luxsc

Данный материал – попытка обобщить исторические сведения относительно становления местного радиоэфира на Донеччине, осмысления условий развития государственного радиовещания в регионе и его востребованности обществом.

Радио занимает значительное место в жизни общества. Практика опередила теорию, накопила огромный опыт вещания, который еще нужно осмыслить и основательно проанализировать. Актуальной стала потребность обобщить и творческие достижения практической радиожурналистики восточных областей Украины. Опыт убеждает, что «завоевать» аудиторию к полной мере проще именно на региональном уровне, потому что человека прежде всего интересует происходящее в той среде, где он живет.

«Славься шахтерское племя, славься шахтерская работа!..». Каждое утро, прославляя гвардию труда, мелодия марша шахтеров Донбасса звучит из радиодинамиков во всех городах и селах Донецкого края. А потом уже знакомый голос диктора провозглашает: «Говорит Донецк! В эфире передача…».

Сформируем обзорную характеристику существующих тематических источников, которые так или иначе связаны с эфирным вещанием на территории нашей страны – ряд печатных изданий (монографий, пособий, авторефератов диссертаций, специализированной периодики и т.п.), а также архивных материалов.

С начала своего существования и к провозглашению независимости нашего государства Украинское радио развивалось как составная часть большого механизма – Всесоюзного радио, работало в соответствии с одними и теми же законами. Поэтому следует обратиться к первым изданиям, которые появились в печати в Москве и Ленинграде в 90-х годах прошлого столетия. «Среди них справочник «Радио и телевидение в СССР» [1], где в частности приведены основные данные, характеризирующие советское радио, сведения относительно программ радиовещания в СССР, самых важных передач центрального и местного вещания, газет, посвященных вопросом радиоэфира, объемов радиовещания. Также предлагается короткий исторический экскурс в возникновение «проводных передач» и хронология самых важных событий из истории радио и телевидения за 1917-1959 гг., приводятся высказывания деятелей науки, культуры и искусства о роли и значении этих аудиовизуальных средств массовой информации», – указано в документально-научном издании «История национального радиоэфира: архивные материалы (1942-1969)» [1]. «К сожалению, сегодня такие справочники не издаются», – делает замечание его составитель Н. Сидоренко [1].

К воссозданию отдельных моментов деятельности Украинского радио неоднократно обращались отечественные исследователи. В 1970 г. киевский научный работник В. Полковенко подготовил небольшое по объему издание «Майстерність українських радіопубліцистів» [2]. В своей кандидатской диссертации «Украинская радиопублицистика периода Великой отечественной войны» (1970) он проанализировал роль радио в сложных условиях войны, рассмотрев особенности языка радиопублицистики военного времени.

Перу профессора В. Миронченко принадлежит учебное пособие «Інформаційне радіомовлення на Україні» (1984) [3], где освещаются вопросы возникновения, становления и функционирования информационного радиовещания в Украине, раскрываются основные принципы деятельности, исследуются его формы, место и роль. Значительно более полным является издание «Інформаційне радіомовлення України: (Сторінки історії)» (1996) [4].

Киевский историк В. Ляхоцкий в диссертационной работе «Материалы радиовещания как источник изучения деятельности Компартии Украины в годы Великой Отечественной войны» (1990) [5], предлагает содержательную и хронологическую структуру уцелевших архивных массивов: преимущественно приказов и распоряжений. Тексты эфирных передач, справочные материалы, объяснительные записки, положения, штатное расписание и т.п. С 1931 г. формируется фонд личных дел работников радиокомитета. Частично представленная документация местных (региональных) радиокомитетов. Приводятся свидетельства, которые могут стать точкою отсчета для поисков многих исследователей истории украинской радиожурналистики.

Составитель сборника учебных материалов «Гід журналіста» А. Лазарева рассматривает «правило приближения интересов», исходя из того, что «больше всего люди интересуются сами собой. Из огромного количества событий и фактов, которые сообщаются каждый день, надо отбирать то, что ваш читатель (слушатель – ред.) может соотнести с собственным жизненным опытом, проблемами, сферой интересов» [6]. Она доказывает, что в центре внимания, или на перекрестке всех возможных векторов интереса, – стоит собственная персона читателя (слушателя – ред.).


Профессор А. Мелещенко в учебном пособии «Паперові та електронні інформаціонні моделі» [7] утверждает, в частности, что в монопартийный период в СМИ понятие «личность» выступало антиподом понятия «массы», имея в виду известных общественных деятелей или просто лиц, наделенных большой властью. Прославлялась ударная работа советских тружеников. Отражение человека на практике имело вид создания «образцов работы передовых людей» с целью передачи их опыта всем трудящимся и воспитание последних в «духе честного, добросовестного отношения к работе и общественному хозяйству». Говорилось не столько о личности, сколько о ее работе. На первом плане было не духовное, культурное богатство человека, а только описание передовых технологий производственных процессов. А. Мелещенко в своем исследовании приходил к выводу, что «в ситуации, когда на практике закладывались основы журналистского профессионализма, приоритетным выступало эмпирическое познание человека с присущим ему методами – наблюдением и описанием, которые фиксируют внешние проявления объекта» [7, 16].

Украинский научный работник Н. Сидоренко отмечает: «В фондах Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского НАН Украины сохранилось несколько изданий, которые могут быть своеобразным дополнением к прошлому Украинского радио. Это программы радиопередач местных радиокомитетов («Программы радиопередач Донецкого областного радиокомитета» и т.д.), где документально зафиксированы названия передач, представлены фото участников программ, приведены образцы объявлений и анонсов, рекламы концертов, разных мастерских, продуктов, магазинов, ресторанов, кафе и т.п. Развитие тогдашней музыкальной культуры, которую пропагандировало национальное радиовещание в 30-х годах, отображено в частности в «Программе выступления Украинского радиокомитета на Всесоюзном радиофестивале 5 апреля 1936 года» [1].

Особое место принадлежало газете «Радио: вещание, техника, аматорство» [1] , которая в течение 1930-1935 гг. выходила в Харькове, а со временем – и в Киеве (1935-1941). В передовой статье «Наши задачи» первого номера отмечалось, что «журнал основан на принципах освещения всех вопросов, связанных с радиодвижением, должен отображать его характерные процессы, уделять серьезное внимание формированию, содержанию и формам украинского радиовещания. Газета широко освещала вопрос радиотехники и радиолюбительства, звучание передач и творческого подхода к эфирному использованию материала, вообще играл незаурядную роль в процессе укрепления в повседневном быту такого явления, как радиовещание. Осознание культуры информационного эфира – то, без чего сегодня просто невозможно представить человеческое существование. «Радиопресса активно содействовала развитию области. Сообщала о достижениях и определенных просчетах, отображала историю общественного становления, была свидетельством высокого научного потенциала украинских радиоспециалистов» [1].

Фонды ведомственного архива Национальной радиокомпании Украины хранят очень ценные для исследователей материалы. Своеобразным путеводителем является сборник «Живі голоса України: Нариси про радіожурналістів» (составитель Н. Сидоренко) (2004) [8].

Автор этих строк в своих статьях «Початок становлення радіомовлення у Харківській області» (2006) [9] и «Нотатки з історії радіомовлення на Луганщині» (2007) [10] отразил особенности местного радиовещания в определенных регионах в определенный исторический отрезок времени.

Существуют определенные теоретические исследования и других украинских научных работников из разных аспектов радиовещания в нашем государстве, в частности А. Гояна, В. Здоровеги, В. Лызанчука, В. Набруска, Ю. Омельяненка, Г. Прокопенко, А. Школьной, однако проблемы становления и развития местного радиовещания надлежащим образом до сих пор не изучены. Разногласие между современной необходимостью, актуальностью темы и незначительной степенью ее изучения обусловила обращение к истокам радиовещания в восточных регионах государства, в том числе в Донецкой области.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые сделана попытка системного анализа становления и развития радиовещания в Донецкой области.

Когда на Донеччине открыли залежи угля, в XIX ст. сюда приехал Джон Джеймс Хьюз, известный в народе как Юз. Именно он стал своеобразным основателем будущего города. Поселок назвали его именем Юзовкой, построили завод, и начали развивать. Постепенно поселок Юзовка стал городом. В 1924 г. Юзовку переименовали в Сталин. Пока определялись с названием, город несколько недель имело название Троцк. В 1964 году Сталино был переименован в Донецк, а Сталинская область стала Донецкой, от названия реки – Северский Донец. Современный Донецк – это большой промышленный, административный, культурно-просветительский и учебный центр, население которого превысило миллион человек [11].

Безусловно, Донецкое государственное радио оставляет определенный след в памяти и в душах людских. В течение более 80 лет своего существования оно рассказывает обо всем, что происходит в обществе, в регионе, в стране, временами оставаясь для многих граждан чуть ли не единственным «информатором» и средством связи слушателей с миром.


16 мая 1927 года считается днем рождения радиовещания в Донецком крае. Но к тому историческому моменту, когда из динамиков прозвучал голос диктора: «Говорит «Сталино- Донбасс»» через радиостанцию РВ-26 на волне 386,6 метра!», были годы настойчивой работы связистов, которые обеспечили успешное начало радиовещания в регионе.

Глава секции истории при Харьковском правлении научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А.С. Попова В. Артеменко отмечает, что бурное развитие радиовещания в стране началось после прихода к власти большевиков. Руководители Советского государства стремились использовать возможности радио для широкого просвещения масс [12].

Радиосвязь развивалась. Любители создавали новые самодельные радиотелеграфные аппараты. Но, как утверждает Г. Рожко, «… с мая 1900 года все работы по радиотехнике было засекречены военным ведомством, и это тормозило развитие области» [13].

Когда радиофикация делала первые шаги, руководство государства настаивало, чтобы в каждом населенном пункте было радио. «Каждый волостной комитет и сельский комитет, а также клубы при фабриках и заводах, должны знать, что в определенное время им сообщат все политические новости, все самое главное о событиях дня, и, таким образом, наша страна будет жить полноценной политической жизнью, узнавая каждый день все, что делает и выполняет правительство, формируя общественную мысль по главным вопросам. Страна не будет должна находиться во тьме: газеты приходят медленно, с опозданием, и отныне радио, при наших условиях разрухи, особенно важно» [12].

Таким образом, начала создаваться постоянная радиопередача-радиогазета.

Более пяти лет поисков в архивах Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова позволили В. Артеменко документально доказать, что первая радиостанция на Донбассе была основана в Мариуполе.

«Заведующий Мариупольским отделением «УкрРОСТА» товарищ Волков телеграфировал в Харьков: «Укрревком, товарищу Петровскому. Из-за неудовлетворительного телеграфного соединения Мариуполь почти лишен информации. Повлияйте на соответствующие учреждения для предоставления нам радиоприемника» [12].

29 мая 1920 года Г. Петровский написал: «Наркомпочтелю. Взяться за оборудование в Мариуполе радиостанции и сообщить мне» [12].

И уже 4 июня 1920 года радиостанция приняла первую информацию из Москвы. С этого момента мариупольские газеты «Серп и Молот» и «Приазовская правда» с помощью радио начали получать точную и достоверную информацию.

Заведующий радиостанцией А. Каплуненко вместе со своими товарищами А. Чекрыжевым и А. Коломенским открыли одну из лучших радиошкол в Украине. Их ученики со временем работали на всех радиостанциях Донбасса.

Проявлял заботу об организации радиосвязи в Донбассе и глава Совнаркома Украинской ССР В. Чубар, который в начале 1921 года направил сюда 9 радиостанций. Одна из них стала Бахмутской (Артемовской). Бахмутские газеты «Всероссийская кочегарка», «Донецкие известия», используя радиоматериалы, оперативно рассказывали читателям о событиях в государстве и за границей, о политике Советской власти, о мероприятиях партии.

Хотя односторонняя связь не устраивала власть. Поэтому в конце 1922 г. Была сооружена 5-кВт передающая станция. Она начала регулярный обмен сообщениями с Харьковом, Ростовом, Киевом и другими городами. Приемочные радиостанции работали в Юзовке, Гришином (Красноармейск) и Дебальцево. Среднемесячный прием каждой радиостанции составлял свыше 100 тысяч слов.

Радиостанции Донбасса были пропагандистами на передовом рубеже идеологической работы. Газеты Енакиева «Плуг и Молот» и «Енакиевский рабочий», Константиновки – «Слава труду» и много других газет края без живой, оперативной информации, полученной с помощью радио, никак не могли обойтись.

Используя радио, власть разговаривала с народом, мобилизовала граждан на выполнение планов хозяйственного, социального и культурного строительства в государстве.

Газета «Диктатура труда» (праотец «Социалистического Донбасса») известила о самом важном событии в жизни тогдашнего Донбасса так: «В понедельник, 16 мая 1927 года, официальное открытие Сталинской широковещательной радиостанции окружного исполкома. Программа передач» [14]. А уже 28 мая напечатала статью «Голос миллионов» [15]. Газета писала: «На радиостанции удивительно отсвечивают розово-фиолетовым светом анодные и модуляторные лампы, гудят трансформаторы и радостно подпрыгивают синие стрелки над таинственными цифрами измерителей. Задумчиво поднялась в звездное небо 56-метровая мачта антенны. Радиостанция начала свою работу. Ее слышать хорошо, четко и ясно» [15].

Первая эфирная радиостанция нашла прописку в одноэтажном домике в поселке Далекий (ныне на этом месте расположены библиотека имени Н.К. Крупской и художественный музей). Она была оборудована одной 56-метровой мачтой со специальной антенной, которая позволяла хорошо слышать сигнал радиостанции на всей территории Сталинского округа. Имела лучший к тому времени комплект радиопередатчика «Малый Коминтерн» мощностью 1,2 киловатта, который серийно изготовляла промышленность на основе разработок известной Нижегородской радиолаборатории. Голос Донбасса через Сталинскую радиовещательную станцию услышали жители и граждане бывшего Советского Союза далеко за пределами региона из громкоговорителей и радиоустановок – за 1500 километров от окружного центра. К тому времени в Сталинском округе было почти 400 клубных громкоговорителей и до тысячи радиолюбительских установок.

Первые передачи вышли в эфир из аппаратной передатчика. А накануне 10-й годовщины Великого Октября они начали выходить в эфир из студийной аппаратной вечером. Это были выпуски радиогазеты (по материалам печатных изданий) и концертные программы, в которых охотно принимали участие артисты города [16].

Звукозаписи тогда не было. Все передачи велись в прямом эфире, что возлагало на участников большую ответственность, требовало серьезной подготовки [17].

В 1930 г. было принято решение открыть в Сталино радиостанцию более мощного излучения. Работа по формированию творческого коллектива была поручена режиссеру из Артемовска товарищу Хенкину (в дальнейшем – диктор и режиссер радиокомитета), музыкантам Ладыженскому (будущему главному редактору эфира) и Руденко, который потом стал художественным руководителем. Для радиокомитета выделили одно из самых больших помещений на улице Вторая линия (сегодня там, в доме № 62 на улице Кобозева, разместился Донецкий вечерний текстильный техникум), в котором были оборудованы помещения для радиовещания [17].

Вторая линия (улица Кобозева), 62. 1928 год

Передачи звучали с 9-ти часов утра до 23-х часов вечера ежедневно. Для этого был сформирован большой коллектив артистов, дикторов, композиторов, писателей. Программы составлялись из литературных и музыкальных передач, рассказов о жизни и деятельности руководителей партии и правительства, лекций по истории Советского государства и Коммунистической партии. В частности, 30 октября 1930 года прозвучал монтаж оперы «Катерина». 29 марта 1935 года прозвучала интересная передача, в которой речь шла об изменениях в городе за годы советской власти [17].

Были и другие интересные материалы. Рабочие радио часто проводили творческие встречи в трудовых и учебных коллективах, в рабочих клубах. Вот что говорилось об одной из таких встреч в статье, опубликованной 21 марта 1935 года в газете «Сталинский рабочий»: «17 марта в переполненной аудитории горного института прошел вечер празднования столетия выдающегося памятника финского народного эпоса – «Калевали». Состоялась художественная часть. С большим мастерством Хенкин прочитал первую руну (песню) «Калевали». Артист Ракицкий (тенор) исполнил «Весеннюю песню» Грига».

В 1932 г. в радиокомитете был создан симфонический оркестр. Его организатором и руководителем стал талантливый дирижер А. Климов (в дальнейшем – главный дирижер Ленинградского академического театра оперы и балета). По радио начали транслировать концерты. Исполнялась классическая музыка российских и зарубежных композиторов, выступали солисты.

Симфонический оркестр часто давал шефские концерты в трудовых коллективах. Например, артисты радио были первыми, кто поздравил Алексея Стаханова с рекордом, посвятив ему свое выступление.

