на его дебютное выступление в нашем городе большинство из 25 лошадей доставить не успели. К нам приезжал со своим выступлением и известный немецкий гипнотизер То-Рама. Из афиш того же 1927 года узнаем, что в нашем цирке шел чемпионат по французской борьбе.

Летом же проводили и другое зрелищное мероприятие — кино-цирк. Скорее всего, из-за нехватки в этот период артистов для полноценных представлений чередовали цирковые представления (или выступления эстрадных артистов) с показом кино. Кстати, в цирке летом были установлены вентиляторы (!).

Случались и скандалы. Краеведу Валерию Степкину удалось обнаружить в газете «Диктатура труда» информацию об одном из них. Кстати, из этой заметки нам удалось узнать и вместимость госцирка в Сталино — 1,5 тыс. зрительских мест. Однако подробнее о скандале.

ЦиркЦирк

26 января 1927 года появилась статья корреспондента М. Шварца «5000 сталинцев обмануты». В статье речь шла о дрессировщике животных Анатолии Анатольевиче Дурове (1893–1928 гг.), сыне знаменитого клоуна-дрессировщика Анатолия Леонидовича Дурова, которого обозвали «самозванцем Леонтием Леонтьевичем Дуровым». В заметке отмечалось: «Приезд Дурова поднял Сталино на дыбы. Администрация цирка в полном составе вышла встречать Дурова, вся милиция города Сталино была поставлена на ноги, бегая по крыше цирка и вытягиваясь перед Дуровым в струночку. Дуров взволновал даже 600 делегатов окружной партконференции». А этот Дуров рассказал для начала пару пошленьких стишков и начал опыты с животными, которые его абсолютно не слушали. Одним словом, халтура!

И пришлось администрации публично оправдываться, ссылаясь даже на журнал «Цирк» №2, где была помещена статья об А.А.Дурове, о его успешных гастролях в Италии, о том, что артист регистрировался в адресном столе и в реперткоме как Анатолий Анатольевич. И наконец, о самих выступлениях Дурова в Сталино: «Дуров дал в Сталино 25 гастролей. За это время цирк посетило более 25000 зрителей, никто из посетивших гастроли Дурова не только не кричал «обман, деньги обратно», как об этом пишет Шварц, а наоборот, выступления Дурова смотрели с интересом».

 

Как Владимир Маяковский в нашем цирке выступал

В этой статье мы уже рассказывали о клоуне Виталии Лазаренко. Надо заметить, что он дружил с Владимиром Маяковским, который, как известно, читал свои стихи жителям Сталино именно в здании госцирка. Он ехал из Луганска, сделал пересадку в Дебальцево и поехал до Ясиноватой. Поезд прилично опаздывал…

Сопровождавший Маяковского П. Лавут описал для потомков момент приезда поэта: «Пыльный поезд доставил нас с большим опозданием в Ясиноватую. Отсюда до Юзовки около двадцати километров. Наняли тачанку. Возница заметил: есть две дороги — подлиннее и получше, покороче и похуже. Выбрали подлиннее. Тогда возница добродушно добавил: «Но здесь, бывает, и грабят». Маяковский приготовил на всякий случай револьвер…

Наступила темнота. Мы боялись не столько грабителей, сколько того, что можем опоздать к началу вечера. Так оно и случилось. Наконец, громыхая по мостовой, въезжаем на главную улицу. И прямо к цирку. У входа толпа. Слышим: «Обманул, не приехал».

Из путевых впечатлений поэта: «Я поехал читать стихи в Сталино. Это растущий город омываем железными дорогами. Станций семь подходят к нему, но каждая не ближе, чем на десять-пятнадцать верст».

С Маяковским в этой поездке был поэт Семен Кирсанов, так описавший тот вечер:

В цирке народу тьма-тьмущая.

До полночи ждут, ожиданьем томясь,

Шахтеры и семьи шахтеров -

От десяти до пятидесяти лет.

Народнейших так не встречают актеров,

Как встречен шахтерской семьей поэт.

Гремели аплодисменты, набатно звучал голос поэта:

Заря Коммуны разгорается туго

Оттого, что сидим зря.

Подбросим в зарю донецкий уголь

И моментально разгорится заря.

После отъезда Фреда Яшинова в Харьков стационарный госцирк в нашем городе просуществовал еще два года, затем там случился пожар. В результате деревянное здание сгорело, но его почему-то восстанавливать не стали, поэтому впоследствии в Сталино (а потом и в Донецк) приезжали лишь цирки-шапито. Современный же цирк «Космос» в столице Донбасса был открыт 26 августа 1969 года — в канун юбилейных торжеств, посвященных 100-летию города Донецка. Но это уже другая история…

Автор выражает свою признательность генеральному директору Харьковского государственного цирка Алексею Житницкому за предоставленные фотографии из архива Фреда Яшинова.

 

 



Войдите, чтобы оставить комментарий