degterev-thmb

Есть люди, разговор о которых уместен всегда. Они уже сами по себе информационный повод. Несокрушимый и легендарный. Все это – о славном вратаре донецкого «Шахтера», сборной СССР, коренном дончанине Юрии Дегтереве. Наша дружба с Юрием Витальевичем дает право повести рассказ о замечательном человеке и выдающемся спортсмене, не обессудьте уж, от своего имени.

Парень с Футбольной улицы

Жизнь паренька с улицы Футбольной, Юрки Дегтерева, могла сложиться совсем даже не легендарно. Хотя нет, по своему характеру он все равно стал бы легендой. Я бы даже сказал, притчей во языцех криминальных сводок. Все могло быть, не окажись в мире подлунном футбола. А еще детских тренеров, преданных своему делу и любящих детей. Таким в группе подготовки донецкого «Шахтера» был Петр Андреевич Пономаренко. Скольких выдающихся игроков он открыл и выпестовал для большого футбола – не счесть. Один из них – Юрий Дегтерев.

Началось все с того, что пацаны со двора, уже занимавшиеся, как тогда говорили, на «Шахтере», позвали Юру с собой. Парень тренеру приглянулся, и он записал его в группу подготовки. Через некоторое время, как мне рассказывал Петр Андреевич, Дегтерев перестал ходить на тренировки. Поехал Пономаренко домой к пареньку выяснить причину. Оказалось, в футбол Юра может и на соседнем с его домом стадионе ДМЗ бегать. А регулярно ходить на тренировки, выполнять упражнения – это скучно. Лучше с пацанами пошухарить, с девчонками погулять. Не знаю уж, какие слова нашел Петр Андреевич, но сумел убедить Дегтерева вернуться к занятиям.

Как ДегтЯрев стал ДегтЕревым

Внимательный читатель, думаю, заметил, что пишу фамилию нашего героя ДегтЕрев. Хотя по всем языковым канонам должен быть ДегтЯрев. С ней, фамилией, произошел казус. В 1968-м молодого и талантливого вратаря впервые вызывали в сборную СССР. Нужно было оформлять загранпаспорт. Дело это поручили администратору «Шахтера» Василию Гарбару. Был он в плане работы, что называется, на своем месте. От Бога, в общем, администратор. Массу всяческих вопросов для команды решал. Но вот с русским языком не вполне дружил. Поэтому, когда оформлял документы, написал в бланках «ДегтЕрев». Соответствующие органы все оформили, Гарбар привез паспорт в Донецк, а там…

Что делать? Новый загранпаспорт в Советском Союзе даже спортсмен мог получить только с большими бюрократическими проволочками. А здесь Дегтереву уже надо со сборной вылетать в Швецию. По возвращении было решено, что и во внутреннем паспорте Дегтярев станет Дегтеревым. Такой вот администраторский передел произошел.

Становой хребет команды

Но вернемся к началу славной карьеры нашего вратаря. Уже в 19 лет Дегтерев сыграл первый матч за основу. Было это 20 ноября 1967 года. В соперниках – московский ЦСКА. «Шахтер» победил 2:1.

К середине 1970-х у горняков подобралась командочка будь здоров. Костяк сформировался из молодых талантливых ребят, воспитанников группы подготовки «Шахтера». По мере создания новой команды Олегом Базилевичем, а затем Владимиром Сальковым (кстати, коренным дончанином, много лет отыгравшим за «Шахтер») к донбассовцам присоединялись футболисты из других регионов. Но смогли заиграть и стать в Донбассе своими только те, кто, как говаривал знаменитый первый секретарь Донецкого обкома партии Владимир Дегтярев, пуповиной прирос к нашему краю.

По образному определению Юрия Дегтерева, команда 1970-х была сильной потому, что держалась в игровом отношении на становом хребте: дончане вратарь Юрий Дегтерев, центральный защитник Виктор Звягинцев, центральный полузащитник Михаил Соколовский из Славянска, центрфорвард минчанин Виталий Старухин. К хребту прирастали крылья, где исправно выполняли свою работу Владимир Сафонов из Иваново, дончане Юрий Дудинский и Валерий Рудаков, киевлянин Виктор Кондратов, макеевчане Алексей Варнавский и Игорь Симонов, горловчанин Валерий Горбунов, Валерий Яремченко из Кривого Рога, Александр Васин из Ровенской области, полтавчанин Юрий Резник, Владимир Роговский из Херсона. Это я упомянул лишь основных игроков…

На становом хребте и таких мощных крыльях команда буквально неслась к воротам соперника, сметая все на своем пути. Без преувеличения. Болельщики со стажем подтвердят мои слова. И если на выезде «Шахтер» еще могли остановить, то приезд в Донецк у всего Советского Союза вызывал чувство недомогания. Как говаривали, горняки загоняли любого соперника за террикон, который рядом со стадионом «Шахтер». Были и неудачные матчи, конечно, но всегда донецкая команда играла с желанием, бесстрашно, для своих болельщиков. Не случайно «Шахтер» образца 1970-х годов считается лучшим в советской истории команды. И одним из его лидеров был вратарь, многолетний капитан горняков Юрий Дегтерев.

