Утверждают, что он был расстрелян вскоре после ареста. Хотя существует мнение, что он умер от разрыва сердца на скамейке в одном из лагерей. Умер тихо, прислонившись к дереву, в ожидании того самого смертельного приговора. Незадолго до этого Бабеля видели в его зеленом брезентовом плаще, сшитом кем-то из заключенных в местной мастерской. Работать Исаака не заставляли, у него было свободное время для творчества, которое он старался максимально использовать. Словно боялся не успеть, не договорить. После его смерти остались пять пухлых папок, которые вскоре были переданы в НКВД.

Бабель после арестаБабель после ареста

Бывалые люди поговаривают, что первые несколько вечеров, стоя возле кабинета лагерного начальника, можно было услышать громкий смех. Судя по всему, Бабелевские пухлые папки с рукописями были именно там. И таки, было над чем посмеяться.

Не часто встретишь человека, который не читал «Одесские рассказы» Бабеля. Невозможно равнодушно наблюдать за событиями, которые развиваются вокруг главного героя – бандита Бени Крика. А теперь представьте себе удалого парня, который успел поработать в колхозе во времена коллективизации, а теперь отправился на заработки в шахту.

Ради того, чтобы яснее увидеть контуры своего героя, Бабель с Антониной Пирожковой после Горловки направляются в Сталино. Небольшая квартирка в районе нынешнего Центрального универмага, регулярные поездки на Смолянку, на шахту им. Шверника, которая помнит даже Василия Гроссмана.

Задор Бабеля был так заразителен, что даже Антонина решилась на спуск в подземную выработку. «Руки и ноги вскоре онемели, сердце заколотилось, и я, например, была в таком отчаянии, что готова была опустить руки и упасть вниз», — так вспоминала она об этом эпизоде своей жизни. 
Коля Топуз, по замыслу Бабеля, вечно ввязывается в различные забавные истории, он из тех людей, которые не могут прожить спокойно и одного дня.

Даже в следующем 1935 году, приезжая на слет участников литературного кружка, между многочисленными выступлениями и поездками на заводы Донбасса, Исаак Бабель находит время, чтобы работать над историями о Топузе. Донбасс, на удивление, окажется очень плодотворным краем для писателя.

И книгу, повторюсь, по слухам он таки закончит. Жаль только, не доступна она читателям, хранится где-то в архивах. Интересно, а какой же он был, этот донецкий шахтер Коля Топуз?



2 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий