Это сейчас городская власть думает о туристической привлекательности Донецка. Особенно большой всплеск активности наблюдался перед проведением у нас футбольного турнира Евро-2012. Тогда были выпущены из печати несколько путеводителей о столице Донбасса, в которых рассказывалось о самых интересных для туриста объектах. Их оказалось не так уж и мало. Но в первые десятилетия советской власти такие места в бывшей Юзовке, а тогда городе Сталино можно было пересчитать по пальцам одной руки.
 
Туристические путеводители по городу Сталино
Понятное дело, что сразу после окончания Гражданской войны и установления советской власти в нашем городе было не до туризма. Однако уже в середине 20-х годов прошлого столетия власти решили образовать в еще очень юном городе Сталино Музей краеведения, в котором всем желающим (упор делался в основном на детей и молодежь) рассказывали бы об истории города шахтеров и металлургов.
 
Тогда же были предприняты и первые попытки создания туристического путеводителя. Вернее, идея эта возникла не у нас, а в столице советского государства — Москве. Столичное издательство «Транспечать» одного из самых могущественных в Советском Союзе ведомств — Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) — в начале февраля 1927 года обратилось в Сталинский горсовет с просьбой.
В их письме сообщалось, что они приступают к созданию справочника-путеводителя «Донбасс». И так как эту книгу считали невыгодной в коммерческом отношении, то просили у городской власти предоставить им часть информации на бесплатной основе. Особенно москвичей интересовал «план города Сталино со списком переименованных улиц со ссылкой на старые названия».
 
По-видимому, эта просьба из Москвы поставила наш горсовет в тупик. Скорее всего, власть практически не задумывалась об этом, т. к. считала, что есть дела поважнее и понасущнее. И нельзя сказать, что это было неправдой.
Именно в 1926–1927 годах в Сталино намечались или уже проходили большие изменения. Как раз тогда в состав города вошли новые районы — Рыковка, Ветка, Путиловка. Именно это время решались вопросы благоустройства города: замощение Первой линии, строительство трамвайной линии от центра до станции Сталино, сооружение водопровода. В те годы начались работы по утверждению городских границ. Но денег на все не хватало. Поэтому и карту города в Москву не отправили, т. к. «для составления плана города нужны средства, которых горсовет не имеет».
 
Но первый путеводитель, в котором была информация о городе Сталино, под названием «Донбасс. Южный горно-промышленный район» под редакцией Э.С. Батенина был все-таки издан в 1928 году. В нем было 462 страницы, 24 листа красочных диаграмм, карт, планов и таблиц.
 
«Город расположен в 9 км от одноименной железнодорожной станции. Подъезжая к городу, вы видите, прежде всего, огромный завод, расположенный в котловине, от которого расходятся прямые серые улицы, или линии, как они здесь называются.
В стороне от главной улицы разбросаны одноэтажные домики новейшей стройки, над ними высятся мачты и антенны радиопередающей станции. Дальше виднеется пятиглавый собор, будто вылепленный из известки серого цвета, виднеются большие строения учреждений с вывесками на русском и украинском языках.
В летнее время город необыкновенно пылен. Жители безуспешно прячут лица от пыли, окрашивающей одежду в однообразно серый, «защитный» цвет… Сталино — столица стали. Именно здесь можно проследить весь ход горно-металлургического дела», — такие слова о Сталино можно было прочитать в путеводителе выпуска 1928 года.
 
Через 10 лет местные власти озаботились созданием истории одного из самых главных промышленных центров СССР. Было решено составить список исторических объектов города Сталино. Для этого нескольких самых активных членов областной детской экскурсионной туристической станции отправили в Сталинский областной исторический архив для сбора нужной информации. У этих ребят было рекомендательное письмо от горсовета с просьбой оказать им в этой работе всяческое содействие.
 
10 февраля 1939 года появилась на свет «Историческая справка об исторических объектах г. Сталино» (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р2109, оп. 1, д. 22, л. 4–5). В этом списке всего пять таких мест. «Донецкие новости» публикуют информацию о них так, как она была изложена в те годы, поэтому необходимо делать поправку на существовавшую в то время идеологию. В этой статье мы постараемся привести и некоторые дополнительные сведения об этих объектах. Итак…

Объект №1. Донецкий индустриальный институт. Улица Артема
«На месте Индустриального института были расположены казачьи казармы для расквартирования там казачьей сотни. Казармы были построены в 1892 году после революционного волнения в Юзовке «Холерный бунт» на средства горнопромышленников: Н.Р.О. — Юз, Макеевский рудник Иловайского, Бересто-Богодуховского общества, Алексеевского горно-промышленного общества, Рыковского рудника, рудника Прохорова, рудника Древицкого, Лидиевского рудника».
 
