Эта церковь не проходит ни по одному справочнику Екатеринославской епархии, о ней ничего не ведают современные историки. Всему тому виной гражданская война на просторах Российской империи, когда было не до выпуска справочных изданий. Со временем ушли в мир иной те жители Путиловки, которые когда-то знали о ее существовании. Однако «Донецким новостям» с помощью документов Государственного архива Донецкой области удалось «вытащить» из небытия пусть небольшую, но достоверно подтвержденную информацию о существовании этого заводского храма

Краткая история Путиловки

Начнем все-таки с самого начала. В августе 1916 года близ станции Юзово Екатерининской железной дороги Бахмутского уезда Екатеринославской губернии началось строительство филиала петроградского завода — артиллерийского завода Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов (ныне это обанкротившийся завод «Точмаш). Такое решение Главное артиллерийское управление Русской армии рассматривало полезным и необходимым «для дела государственной обороны». Напомним, что тогда полным ходом шла Первая мировая война и русская армия нуждалась в скорейшем обеспечении снарядами. К тому же угроза захвата немцами Петрограда подвигло правительственных чиновников эвакуировать ряд предприятий вглубь страны для того, чтобы сохранить военную экономику.

Однако вернемся к станции Юзово. Тогда вблизи нее развернулось строительство «Нового завода» (иногда так его называют в официальных документах) и поселка близ него. Так началось зарождение известной всем дончанам Путиловки. Нас больше всего интересует строительство самого поселка. Как удалось выяснить «ДН» в 2010 году, проектированием его занимались специально нанятые финские архитекторы из Хельсинки во главе с Григорием (Георгом) Нуммелиным.

Они распланировали поселок, рассчитанный на 7 тыс. жителей и размещенный на площади в 177 десятин. Там было предусмотрено все для нормальной жизни: две площади, гостиница, жилые дома для администрации и рабочих завода, бани, рабочие столовые, отделение банка. Даже, как оказалось, в поселке построили и водопровод. И внимание! В планах было сооружение православного храма при заводе. Два года назад, когда автор статьи готовил материал о личностях финских архитекторов, в областном краеведческом музее и музее «Точмаша» сказали, что церковь не успели построить из-за начавшейся в 1917 году революции и потом — гражданской войны. Однако в августе 2012 года удалось обнаружить архивные документы, подтверждающие факт существования заводского православного храма.

Церковь все-таки была

И все-таки она была эта церковь! В инвентарной описи имущества завода Русского общества на январь 1918 года в одной из папок под названием «Категория 13: постройки жилья с отоплением, освещением, водопроводом, дымоходами, трубами дымовыми и плитами половыми» (Государственный архив Донецкой области, Ф-72, оп.1, д.15, л.84 (об.) среди общественных зданий значится и «церковь — шлако-бетонное здание, покрытое черепицей стоимостью в 115 тыс. 67 руб. 75 коп.». Дом были среди законченных построек. Даже больше… По сохранившейся в областном архиве описи на 25 октября 1925 года удалось также выяснить его размеры. «Здание молитвенного дома — бетонное, 20 аршин (14 м 22 см) х 10 (7 м 11 см) аршин (101 кв. м — общая площадь по современным меркам. — Прим. автора) стоимостью в 1500 руб., в хорошем состоянии», — записано в документе. В принципе, этот храм был небольшим и, по всей вероятности, был рядом с заводской школой (это так было задумано в плане поселка).

Сохранилась и опись церковного имущества. Это был полноценный православный храм, а не просто молитвенный дом, т. к. в нем имелся престол. Среди другого имущества находились: подсвечники медные — 11 штук, три евангелия, крест напрестольный, тарелок посеребренных — 6 штук, книг церковных — 13, завись церковных врат — 2 штуки, риз священника — 3, праздничных икон — 14 по 8 руб., икон в иконостасе — 15, хоругвей — 4 по 125 руб., крестов — 2, колоколов — 2 по 350 руб. Надо обратить внимание, видимо, на особо чтимые в этом храме иконы, которые были в дорогих окладах: киот иконы святого апостола Иоанна стоимостью в 80 руб. и Святого Николая Чудотворца с серебряной ризой ценой в 210 руб. Все, больше информации о церкви на начало 1918 года в инвентарных книгах не нашлось!

