pushkin-thmb

Каждый музейный экспонат не только передает красоту творения рук человеческих, но и имеет свою интересную историю. И часто так бывает, что, проходя мимо того или иного произведения искусства, мы не знаем, как оно появилось на свет и кто был его автором. Узнав эту информацию, мы можем шире, уже другими глазами взглянуть на ту или иную картину, скульптуру, теперь по-настоящему оценив работу их создателя. В этой заметке мы попытаемся рассказать историю одного такого изваяния, которое хранится в Донецком художественном музее.

Бронзовый вес Пушкина

В Донецке установлено несколько памятников великому русскому поэту и писателю Александру Сергеевичу Пушкину. Среди них наиболее знаменит бронзовый бюст авторства известного донецкого скульптора Наума Гинзбурга, расположенный на бульваре Пушкина за зданием Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра. Кстати, в середине 80-х годов прошлого века донецкие архитекторы хотели сделать этот участок бульвара тематическим, посвященным Пушкину и его литературным персонажам. Правда, тогда что-то в этом направлении не сложилось, и последняя на сегодня скульптурная композиция классику русской литературы появилась в Донецке в июне 2006 года возле ресторана «Пушкинъ», в начале одноименного бульвара. Автором этой сидящей бронзовой скульптуры весом в 500 кг является уроженец Горловки Константин Чудовский. Однако сегодня речь пойдет не о них.

Бюст А.С. Пушкина из экспозиции Донецкого художественного музея

Бюст А.С. Пушкина из экспозиции Донецкого художественного музея

Балансовая стоимость бюста

Сейчас в конце главного экспозиционного зала Донецкого художественного музея можно увидеть бюст Александра Сергеевича Пушкина из белого мрамора. Эта работа попала в поле нашего зрения, в принципе, какой-то незаметностью. Возле нее имеется лишь маленькая табличка, где просто написано, что это А. С. Пушкин. Также указан год (1937), когда этот бюст был сделан. И наконец – автор работы – скульптор Б. Н. Иванов (1902–1941). Именно довоенный год изготовления бюста и год смерти автора и вызвал интерес копнуть историю белого Пушкина дальше. Оказалась, она достойна того, чтобы о ней узнали как можно больше людей.

Музейные работники сообщили, что белый Пушкин попал в тогдашний город Сталино по распоряжению Министерства культуры Украинской ССР. Дирекцией художественных выставок Минкульта УССР этот бюст был передан создававшейся тогда Сталинской картинной галерее, что и было зафиксировано официальным актом от 7 июля 1960 го­да. Фактически он был среди первых экспонатов коллекции Донецкого областного художественного музея. Его балансовая стоимость на то время оценивалась в десять тысяч полновесных советских рублей.

Вот такова история появления в Донецке этого бюста. А автором его, как выяснилось, был скульптор, ставший настоящим героем в первый, самый страшный, год Великой Отечественной войны.

Воды Черного моря

О Борисе Николаевиче Иванове известно не так уже и много. Более-­менее полно его биография раскрыта в исследовании искусствоведа Михаила Пекаровского.

Родился Борис Иванов 9 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге в семье военного врача. Юность его выпала на Революцию и Гражданскую войну. Проживая с 1916 года в Киеве, он участвовал в революционном движении. Он распространял листовки среди солдат, отправлявшихся на фронты Первой мировой войны.

В годы Гражданской войны будущий скульптор сражался в рядах Красной армии. Сначала был пулеметчиком в отряде известного командира Василия Боженко, затем служил на бронепоезде «Красный ураган». В 1919–1921 годах был сигнальщиком и пулеметчиком Днепровской военной флотилии. После завершения Гражданской войны продолжил военно-морскую службу на тральщике Черноморского флота «В. И. Ленин». В эти годы Борис Иванов занимался разминированием вод Черного моря.

Борис Иванов

Борис Иванов

Первый директор

Однако в 1924 году жизнь военного моряка изменилась кардинальным образом. Он поступает на учебу в Одесский художественный институт. Мы сегодня не знаем, кто тогда разглядел в нем талант скульптора. Скорее всего, будучи моряком, Борис Николаевич делал какие-то работы. Вообще, надо отметить, что морская и речная темы прошли через всю его жизнь. «Наш родной флот воспитал меня, – писал Иванов в своей автобиографии. – И я хочу сделать все возможное, чтобы хоть сколь-нибудь отблагодарить за это своим творчеством».

Так или иначе, но в 1929 году Иванов завершил свое обучение в Одессе у известного мастера Бориса Яковлева, который занимался и внутренним оформлением мавзолея Ленина на Красной площади в Москве. Дипломной работой молодого скульптора был «Военмор». Однако творческой работой после окончания Одесского художественного института Борис Иванов на профессиональном уровне стал заниматься не сразу. Ему пришлось участвовать в коллективизации на селе, работать художником в исполкоме Одессы. Борис Иванов был организатором и первым директором художественного техникума в Николаеве.