Вот такая информация о главном на то время учебном заведении города была приведена. Напомним, что история нынешнего Донецкого национального технического университета как раз и начинается именно со старых казачьих казарм и здания бывшего Коммерческого училища Юзовки (сейчас это 2-й корпус ДонНТУ). Здесь сначала в 1921 году появился Донецкий горный техникум им. Артема, затем в 1926 году на его базе был образован Донецкий горный институт, а потом после ряда разукрупнений и укрупнений в апреле 1935 года Донецкий индустриальный институт.
 
В 1939 году особую гордость у жителей города Сталино вызывал построенный десять лет назад в модном тогда архитектурном стиле конструктивизма ныне 1-й корпус нашего технического университета. Автором этого проекта был один из самых знаменитых в то время украинских зодчих Яков-Симон Аронович Штейнберг (1896–1982 гг.). Напомним, что в 1932 году он также участвовал в разработке первоначальных эскизов для строительства нашего оперного театра.
 
Объект №2. Мост возле Городского сада
(в народе он назывался Бальфуровским мостом)
«Внизу под мостом находилась железнодорожная станция Бальфуровка. В августе 1914 года отсюда под полицейским караулом отправлялись на фронт для защиты «Веры, Царя и отечества» юзовские рабочие и шахтеры. Здесь юзовские большевики вели большую разъяснительную работу против захватнических планов царизма в Империалистической войне».
 
Вот так, несмотря ни на что, в 1939 году слова «Вера» и «Царь» в советском Сталино писали еще с большой буквы, а «отечество» — с маленькой.
Этого исторического объекта уже не существует сегодня, хотя железнодорожная станция Бальфуровка и одноименный мост занимают особое место в истории нашего города. Название они получили в честь одних из главных британских акционеров Новороссийского общества в разные годы — Бальфуров. Вот только на сегодняшний день достоверно неизвестно, названы они в честь отца — Арчибальда или в честь его сына — Артура Монтегю.
 
А история Бальфуровского моста официально началась 30 октября 1926 года, когда управляющий Сталинским государственным комбинатом металлургического треста «Югосталь» Василий Иванович Базулин (его потом расстреляют во время сталинских репрессий) обратился в горсовет за разрешением на закрытие Кузнечного переезда через железнодорожные пути близ станции Бальфуровки (ГАДО, Ф-Р279, оп. 1, 39, л. 433).
 
«Вместо закрываемого Кузнечного переезда мы обязуемся построить над нашими железнодорожными путями у Городского сада мост, чтобы по нему могло производиться не только пешее и конное движение в обе стороны, но и могла быть проложена посередине трамвайная линия. Указанный мост должен быть выстроен и предъявлен к сдаче Горкомхозу к 1 ноября 1927 года», — читаем мы в документе.
В нем также указывалось, что дальнейшее содержание, обслуживание и ремонт моста город должен был взять на себя. «Причем мост должен содержаться в таком состоянии, которое вполне обеспечивало бы безопасное следование под ним железнодорожных поездов с обязательным соблюдением всех изданных НКПС, ВСНХ и комбинатом на этот предмет правил. Порядок и срок ремонта моста согласуются городом с комбинатом, и сам ремонт производится под техническим надзором комбината. Мы оставляем за собой право удлинить, в случае надобности, мост и изменить направление подходящих к нему дорог, если это потребуется для нужд комбината», — подчеркивалось в официальном письме руководителей металлургического комбината.
 
Однако мост в первоначально намеченные сроки так и не был построен. По информации донецкого краеведа Валерия Степкина, его сдали в эксплуатацию в августе 1928 года, а через несколько лет по путепроводу проложили и трамвайные пути. Во время Великой Отечественной войны Бальфуровский мост был взорван (точно неизвестно, каким образом).
 
Во время оккупации города Сталино немцы даже восстановили движение по одной из полос моста, по ней еще летом 1943 года ходил трамвай, но при освобождении города путепровод был снова выведен из строя. В конце 1944 года Бальфуровский мост был снова восстановлен и проработал до середины 60-х годов прошлого столетия, а потом его разобрали.
Неподалеку от него был построен новый путепровод, который используется и сейчас. Опорные быки Бальфуровского моста могут видеть пешеходы, когда идут от Южного автовокзала к супермаркету «Амстор» или цирку «Космос» по современному мосту.
 