Зато с большой долей вероятности сегодня можно назвать имя заводского священника. Скорее всего, преподаватель Слова Божьего народной школы при Путиловском заводе отец Григорий Силенко (его имя записано среди учителей) и является священнослужителем при данном православном храме. Когда 23 января 1918 года вышел знаменитый Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» ему не выплатили жалование за преподавательскую работу. Больше сведений о нем в документе нет. Однако кое-что о нем удалось таки найти. В книге Валерия Степкина и Валерия Гергеля «Полная история Донецка» в главе «Православные приходы поселка Юзовки и окрестностей на начало 1910 года (в границах города Донецка)» числится среди служителей церкви в честь Вознесения Господня Вознесенского рудника Петра Карпова псаломщик Григорий Михайлович Силенко, 28 лет (значит, он 1882 г.р.), окончил курс церковно-учительской школы, женат. Псаломщиком с 1899 года. В «Екатеринославском адрес-календаре» на 1916 год среди священнослужителей 3-го благочиния значится на станции Юзово священник о. Григорий Силенко. Как видите, он уже переехал с Петровки как раз поближе к Путиловке и уже был не просто псаломщиком, а полноправным священником. О его дальнейшей судьбе нам пока ничего неизвестно.

План пос. Путиловка 1917 г.План пос. Путиловка 1917 г.

Удалось только узнать, что в 1920 году в этом храме служил уже другой священник. «Предъявитель сего священник Иоанн Хоманский действительно совершает богослужения в молитвенном доме завода б. Русского общества и производит разные священнослужительские требы для служащих, рабочих и населения поселка завода Русского общества», — узнаем сегодня из удостоверения, выданного священнику 9.4.1920 года рабочими завода (ГАДО, Ф-Р224, оп.1, д.1, л.42).

Как закрывали заводской храм

Не известно, как пережила церковь при Путиловском заводе гражданскую войну. Имеется только информация, что летом 1922 года из этого храма советская власть изъяла ценности в пользу голодающих. В квитанции Юзовского финотдела от 19 июня того же года указано, что «из церкви Путиловского завода передано серебро общим весом в 13 фунтов 41 золотник (по современным меркам — 5 кг 505 г). Мы сегодня достоверно точно не знаем и в честь какого святого был назван этот храм. В описи культимущества религиозного общества церкви Путиловского завода г. Сталино (ГАДО, Ф-Р2, оп.1, д.1083 на 5 листах) написано, что она была Александровской, но… В том же документе на титульном листе красной папки отдела религиозного культа Сталинского окружисполкома написано, что она является церковью святого Михаила Путиловского завода Сталинского района (святого Архангела Михаила??). Какому из документов верить? По всей видимости, скорее всего не тому и не другому.

Дело в том, что автору удалось найти более ранний, 1922 года, отчет Юзовской уездной комиссии об изъятых в храмах ценностях (Ф-Р522, оп.1, д.218, л.468). Там перечислены церкви уезда и вверху над ними карандашом написано, в честь кого они названы. Так вот над церковью завода б. Русского общества записано «Ник.», т. е. Николаевская. Из документа мы также узнаем, что из нее изъяли одну чашу, две дароносицы и три ризы с икон. Таким образом, совместив предыдущую информацию, что в храме была в серебряной ризе икона Святого Николая Чудотворца, т. е. один из особо чтимых образов, логический вывод напрашивается сам собой. С большей долей вероятности можно утверждать, что заводской храм при заводе Русского общества вблизи станции Юзово был назван в честь Святого Николая Чудотворца.