12509433_921614537929728_3985395881171356720_n

 

12510323_921614511263064_8759396460146650741_n 12553031_921614471263068_1058041065131718772_n

«Кто нас выводит в люди»

Юрий Витальевич с теплотой вспоминает наставников, под руководством которых довелось играть в «Шахтере», сборной Союза. Как считает Дегтерев, ему очень повезло с тренерами. Это были личности: Олег Ошенков, Михаил Якушин, Гавриил Качалин, Олег Базилевич, Владимир Сальков, Виктор Носов, Никита Симонян. Каждый, порой сам того не ведая, стал учителем по жизни, по футболу. Люди с широким кругозором, они на своем примере показывали, что футболом жизнь не ограничивается. Чем разнообразней твои интересы и знания, тем больше ты будешь востребован по окончании карьеры. Наставники Дегтерева и сами были разноплановыми людьми, обладающими всевозможными талантами. Кстати, учили умению выходить из самых затруднительных ситуаций.

Наш легендарный спортсмен любит вспоминать один эпизод, когда сборную Союза тренировал Гавриил Качалин. Было это зимой 1969 года. Команда прилетела в Нью-Йорк в аэропорт имени Кеннеди, где ее должны были встретить представители одной из латиноамериканских стран. В которую, собственно говоря, и направлялись советские сборники. Что-то там не сложилось у хозяев с пониманием часовых поясов, но в означенный час они в аэропорту не появились. И через час после означенного – тоже.

В те времена в странах Латинской Америки большой популярностью пользовались балалайки. Поэтому футбольная делегация везла их с собой в изрядном количестве. На каждого из участников поездки приходилось по две балалайки… А представителя принимающей стороны все не намечается. Участники делегации начинают несколько нервничать, сгруппировавшись в зале ожидания вокруг своих оклунков.

Чтоб сбить накал ситуации, Гавриил Дмитриевич берет в руки балалайку и начинает играть русские народные песни. Да так виртуозно, что твой заправский мастер балалаечного дела. Как вспоминает Дегтерев, реакция других пассажиров была более чем красноречивой: они приняли футболистов за оркестр балалаечников. А Качалин еще и запел. Его поддержали. В общем, развлекая самих себя, а заодно и остальных пассажиров аэропорта Кеннеди, советские футболисты дождались-таки хозяев. Вот таким необычным способом была сглажена нервозность ситуации.

«Я!» – и спасайся, кто может

Авторитет Дегтерева и среди футболистов, и среди болельщиков непререкаем. Легендарный вратарь сам не знал устали в тренировках, был бесстрашен и надежен в играх, но и партнерам спуску не давал. Знамо дело, кого зря капитаном команды не выбирают. Умение Дегтерева руководить действиями обороны – это, думаю, прекрасный пример для учебников по вратарскому мастерству. Даже болельщики ощущали, кто хозяин в штрафной горняков.

Подсказки Дегтерева партнерам были довольно четко слышны на трибунах стадионов. А уж когда он выходил на верховые мячи, то знаменитое дегтеревское «Я!» отчетливо доносилось до последних рядов. Как рассказывает выдающийся защитник «Шахтера» Виктор Звягинцев, при этом кличе разбегались подальше от летящего мяча не только соперники, но и свои игроки. Возможно, в словах Виктора Александровича и есть доля преувеличения. Но незначительная. В этот момент Дегтерев видел цель – мяч – и шел на нее…

В рамке же Дегтерев не делал головокружительных бросков, играя на публику. Если уж и вытягивался в струну, чтобы «потянуть» мяч из угла ворот, то лишь в исключительных случаях. Сказались, думаю, наставления всемирно известного Льва Яшина, что вратарь должен играть неброско и надежно. А головокружительные броски, они от того, что голкипер не сумел выбрать в воротах верную позицию, не прочитал игровой эпизод.

Преемник Яшина

С первых шагов Юрия Дегтерева в сборной страны Лев Яшин увидел в нем своего преемника. Неоднократно легендарный вратарь советского футбола уговаривал Дегтерева перейти в московское «Динамо», чтобы принять от Льва Ивановича пост номер один не только бело-голубых, но и сборной Союза. Однако коренной дончанин не поддавался ни на какие уговоры.

Последнюю попытку Яшин предпринял в 1971 году, когда готовился уходить из большого футбола. Приехал в Донецк, долго вел разговоры не только с Дегтеревым, но и с его супругой Татьяной Петровной. Пустил в ход все свое обаяние. Но чета Дегтеревых решила, что здесь их родные места и уезжать никуда, даже в Москву, они не будут.