Объект №3. Хутор Веселый (возле химического завода №15)

«Здесь в 1873 году директор завода Джон Джеймс Юз построил каменные помещения для своих охотничьих собак (собак у него было более 100 штук). Отсюда название «Собачевка». Постройки для собак были гораздо лучше «бараков» и «кают», в которых жили рабочие и шахтеры, работающие на предприятиях Юза».
 
И этого исторического объекта уже не существует. Историки так достоверно и не узнали, почему хутор Веселый получил именно такое название. Может быть, оно было связано с веселым нравом его жителей, а может, на этом хуторе располагалось немало питейных заведений, после посещения которых многим становилось веселее. Существуют только догадки, поэтому выбирайте ту, которая вам больше всего нравится.
 
Ни в архиве, ни в Краеведческом музее не сохранилось фотографий тех самых каменных помещений для собак Юза. Поэтому проверить утверждение, записанное в исторической справке 1939 года, мы тоже сегодня не можем. Известно, что хутор до революции был не такой уж и маленький (было четыре улицы). На 1927 год в нем проживало более 250 человек. Однако известна точная дата, когда городская власть окончательно решила судьбу хутора Веселого. Увы, она не была столь уж веселой.
 
«Решение Сталинского горисполкома №18/462 от 18.06.1949 года.
Докладчики — директор Сталинского коксохимического завода Семененко, председатель исполкома Калининского райсовета Иссат.
Рассмотрев решение исполкома Калининского райсовета от 16.04.1949 года «О сносе поселка «Веселый хутор» в связи с реконструкцией города Сталино и развития коксохимического завода, учитывая необходимость Сталинского коксохимического завода в организации социально-бытовых условий завода, а также по заключению санитарной инспекции о недопустимости проживания на территории «Веселого хутора», примыкающего к заводу, РЕШИЛ:
- решение райсовета подтвердить;
- обязать исполком Калининского райсовета немедленно выделить земельные участки владельцам домостроений, подлежащих сносу на «Веселом хуторе», для переноса своих домостроений;
- обязать директора Сталинского коксохимзавода оплатить владельцам домостроений стоимость транспорта, обеспечить необходимым транспортом для перевозки стройматериалов;
- обеспечить перевозку стройматериалов и строительство домостроений владельцам, являющимся семьями погибших воинов, участников Отечественной войны, семьями военнослужащих и инвалидов труда» (ГАДО, Ф-Р1430, оп. 1, д. 8, л. 96).
Таким образом история хутора Веселого и завершилась.
 

Объект №4. Улица Артема. Гастроном №2

«В верхнем этаже над магазином «Гастроном №2» в 1917 году помещался Центральный штаб Красной гвардии Антонова».
Так кратко сообщили о симпатичном двухэтажном особняке по улице Артема, 40. Он был дореволюционной постройки и тогда находился между зданиями Госбанка (ныне там расположен Донгорбанк) и областного управления НКВД (ныне в нем находится консерватория). Как рассказывали краеведу Валерию Степкину донецкие старожилы, им в гастрономе №2 больше всего запомнился кондитерский отдел — конфеты там были вкусные.
Но и этого исторического объекта города Сталино уже не существует. Особняк был снесен в связи с реконструкцией Госбанка.
 

Объект №5. Сквер Павших коммунаров

«В ограде сквера в 50-ти шагах вправо от здания кино «Комсомолец Украины» (вот так и выяснилось полное название бывшего кинотеатра «Комсомолец». — Прим. автора) стояла церковь — Преображенский собор, очаг дурмана и мракобесия. Церковь построена в 1883 году на средства Юза, купца Лобасова и добровольные пожертвования других помещиков. С рабочих и шахтеров Юзовского завода и шахт на постройку церкви и содержание причта принудительно при выдаче получки взыскивали 1 копейку с рубля. Тысячи рабочих категорически возражали против этого, но жалобы их оставались без удовлетворения».
 
Даже через несколько лет после взрыва в 1931 году Спасо-Преображенского собора, главного православного храма Юзовки, о нем упоминали (пусть и в духе коммунистической идеологии) как об историческом объекте. Интересен также тот факт, что совсем нет информации о могилах павших красных коммунаров, которых должны были при советской власти прославлять всюду. И это удивительно!
Сейчас практически на том же месте, где находился Спасо-Преображенский собор, построен православный храм в честь Рождества Христова.

Не забывайте, что проект «Донецк: история, события, факты» проводит регулярные экскурсионные прогулки по городу. Подробнее узнать о том, как записаться на ближаюшую прогулку вы можете в разделе «Экскурсии». Откройте город с Инфодоном!



Войдите, чтобы оставить комментарий