В середине 30-х годов прошлого столетия, можно так сказать, началась его полноценная творческая деятельность. Список его скульптурных работ не очень большой, но каждая из них по-своему инересна. Одним из лучших творений Бориса Иванова является двухфигурная композиция «Моряки» (1938 год), в которой автор показал дружбу и самоотверженность моряков, их душевную красоту, стойкость, готовность к подвигу во имя Отчизны. В эти же годы он работает и над другой своей известной скульптурой: «Г. И. Котовский». Личность известного советского героя Гражданской войны очень интересовала автора. В 1925 году, в год смерти Котовского, Борис Иванов снял с него посмертную маску. Эти две работы скульптора с успехом экспонировались на VII Всеукраинской художественной выставке.

Самым значительным творческим достижением автора стала скульп­тура легендарного советского летчика Валерия Чкалова, выполненная Ивановым в 1939 году. Каждая ее деталь показывает техническую зрелость автора. Здесь Борис Иванов акцентирует внимание зрителей на руках Чкалова. Они раскрывают внутреннее состояние спокойствия и уверенности летчика, подчеркивают черты его характера: волю и решительность в достижении цели.

За эту работу Борис Иванов был награжден медалью «За трудовое отличие».

В 1940 году на основе оригинала этой работы была изготовлена парковая скульптура Валерию Чкалову, установленная в Киеве.

СКульпутра В.П. Чкалов

СКульпутра В.П. Чкалов

Скульптура «Моряки»

Скульптура «Моряки»

Мастер портретов

Скульптор был также мастером потретов. Он является автором нескольких ярких работ. Среди них – портреты Серго Орджоникидзе, Григория Петровского. Однако Борис Иванов был не только автором «паркетных» портретов, его интересовали и личности классиков русского искусства. В 1939 году он сделал бюст великого русского артиста театра Михаила Щепкина. А двумя годами ранее на свет появился бюст Александра Сергеевича Пушкина, послуживший отправной точкой к рассказу об его авторе, хранящийся теперь в Донецком художественном музее.

Последний бой

Жизнь Бориса Иванова, как и всех граждан Советского Союза, летом 1941 года изменила Великая Отечественная война. 26 июня скульптор добровольцем идет в ряды Красной армии и снова, как и в Гражданскую войну, оказывается в составе бойцов Днепровской речной флотилии. Он участвует в обороне Киева от фашистов в качестве пулеметчика на мониторе «Житомир». Когда враг замкнул кольцо окружения советских войск под столицей Советской Украины, моряки-днепровцы сражались с фашистами на суше. И тогда скульптор Борис Иванов совершил свой геройский подвиг.

Пинская военная флотилия - создана 17 июля 1940 года из кораблей и частей переименованной Днепровской военной флотилии.

Пинская военная флотилия — создана 17 июля 1940 года из кораблей и частей переименованной Днепровской военной флотилии.

20 сентября 1941 года в районе Голосеевского леса, в урочище Язвенно Могила, расположенного юго-западнее села Иванков, группу моряков-днепровцев окружили большие силы врага. Вот что пишет в своих воспоминаниях товарищ Иванова скульптор Александр Измалков: «Отступая с боями, группа моряков из разных кораблей подошла к возвышенности кургана возле Иванкова. Немецкие автоматчики от них не отрывались и настойчиво преследовали. Еще 2–3 таких боя, и группа наших моряков, в основном красноармейцы, которые присоединились к нам, окончательно будет разгромлена, перебита. А остатки наших бойцов и командиров, ценные, секретные документы попадут в руки озверевших фашистских захватчиков». Это понимали все. Борис Иванов был уже ранен на подходе к кургану; он настойчиво предлагал командиру и комиссару отступающей группы оставить его с пулеметом и гранатами, и он один будет пытаться прикрыть отход группы от преследования. Ему было отказано. Через несколько часов Борис Иванов вторично ранен в другую ногу. «Товарищ командир! Вот видите, судьба меня снова проголосовала, я идти уже не могу! Дайте «максима», а два дадите – еще лучше, я ваш уход прикрою. Только вы нажмите на ноги, отрывайтесь подальше и на всю, я даю слово, что я сдержу эту фашистскую мразь», – едва держась на раненых ногах, сказал Борис Иванов. На бровку канавы быстро были поставлены оба «максима», на дне рва кучками оставлены гранаты. За щитом одного из пулеметов, приняв боевое положение, лег Иванов. Солнце уже пряталось за горизонт… Гитлеровцы предприняли еще одну попытку и пошли в атаку, чтобы до захода солнца окончательно расправиться с моряками и красноармейцами. Пулеметные очереди смешивались со взрывами гранат. Это был последний бой моряка Бориса Иванова…

Вот такая история стоит за бюстом Александра Пушкина из Донецкого художественного музея.

  • Автор: Анатолий Жаров
  • Газета «Донецкое время», 27 января 2016, № 3 (16)


Войдите, чтобы оставить комментарий