За годы первых пятилеток полукустарную радиостанцию заменила мощная современная аппаратура. Две больших студии, новейшее отечественное оборудование, – все это обеспечивало высокое качество радиовещания.

В конце 20-х годов интерес к радио заметно возрос. Многие любители мастерили радиоприемники, обращаясь за консультацией к специалистам радиовещания. Во многих рабочих клубах существовали ячейки товарищества друзей радио. При содействии профсоюзов открывались радиоаудитории, оборудованные громкоговорящими установками, которые позволяли устраивать коллективное прослушивание радиопередач [16].

Это было весомое событие для жителей индустриального края. Возле громкоговорителей, установленных на улицах и площадях, собиралось много людей. Все, затаив дыхание, ловили каждое слово диктора. Чтобы послушать радио, в город приезжали жители соседних поселков и сел [18].

На Донбассе такие же радиостанции существовали еще в Луганске, Мариуполе и Артемовске. А после введения в действие в Сталино передатчика РВ-26 и организации Вседонбасского радиоцентра они были закрыты [16].

В начале 30-х годов радиостанция перебазировалась в восточную часть города в более просторное помещение с прилегающей свободной территорией. Там был установлен новый радиопередатчик мощностью 10 кВт, наиболее современный прибор на 100-метровых башнях. Сразу же началась радиофикация квартир граждан, развернуто строительство радиоузлов. С этих пор (30-е годы) начал работать Вседонбасский радиоцентр [16].

Продолжительность передач в эфире возрастала. Со временем они стали выходить дважды в сутки.

Штат первой радиостанции составлялся из инженера-электрика, механика и смотрителя (монтера). В дальнейшем, с расширением средств радиовещания и увеличением продолжительности работы, технический персонал пополнился дипломированными радиоспециалистами. Значительный вклад внесли радиоинженеры А. Одинцов, А. Смирнов, П. Трипольский, И. Пахомов, Г. Сердюков, П. Ильин, радиотехники Б. Шепель, Ф. Сергиенко, Н. Жигалов и Е. Жигалов и многие другие [16].

Несовершенная техника радиопередачи и приема, почти полное отсутствие квалифицированных радиотехников не смогли остановить бурного развития радиовещания. Как всегда – что было характерным для того времени – развитие радио в значительной мере выиграно благодаря энтузиазму людей, которые загорелись новым делом.


Просмотрим программу передач радиостанции «Сталино-Донбасс» РВ-26, которая работала на волне 386,6 метра в ноябре 1936 года. Эфир начинался в 9.00. Это были 20-минутные концерты массовой советской песни (грамзапись), украинской народной песни (грамзапись), песни и музыка народов СССР (грамзапись), произведений выдающихся украинских композиторов (грамзапись), отрывки из опер российских и западноевропейских композиторов (грамзапись), а также маршевая, танцевальная и балетная музыка (звукозапись), частушки и народные песни (грамзапись) и так далее. Также в программу был внесен литературно-музыкальный монтаж «Первая конная» (тонфильм), «ОКДВА» (тонфильм) [19].

В 9.20 транслировалась беседа группы «В помощь самообразованию»: «Реконструкция города Сталино», «19-я годовщина Октября и первый стахановский год», «Единый антифашистский фронт», «Электрификация донецкого села», «Сыпной тиф», «Животноводство Донбасса». В ту пору 20-минутные беседы чередовались через день с разными передачами для малышей и детей дошкольного возраста. В эфире звучали сказка Бойми «Красный курлышка», сказка Киплинга «Слоненок», рассказ Розанова «Приключение травки», Льва Кассиля «Буденовка», сказка Чуковского «Солнечная», рассказ Воронковой «Счеты», Наталии Забилы «Карандаш-рисоваш», украинские народные сказки и песни и так далее. Попали в эфирный отрезок этого времени и две передачи для пионеров и школьников: очерк «Вчера на празднике» и «Трансляция концерта художественной самодеятельности из Сталинского Дворца пионеров».

В 19.30 несколько раз в месяц в эфир выходили 30-минутные радиопередачи для октябрят, пионеров и школьников. Это стихи Г. Рыльского, воспоминания П. Постышева о гражданской войне, концерты «Красная армия – в песнях», литературно-музыкальные передачи: сказка А. Толстого «Золотой ключик», рассказ Петра Панча «Маленький партизан». 5 ноября даже была проведена трансляция с квартиры лучшего отличника обучения. А 6 ноября состоялась трансляция пленума Сталинского городского совета, посвященного 19-й годовщине Великого Октября (19.30 – 23.00).

Дважды-трижды на месяц в 9.40 выходили в эфир 15-минутные «Ответы на письма радиослушателей». В это же время в будни звучал утренний выпуск «Последних вестей» (15 минут). Утренний языковой отрезок закрывала реклама на 4 минуты.

После перерыва областное радио возобновляло свою работу в 19.30 получасовым концертом. В 20.00 в эфир выходила также получасовая литературная передача: выступления писателей Донбасса с произведениями, посвященными 19-й годовщине Великого Октября (передача из Ворошиловграда), литературное и народное творчество УССР, разучивание песни «Про Кармелюка», литература Советской Белоруссии, литературная передача «РККА и ее вождь и организатор К.Е. Ворошилов», художественная самодеятельность Донбасса, концерт украинской народной песни, литературная передача «Писатели Запада о СССР», литературная передача «Поэты Украины – Октябрю», драматическая передача об А.С. Пушкине («Моцарт и Сальери» в переводе на украинский язык Г. Бажана), литературная передача, в которой был помещен фольклорный материал шахтеров и колхозников Донбасса. Дважды в неделю с 20.00 до 20.30 проводилась беседа группы «В помощь самообразованию»:  «Донбасс старый и новый», «19-я годовщина Октября», «Единый антифашистский фронт», «События в Испании», «Как работал Пушкин», «Повышение производительности мартеновских печей», «Освоение Севера».