Дальше из архивных документов стали известны подробности закрытия этого храма советской властью. Самым первым документом по временной дате, обнаруженным автором статьи, является копия заявления в ликвидком Админотдела губисполкома от 8.04.1924 года от имени рабочих Путиловского завода (от лица 500 человек) бывшего Русского общества при станции Юзово Донецкой губернии. «Настоящим мы, рабочие, просим вашего законного распоряжения оказать содействие в том, чтобы местные власти не выселяли из молитвенного дома, т. к. мы, рабочие, взносили аренду и производили ремонт, а по каким-то надобностям понадобилось такое маленькое здание, занимаемое под молитвенный дом, что кроме такового здания имеются здания около 10 много раз лучше, а посему просим не отказать нам в нашей просьбе», — с такой просьбой обращались рабочие к власти. Однако маховик машины официального закрытия церкви уже был запущен.

Через год на заседании Президиума Сталинского окружисполкома, 31.08.1925 года, обсуждался в повестке дня вопрос «О закрытии молитвенного дома на заводе бывшего Русского общества в Сталинском районе» (ГАДО, Ф-Р2, оп.1, д.31, л.64). Архивная запись сохранила эти подробности. «Член Президиума тов. Горя докладывает, что 15.05.1924 года общим собранием работников и служащих завода б. Русского общества было принято решение о ликвидации церкви и передачи помещения для школы, и тогда же был поставлен вопрос перед Центром о закрытии последней. 27.07.1925 и 27.08.1925 сего года общим собранием тех же работников и служащих в количестве 401 человека при одном задержавшемся было принято аналогичное решение о закрытии церкви и передачи ее помещения под школу, которая принадлежит предприятию. Это дело Административным отделом передано в Сталинский райисполком, который своим постановлением от 13.08 закрыл молитвенный дом.

Тов. прокурор Ларив: «На мой взгляд, необходимо открыть молитвенный дом в дальнейшем до санкции постановления работников ВУЦИКом о его закрытии, а потом его можно закрыть, т. к. постановление Сталинского райисполкома абсолютно неправомочно и необходимо было бы не исполнять до утверждения последнего Центром».

Тов. Зинцов: «Церковь можно не открывать, а телеграфировать ВУЦИК или послать представителей с просьбой утвердить постановление рабочих и служащих».

Тов. Разсолов: «Через нужду в помещениях церковь невозможно открыть. Вещи можно с нею не забирать до утверждения постановления Центром».

Тов. Шкадинов: «Я считаю возможным открыть церковь до решения вопроса в дальнейшем ВУЦИКом, т. к. последний не разрешает закрывать, и мы окажемся в неловком положении».

Тов. Горя отметил, что согласно декрету все молитвенные дома, которые находятся в школьных помещениях на территории заводов, рудников необходимо было закрыть, и мы сами такие закрыли на Петровском, Лидиевском и Ново-Смоляниновском рудниках.

«Президум Сталинского Окрисполкома решил:

а) считать необходимым ходатайствовать перед ВУЦИКом о закрытии молитвенного дома на заводе б. Русского общества и предоставления помещения для школы;

б) поставить на вид Сталинскому райисполкому о закрытии молитвенного дома без санкции высших органов власти;

в) считать необходимым открыть молитвенный дом для решения вопроса ВУЦИКом (предложить Сталинскому райисполкома немедленно открыть помещения)», — читаем в протоколе заседания президиума окружисполкома.

Через две недели был оглашен окончательный приговор по церкви: пункт 23. Информационный доклад о поездке тов. Зинцова в Харьков: о молитвенном доме на Путиловке по постановлению ВУЦИК — дом закрыть (протокол №49 от 14.09.1925 года, ГАДО, Ф-Р2, оп.1, д.31, л.74 (об.). Решение власти было выполнено буквально на следующий день. Об этом свидетельствует сохранившийся акт о закрытии молитвенного дома (ГАДО, Ф-Р2, оп.1, д.35, л.228).