Расстроенный Яшин из Донецка поехал в Днепропетровск, где из «Днепра» забрал в московское «Динамо» Владимира Пильгуя. Правда, стать достойным преемником великого вратаря у парня не получилось. Ох, чуяло сердце Льва Ивановича: будет что-то неладное, если в Москву не переедет Юрий Дегтерев.

Милицейские университеты

Жизнь умеет выделывать такие коленца, что остается только удивляться: почему, зачем? Хотя через время человек понимает, что все было не от лукавого… В одном доме с Дегтеревым жил генерал милиции Иван Гладуш, начальник УВД Донецкой области. Футбольный, надо сказать, человек. Иван Дмитриевич с Юрием Витальевичем не раз прогуливались вечерами по бульвару Пушкина: про всяко-разно футбольное и житейское беседовали. Как-то Гладуш завел такой разговор: «У вас в команде «профильный» институт торговый. Почти все футболисты в нем учатся. А не хочешь пойти по правоохранительной линии?» А Дегтерев тогда больше о футбольных линиях думал: защиты там, нападения, – а не о жизненных.

Через некоторое время опытный генерал вернулся к «игровому моменту» с линией жизни. Юрий Витальич по-капитански сразу взял игру на себя: «И как это можно осуществить практически?» Оказалось, просто. Поступает Дегтерев в ДССШМ (Донецкая специальная средняя школа милиции, ныне – Донбасская юридическая академия). На очное отделение. Было это в 1973 году.

Учащимся, между прочим, был дисциплинированным. На матчи в гостях Дегтерев ездил, что называется, с книжками под мышкой. В самолетах, гостиницах, поездах учил заданные материалы. Сдавал экзамены. Конечно, что-то экстерном. Все преподаватели его знали, но поблажек игроку «Шахтера» никто не делал. Да и не хотел их Юрий Витальевич. Наставления тренеров о том, что жизнь не заканчивается футболом, Дегтерев уяснил для себя четко. И потом, считал, что не имеет права подводить генерала Гладуша, который направил на милицейскую стезю.

Затем в 1978 году Дегтерев поступил на заочное отделение Киевской высшей школы милиции (КВШМ). Чтоб не быть «свадебным генералом», Юрий Витальевич в 1983 году вместе с окончанием КВШМ закончил и карьеру футболиста. Страна получила нового лейтенанта милиции. Да еще какого!

майор Дегтерев

Майор Дегтерев

Борьба с хищениями социалистической собственности

Первым местом службы лейтенанта Дегтерева стал отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности Донецкого городского УВД. В круг должностных обязанностей нового старшего оперуполномоченного попали автозаправочные станции, транспорт и строительство. Где и нужно было пресекать расхитителей социалистической собственности. Сию миссию, к вашему сведению, Юрий Дегтерев исполнял не хуже, чем защиту ворот «Шахтера».

Природная дружелюбность, откровенность позволили Юрию Витальевичу легко влиться в правоохранительный коллектив. Возможно, еще генерал Гладуш верно заприметил у Дегтерева милицейскую хватку и посоветовал выступить на защиту правопорядка. Думается, многие из тех, кого прихватывал на хищениях Дегтерев, до сих пор вспоминают его. Пусть не с содроганием, но уж с почтением точно…

Когда Дегтерев только пришел в ОБХСС, руководитель одного из подшефных ему предприятий собрал своих подчиненных и выдал речугу примерно такого содержания: «Нас теперь курирует бывший футболист с высшим образованием. Ему деньги не нужны, они у него есть. Ему важнее вас за решетку упечь». Конечно, находились желающие «подмазать» начинающего опера. Не удивлюсь, если кто-то ощутил на себе знаменитое дегтеревское «я!», а в качестве мяча было нечто иное. Хотя история о таких фактах и умалчивает. По словам же самого Юрия Витальевича, он технично пояснял человеку, что попыткой «дать на лапу» можно выхлопотать «путевку в солнечный Магадан». Но гораздо чаще все же побаивались с такими темами подъезжать к Дегтереву. Авторитет принципиального человека, заработанный еще в спорте, перекочевал и в милицию.

И все же нашелся один персонаж на руководящей должности, который всеми методами хотел «порешать вопрос» с Дегтеревым: и деньги, и угрозы. Но решальщик обмишурился чуток. Как это у Леонида Филатова в «Сказке про Федота-стрельца…»: «Только сей чуток потянет лет примерно на пяток». Прошел тот «пяток», стоит Дегтерев на остановке, подъезжает троллейбус, а за рулем… бывший руководящий. Даже посигналил Витальичу, заулыбался. Трудно сказать, в чем была его радость от столь неожиданной встречи…

Виток милицейской доли

В 1989 году майор Дегтерев был переведен с повышением – начальником отделения уголовного розыска Донецкого горУВД. Считалось, что розыск – самая пробивная структура милиции. Именно в ней и должны работать такие люди, как Юрий Дегтерев. Смею предположить, что уровень нашего угро был не ниже знаменитого МУРа – Московского уголовного розыска.