С 20.30 до 21.00 – общественно-политическое вещание, выступление художественной самодеятельности Ворошиловграда, концерт на тему «Жить стало лучше, жить стало веселее», концерт по заказу орденоносцев Донбасса, концерт «Донецкий симфонический оркестр и его солисты», концерт симфонического оркестра по заказу радиослушателей, литературно-музыкальная передача «Ленин и Сталин в творчестве народов СССР», концерт из произведений украинских композиторов-классиков, музыкальная передача «Наши молодые музыкальные кадры» (выступление молодых педагогов и лучших учеников Артемовского музыкального училища), монография «Николо Паганини (жизнь и творчество)», концерт «Отрывки из опер западноевропейских композиторов».

5 ноября с 20.30 до 22.40 велась трансляция из Киева Всеукраинской олимпиады самодеятельного искусства.

С 21.00 до 21.30 – трансляция концерта симфонического оркестра Донецкого областного радиокомитета, передача для пионеров и школьников, которая состояла из воспоминаний старых большевиков и показа детской художественной самодеятельности. Другая передача – радиокомпозиция Гершензона «Робин Гуд». И все же преимущественно в это вечернее время звучали концерты по заказу орденоносцев Донбасса и радиослушателей.

Нередко трансляция происходила из Донецкой филармонии, в эфире звучали концерты по произведениям украинских композиторов-классиков.

После десятиминутного перерыва на рекламу вечернюю программу продолжали выступления симфонического оркестра, Донецкого театра оперы и балета, а также концерт советской симфонической, оперной и камерной музыки, звучали народные песни, монтаж оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского.

Традиционно в 22.40 в эфир выходил 15-минутный вечерний выпуск «Последних новостей».

Программа дня вещания завершалась в 23.00 рекламой и анонсом передач на следующий день.

Итак, программа радиопередач отображает состояние идеологической направленности. Компартия во всех сферах жизни общества вдохновляет и настраивает граждан на неутомимую работу во имя светлого будущего, на приумножение достижений советского уклада.

В отечественной журналистике в течение монопартийного периода – на протяжении семи десятков лет – использовались такие главные темы: производственная (экономическая), природоохранная (экологическая), партийной и комсомольской жизни, борьбы за мир и разоружение, жизнедеятельности профсоюзов и Советов народных депутатов, научно-технического прогресса, социалистического соревнования, патриотического и интернационального воспитания молодых, воспитание коллективизма, морально-этических отношений между людьми, эстетичного воспитания, пропаганды советского образа жизни, критики и самокритики [7, 13].

Радио было призвано агитировать, пропагандировать, организовывать массы на определенные свершения. В первые годы Советской власти для молодой республики жизненно важными были единство, централизация, дисциплина, а экономическая необходимость работать для молодого и зрелого поколения выступала как материальная потребность, как необходимость работать в буквальном смысле во имя насущного. Поэтому все планы ввязывали с построением материально-технической базы, ориентируясь на приросты, надои, урожаи, то есть экстенсивные методы экономики [7, 14].

Сосредоточенность на агитации фактами содействовала созданию и упрочению профессиональной установки на уровневое взаимодействие с людьми. А также блокировала формирование интереса к личности героев материалов.

Журналистов прежде всего интересуют отношение героя материала к работе. Они отмечают выполнение и перевыполнение плана; повышение производственной квалификации; участие в рационализаторском движении; любовь к предприятию и к своей профессии; уровень политической зрелости. Наиболее ценными качествами рабочих и работниц, вовлеченных в социалистическое соревнование, считались трудовой энтузиазм, стремление к работе, упорство, выдержка, организованность, дисциплинированность, бережливость [7, 16].


Научный сотрудник А. Мелещенко отмечает, что на долгие годы внимание журналистов было приковано не столько к личности, сколько к ее функции. Если это были коммунист или комсомолец, то редакционным коллективам диктовалось показывать их «ведущую роль на производстве»: например, если речь идет о члене трудового коллектива, он был интересен, прежде всего, как «образец для работы». Человек в материалах стал «производственным ресурсом». Состоялось своеобразное сужение информационных нужд населения.

С 10 октября по 30 декабря 1936 года Донецкий областной радиокомитет провел конкурс радиослушателя-активиста. По условиям конкурса, участник должен был прослушивать передачи областного радиокомитета, Украинского радиокомитета и передачи Центрального радиовещания (Москва). На передачи необходимо было написать отзывы [20].

Во-вторых, активист-радиослушатель должен был создать актив из 10-15 человек, который бы прослушивал передачи, писал коллективные отклики, критические замечания, указания, пожелание и т.п., а также организовывал ежемесячно 10-15 писем с заказом на радиопередачи всех видов вещания.

В-третьих, участнику конкурса было необходимо по своему выбору написать несколько тематических программ радиовещания. Предлагалось составлять программы из музыкального, литературно-драматического, детского и общественно-политического материала, самообразования.

Также надо было принимать активное участие в работе «Последних вестей» облрадиокомитета, а именно: присылать информацию относительно работы своего завода, шахты, колхоза, района и так далее.

Для премирования активистов-радиослушателей облрадиокомитет выделял две тысячи рублей. Кроме того, были и ценные подарки: приемники, патефоны с граммофонными пластинками, литературу из разных областей, музыкальные инструменты и др.

Облрадиокомитет систематически передавал по радио информацию относительно работы активистов-радиослушателей. Все желающие принять участие в конкурсе должны были сообщить начальнику областного вещания письменно по адресу: «Сталино-Донбасс», Облрадиокомитет, улица Кобозева, 62» [20].

Такие конкурсы радиослушателей-активистов организовывались каждый год. Рекламные объявления и открытки с условиями конкурса распространялись во всех городах и районах области, что позволяло значительно активизировать инициативу граждан, поддержать их активную жизненную позицию, иметь постоянный прямой контакт с населением, в конце концов – получать информацию, как говорят, «из первых рук», владеть активной ситуацией в обществе, одним словом – жить одной жизнью со своим народом.

Высокая квалификация персонала и постоянное новаторство позволили коллективу радиостанции достичь в работе стабильных, отличных показателей. В 1939 и 1940 годах радиостанции «Сталино-Донбасс» РВ-26, как наилучшей в стране, дважды вручали переходной Красный Флаг Наркомата связи СССР и ЦК профсоюзы работников области.


В года фашистской оккупации (1941-1943) радиостанция «Сталино-Донбасс» не работала, хотя захватчики и старались возродить ее вещание [21].

После освобождения Донбасса от немецко-фашистской оккупации началось восстановление радиостанции, строительство передатчика. Руководил этой работой старший инженер Г. Ильин. 14 апреля 1944 года радиовещательная станция «Сталино-Донбасс» РВ-26 была полностью отстроена, и ее голос снова зазвучал в эфире. К тому времени в городах и селах области действовало 59 радиоузлов, которые передавали по проводам радиопередачи на 35 тысяч радиоточек Наркомсвязи. К тому же большое количество радиоузлов имели предприятия области [21].

Значение радио для советских людей сложно переоценить. Его справедливо называли «чудом XX столетия», «быстрейшим средством информации».

Значение радио как средства распространения информации, политических, экономических и научных знаний полностью оправдалось. Содержание радиопрограмм отражало жизнь трудового Донбасса: возрождение и строительство новых шахт, металлургических, химических, коксохимических предприятий, развитие агропромышленного комплекса, в конце концов – героику работы, как ее понимали граждане Советского Союза. Радио приносило в каждый дом голоса земляков, героев пятилеток Алексея Стаханова, Никиты Изотова, Петра Кривоносая, Макара Мазая, Паши Ангелиной, чьи имена и сегодня в ореоле трудовой славы Донеччины, а также их достойных последователей, – дважды Героев Социалистического Труда: Ивана Брыдака, Ивана Стрельченко, Григория Горбаня и др. [21].

В областном радиоэфире также находилось место для материалов выездных редакций центральных газет «Правда», «Известия», а также радиорассказам, радиоконцертам, программе «Театр перед микрофоном», передачам о детском, юношеском движении, а главное – о готовности соотечественников к самоотверженному труду и обороне страны.

Голос «Сталино-Донбасса» – это, прежде всего, голос профессиональных дикторов радио, людей высокой языковой культуры. Приказом № 6 от 18 декабря 1943 года по Сталинскому радиокомитету Н. Молчанова была зачислена на должность старшего диктора. О ней – одной из первых дикторов областного радио военного и послевоенного периода – и сегодня почтительно вспоминают ветераны,  как о дикторе-наставнике, большом мастере радиоэфира. Немного позднее начал работать В. Рассолов, голос которого зачаровывал не одно поколение радиослушателей. Он – целая эпоха в истории областного радио, высокопрофессиональная школа для всех, кто работает перед микрофоном, образец требовательности к себе и высокой ответственности. Благодаря В. Рассолову профессиональную путевку в жизнь получили дикторы радио Людмила Царевич, Олег Глёз, Наталия Толшина. Профессиональную школу Донецкого областного радио в свое время прошли также Александр Ляшко, Евгений Сальников, которые со временем стали работать дикторами как республиканского радио, так и Украинского телевидения [21].

Радиослушатели не раз убеждались: слово и голос, которые звучат в эфире, неотделимы от радио.

Радиовещание в послевоенные годы имело свои особенности. Донбасс в советское время полагал «Всесоюзной кочегаркой» – одним из крупнейших регионов Советского Союза за резервами каменного угля. Поэтому неслучайно областное радио значительную часть своих передач посвящало горнякам, прежде всего их трудовым достижениям.

В 80-х годах местное вещание велось не только в областном центре, а и в районах (вместе с редакциями при газетах) и городах, а также на многих заводах, фабриках и даже в передовых колхозах и совхозах. Фабрично-заводские передачи выходят тогда, когда радиоузлы свободны от трансляции программ центрального, республиканского или областного радиовещания, а также во время обеденного перерыва на предприятиях. Они обычно короткие (10-20 минут). Радиопередачи велись дважды-трижды в неделю, а на отдельных предприятиях – каждый день.

Иногда местное радио записывало на пленку из эфира сообщения о важных событиях, которые передавала Москва, а потом выпускало их в эфир через свои радиостанции в удобное для местного населения время. Кроме того, Всесоюзное радио отправляло свои лучшие передачи авиапочтой или железной дорогой в областные центры для использования в местном эфире.

В 1958 г. оригинальные программы, построенные на местном материале, представляют около четверти общего объема речи. «Если в Харькове вещание ведется на украинском и русском языках каждый день продолжительностью от 3 до 5 часов, то в Сталино – объемом 2 часа 45 минут в сутки. А в Луганске ежедневные передачи выходили в пределах от 1 часа до 1 часа 40 минут. Кстати, Сталинское областное радио вело передачи не только на украинском и русском языках, но и на болгарском – для болгар, которые приехали работать на Донбасс» [18, 104].

Иногда по радио велась перекличка предприятий на тему «За ускорение технического прогресса». В нем принимали участие рабочие, инженеры, ученые, руководящие работники совнаркомов. Центральный вопрос, который освещается в выступлениях, статьях, репортажах, – автоматизация и комплексная механизация производства. В каждой передаче выступали представители разных городов и областей промышленности.