Кроме полагающихся его отделению «подопечных» в виде домушников, майданщиков, щипачей и других спецов криминального дела, Юрию Витальевичу добавили курирование городской инспекции по делам несовершеннолетних. Когда Дегтерев смотрит сериал «Улицы разбитых фонарей», то находит много параллелей со своей работой в угро.

Следующий виток милицейской доли поднял Юрия Дегтерева в 1992 году в начальники курса Донецкого юридического института. Такое себе коловращение жизни. Начал путь в милиции с этого учебного заведения, когда оно называлось ДССШМ, там и завершил в 1995 году, перейдя на тренерскую работу в «Шахтер».

Настоящие менты

С искренним уважением говорит наш герой о людях, с которыми свела милицейская судьба. Они были рыцарями без страха и упрека, честными и справедливыми милиционерами, преданными своей работе. Конечно, это начальник Донецкого городского УВД генерал Владимир Анохин. И начальник отделения строительства и транспорта ОБХСС города подполковник Николай Долуд. Конечно, полковник Владимир Кушнир, начальник ОБХСС горУВД. Затем довелось служить под началом полковника Геннадия Домашенко. Просто великолепные его замы – полковник Григорий Полищук и подполковник Константин Кравченко. Начальником одного из отделений ОБХСС города был талантливый организатор, у которого многому научился Дегтерев, подполковник Леонид Зима, дослужившийся впоследствии до генерал-лейтенанта. По угро нельзя не вспомнить полковников Владимира Лисняка, Анатолия Волощука, Анатолия Загребельного.

Да вообще все, с кем довелось охранять правопорядок Дегтереву, заслуживают самых добрых слов. Всех их перечислить невозможно. Но именно благодаря им Донецкая городская милиция входила в число лучших в Союзе.

Первый тренер вратарей

Юрий Дегтерев вошел в историю «Шахтера» не только как легендарный футболист, но еще и как первый тренер команды по работе с вратарями. В середине 1990-х эта тренерская специализация была еще в новинку. Не было никакой литературы по системам подготовки голкиперов в профессиональных командах. Поэтому Витальич ничтоже сумняшеся принял на вооружение свой опыт, апробированный годами выступлений за «Шахтер». Нагрузки на тогдашних голкиперов выпали не­слабые. Но никто не сетовал. Знали, Витальич дурного не посоветует и не применит.

Готовил вратарей Дегтерев до 1999 года. Крайне неудачное выступление команды при Анатолии Быщовце привело к логичной отставке главного тренера. В договорах с тренерами команды было прописано: в случае невыполнения поставленных задач уходит весь тренерский штаб.

12508716_921614444596404_4824007618197876826_n

«Военный» штаб Федерации футбола Донецка

Истинный дончанин должен быть со своим городом в любые времена: и радостные, и трагические. Так считает Юрий Витальевич Дегтерев, который с родным Донецком переживает все тяжести войны. Как он говорит, никуда не убегал. А в Федерации футбола Донецка вообще образовался «военный» штаб, в котором каждый день, невзирая на обстрелы, собирались обсудить текущий момент знатные ветераны донецкого футбола: Юрий Дегтерев, Виктор Звягинцев, Евгений Король, Виталий Савельев, Александр Штурлак. Никакая опасность не смогла их устрашить. Они верой и правдой служили «Шахтеру» и остались верны Донбассу…

Несмотря на нынешние трудности, Юрий Витальевич уверен, что большой футбол на нашей земле еще возродится. Но уже обновленным. И болельщиков Донбасса, безусловно, ждут футбольные баталии самого высокого уровня. Важно верить.

Досье

Дегтерев Юрий Витальевич

Родился 5 октября 1948 года в Сталино

Мастер спорта международного класса

За «Шахтер» (Донецк) выступал с 1967 по 1983 год

Серебряный призер чемпионатов СССР – 1975, 1979

Бронзовый призер чемпионата СССР – 1978

Обладатель Кубка СССР – 1980

Лучший вратарь СССР – 1977

В составе юношеской сборной СССР – чемпион Европы 1966, 1967 годов

Рекордсмен «Шахтера» по матчам за сборную СССР – 17 игр, пропустил 10 мячей

Входит в символический Клуб им. Льва Яшина (148 «сухих» игр в карьере)

  • Газета «Донецкое время», 20 января 2016, № 2 (16)
  • Олег Антипов. Фото Павла Ныркова и из личного архива Юрия Дегтерева


Войдите, чтобы оставить комментарий