Особое внимание начали уделять передачам по письмам радиослушателей. Многие из таких писем использовались в информационных выпусках. Музыкальные и литературные произведения исполнялись по заказу радиослушателей.

В приказе Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Украинской ССР «О мерах по дальнейшему улучшению радиовещания и телевидения в Украинской ССР» от 12 июля 1962 года приводились такие цифры: почти каждый советский человек слушает радио, а каждые 7-8 – смотрят телевидение.

С того времени много что изменилось. В 1977 г. только в Донецкой области насчитывалось свыше двух миллионов радиоприемников и радиоточек, около 400 тысяч радиоточек трехпрограммного проводного вещания. Радио прочно вошло в повседневную жизнь общества, стало мощным средством идейно-политического воспитания граждан, важным фактором формирования общественного мнения и организации культурного отдыха [22].

В 1977 г. усилия радиожурналистов направлялось на пропаганду решений XXV съезда КПСС, на углубленное освещение вопросов повышения эффективности и улучшение качества работы, достойной встречи 60-летия Великого Октября [22].

На радио введен ряд новых циклов и рубрик. В эфире регулярно звучат передачи «60 огневых лет», «Образ жизни – советский», «Донбасс на карте десятой пятилетки», «Идем дорогой Ленина, дорогой Октября». В передачах значительное внимание отводится вопросам социалистического соревнования, выполнению тружениками области планов 10-й пятилетки. В течение двух лет под рубрикой «Наш взнос в пятилетку» в эфире звучала радиоперекличка городов и районов. В подготовке этого цикла активное участие приняли корреспонденты-организаторы районного радиовещания В. Варламов, В. Томаш, В. Тарадайко и др. [22].


Областное радио не оставило без внимания и инициативу передовых коллективов и новаторов. Рассказы о них звучали в цикловых передачах «Опыт» и «Грани соревнования».

Традиционным на Донецком областном радио стало проведение радиодней областей, с которыми соревнуются труженики Донецкого края, – Ворошиловградской области. В передачах звучали рассказы о жизни и работе наших друзей, их музыкальные приветствия. В свою очередь радиожурналисты Ворошиловграда предоставили свою радиоволну Донецкому радио [22].

Дважды в день редакция «Последних новостей» сообщала о главных событиях, произошедших в области. Каждый выпуск – это оперативная информация о передовом опыте, рассказы о новаторах производства, массовые обзоры и рейды, сигналы рабкоровских постов. Они образованы на всех важных строительствах области. Рабочие корреспонденты регулярно сообщают о ходе строительства, разоблачают недостатки в организации работы. Характерным для журналистов является то, что они стараются не только правильно отображать действительность, а и влиять на нее, принимать непосредственное участие в решении тех задач, которые стоят перед трудовыми коллективами, быть боевыми помощниками областной партийной организации [10].

Работники радио активно содействовали общественности, органам внутренних дел в борьбе с нарушениями правопорядка, с пропойцами, спекулянтами. Эти вопросы находили свое отображение в радиожурнале «Время. Человек. Закон», редактором которого был А. Верниченко.

Пользовались авторитетом у радиослушателей и многие другие передачи. Редакции всегда интересовались, как «живет» программа после выхода в эфир, какой отклик имеет среди слушателей, и что она изменила в их жизни. Ответы на все эти вопросы дают не только встречи с теми, кому адресована передачи, не только радиоанкеты, а и редакционная почта, письма слушателей и рабкоров. Внештатные авторы помогали творцам радиоэфира быть в гуще событий, понять сущность самых важных дел, тенденций, явлений.

Люди разных профессий помогали в разработке программ, подсказывали новые темы, которые позволяли приблизить передачи к интересам и запросам аудитории. В частности, в одном из писем рабкор Г. Бажан из Макеевки рассказал о замечательной семье Пономаренко. Через несколько дней редактор Е. Рассолова вместе со звукооператором Ф. Саливоном побывали в командировке. А еще через несколько дней редакция художественного вещания начала новый цикл радиопередач «В кругу семьи» рассказом о семье Пономаренко [22].

Значительное количество радиопередач готовилось по письмам радиослушателей. Это свидетельствует о том, что радио стало надежным другом и советником соотечественников.

b2

Донецкому областному радио — 85! Юбилей отмечали в 2012 году

b5

Донецкому областному радио — 85! Юбилей отмечали в 2012 году

Донецкое областное радио старалось оперативно откликаться на события, постоянно совершенствовало информационную работу, глубоко и аргументированно разъясняло политику партии, полнее учитывало возрастающий уровень культуры и разнообразный характер запросов советских людей, иначе говоря, в полной мере овладело искусством политического образования масс.


В фондах фонотеки Донецкого областного радио хранится много записей живых голосов прославленных на все государство героев первых пятилеток трудового Донбасса…

Хранятся также голоса героев войны – освободителей Донбасса, тех, кто завоевал славу подвигами на фронтах Великой Отечественной войны. Есть записи бесед с героем войны и космоса Георгием Береговым, с нынешними защитниками границ нашего государства. Это в самом деле золотой фонд областного радио.

Но далеко не все голоса известных земляков увековечены на магнитной пленке. В 30-х годах о такой пленке работники областного радио и не мечтали. Сегодня с улыбкой и нежностью берем к рукам записи тех давних лет, которые делались на граммофонных пластинках. Граммофонные пластинки, магнитная пленка, цифровые компакт-диски – вехи развития записи на радио.

В 1977 году Донецкое областное радио начало планово выходить на республиканское радио. За короткое время радиожурналисты Донецкого областного радио зарекомендовали себя с наилучшей стороны как профессионалы своего дела. За серию радиопередач о пропаганде передового опыта на строительных площадках Донбасса областное радио получило первое место во Всеукраинском конкурсе и было награждено Дипломом І степени Гостелерадио УССР. Свой весомый вклад в этот успех внесли редактор В. Вербиченко, редактор «Последних новостей» М. Гецко, редактор молодежной радиостанции «Романтик» Л. Кузьменко. При общем обсуждении новой Конституции СССР на областном радио вышли в эфир несколько передач, посвященных пропаганде советского образа жизни, которые было отмечено Дипломом II степени республиканского радиокомитета [14].

В 1977 г. журналистов В. Демченко, Е. Рассолову наградили Грамотами Гостелерадио СССР и УССР за творческий поиск.

Журналист В. Кахно с гордостью отмечает: «Сегодня (1978 г.) радиослушателей не удивишь сообщением о трехпрограммном радио – оно предоставляет возможность слушать передачи первой программы Всесоюзного радио, «Маяка» и «Луча». Трехпрограммное радио у нас в области имеют возможность слушать свыше 350 тысяч абонентов в 13 городах. До конца пятилетки трехпрограммное радиовещание будет и в Торезе, Славянске, Дружковке, Селидовом, Дебальцево, Новоазовске, Амвросиевке, Часовом Яре. В 1979 г. радиослушатели области смогут принимать стереофонические передачи радиопередатчиками на волнах УКВ» [14].

Однако, с обретением Украиной независимости, трехпрограммное радиовещание, к сожалению, потеряло свою популярность.

В 1978 г. Донецкое областное радио звучало в эфире 2 часа 6 минут на время, за год – 766 часов. Передачи Донецкого областного радио начинались в 7.10 утра и заканчивались в 18.30 вечером. В течение дня передачи выходили в эфир четыре раза. Восемь редакций областного радио готовили передачи, которые в полной мере отображали жизнь Донецкого края: «Шахтерские ритмы», «Партийная жизнь Донбасса», «Люди, годы, подвиги», литературно-художественные передачи молодежной радиостанции «Романтик», выпуски «Последних новостей» и другие передачи [14].

Герои первых и следующих пятилеток, о которых рассказывало областное радио, были не только участниками передач – они выступали еще и соавторами, а чаще и просто авторами радиоматериалов, которые так ярко рассказывали о настоящем больших новостроек, которые потом стали легендами. И сегодня творческие работники Донецкого областного государственного радио продолжают традиции предшественников, освещая самые важные события из жизни региона.

Литература

1. Історія національного радіоефіру: Архівні матеріали (1942 1969) / упоряд. Н. М. Сидоренко; Ін-т журналістики. К., 2004. 115 с.

2. Полковенко В. В. Майстерність українських радіопубліцистів: учбово-метод. розробка для студ. ф-ту журналістики заочн. навчання / В. В Полковенко. К., 1970.

3. Миронченко В. Я. Інформаційне радіомовлення на Україні / В. Я. Миронченко. К.: Вища школа, 1984.

4. Миронченко В. Я. Інформаційне радіомовлення України: (Сторінки історії) / В. Я. Миронченко. К.: Дослідн. центр історії укр. преси, 1996.

5. Ляхоцький В. Материалы радиовещаня как источник изучения деятельности Компартии Украины в годи Великой Отечественной войны: автореф. дис. к. и. н. / В. Ляхоцький. К., 1990.

6. Гід журналіста: зб. навч. матеріалів / упоряд. А. Лазарєва. К.: Ін-т масової інформації, 2003. 124 с.

7. Мелещенко О. К. Паперові та електронні інформаційні моделі: навч. посіб. для студ. ін-тів і ф-тів. журналістики / О. К. Мелещенко; ІСДО, Київ. унт. К., 1995. 168 с.

8. Живі голоси України: нариси про радіожурна-лістів / упоряд. Н. М. Сидоренко. К.: ВПЦ «Київський університет», 2004.

9. Кошак О. М. Початок становлення радіомовлення в Харківській області // Вісн. Луган. нац. пед. ун-ту ім. Тараса Шевченка. Луганськ: Вид-во ЛНПУ ім. Тараса Шевченка «Альма матер». 2006. № 15 (110). С. 159-166.

10. Кошак О. М. Нотатки з історії радіомовлення на Луганщині // Інформаційне суспільство. К.: Ін-т журналістики КНУ ім. Тараса Шевченка, 2007. С. 34 36.

11. <www.donetsk.dn.ua>.

12. Арте-менко В. Говорит Донбасе. Из истории радиофикации Донбасса // Комсомолець Донбасса. 1974. 7 мая.

13. Рожко Г. Ф. Харків колиска українського радіомовлення і телебачення: докум.-публіц. нарис / Г. Ф. Рожко; літ. запис Ж. Ф. Петрової-Ковапенко. X., 2004.

14. Кахно В. За вехой полувека // Комсомолець Донбасса. 1978. 7 мая.

15. Голос миллионов. Диктатура труда. 1927. 28 мая.

16. Берестов Н., Таким было начало. Об истории развития радиовещания в Донбассе / Н. Берестов, А. Головнеє, В. Радіус // Вечерний Донецк. 1987. 6 мая.

17. Даниленко Е. И Зазвучал эфир // Вечерний Донецк. 1987. 24 янв.

18. Радио и телевидение в СССР. М., 1960. С. 104.

19. Говорит «Сталино Донбасc»: программы передач по радиостанции «Сталино Донбасc» РВ-26, волна 386,6 мтр. // Диктатура труда. 1936. 30 окт.

20. Условия конкурса радиослушателя-активиста // Диктатура труда. 1936. 3 окт.

21. Кахно В. Полвека в ефире // Социалистический Донбасе. 1977. 7 мая.


Автор — А. Кошак, ведущий.



Войдите, чтобы оставить комментарий