В нем говорится: «1925 сентября 15 дня мы, нижеподписавшиеся: представитель от Сталинского райисполкома, зав. административным отделом В.А. Вилкин и представитель Окрадминотдела тов. Лазарев, представитель хозоргана Путиловского завода тов. Сысенко, представитель от местного союза тов. Моруденко и тов. Коваленко — составили настоящий акт в нижеследующем присутствии старшего милиционера Кащеева.

Сего числа распоряжения окрадминотдела (приказ №74) от 14.09 сего года проверена и произведена опись всего культового имущества, находящегося при молитвенном доме при Путиловском заводе.

Несмотря на неоднократные предложения многим членам религиозного культа и в т.ч. церковному старосте гр. Садовой, которая умышленно ушла и не хотела явиться, а также члену церковного совета гр. Полякову, за которым был лично послан милиционер, который пришел и умышленно не захотел присутствовать и все члены совета категорически отказались дать ключи от церкви, вследствие чего мы вынуждены были сломать замок в присутствии всех вышеуказанных товарищей и приступить к изъятию культимущества и передачи на хранение в складе хозоргана Путиловского завода. Опись культимущества прилагается, в чем и подписываемся».

Дальше на двух листах идет опись имущества, вплоть до самых мельчайших вещей, в т.ч. и покрывал, чашек и табуретки. Даже посчитали сколько было в трех медных кружках денежных пожертвований — 5 копеек (2 копейки медью и 3 копейки — бумажные). Среди интересного можно отметить, что колоколов стало 4 вместо 2-х на 1918-й год (один в 36 пудов (в хорошем состоянии) стоимостью в 360 руб., два по 3 пуда (один из них разбит) и один в пуд). Название икон писали очень просто — икона Божией Матери на тумбе, икона Николая (с палкой) или икона «Иисус с книгой в небольшом киоте, наверху с крестом» — по всей видимости, это был Спас в силах, являющийся центральным изображением в иконостасе православного храма. Киот особо чтимой иконы Николая Чудотворца уже был в плохом состоянии, т. е. без серебряной ризы.

Однако мы также можем узнать, что там находились и довольно редко встречающиеся у нас такие иконы как, например, два образа «Авраам режет сына» (по всей видимости, «Жертвоприношение Авраама»). В храме находилось и два Евангелия (большое в атласном переплете зеленого цвета и малое фиолетовое). А дальше надо отметить еще один очень интересный факт.

В молитвенном доме при Путиловском заводе хранилось имущество из других, видимо, закрытых ранее храмов. В описи точно указан — «престол и иконостас с Ветки», а иконостас деревянный, принадлежащий Путиловской церкви, был в разобранном состоянии. Таким образом, можно с уверенностью констатировать тот факт, что часть имущества еще 1895 года построенной Александринской церкви рудника «Ветка» (она находилась в районе современной Шахтерской площади в Киевском районе Донецка) было перенесено на Путиловку. Может быть. и от этого возникла путаница, в честь какого святого назван заводской храм.

Верующие люди надеялись на лучшее, но…

После закрытия церкви при Путиловском заводе верующие люди все-таки надеялись на отмену такого решения. Поэтому они решили написать коллективное письмо (в 650 подписей) руководителю Советской Украины Григорию Петровскому и в Народный комиссариат юстиции, копия которого без конкретной даты сохранилась в областном архиве (ГАДО, Ф-Р2, оп.1, д.1019, л.418): «От рабочих Юзовских государственных заводов и рудников, рудника «Ветка». Заявление:

Настоящим мы, рабочие упомянутого рудника, обращаемся к дорогому Вождю и Старосте Украине оказать нам содействие в следующем:

  1. Мы, рабочие, по предписанию местной власти освободили помещение молитвенного дома, находящегося под одной крышей со школой, а все священные и богослужебные предметы, находившиеся в нем, перевели в ближайший соседний храм временно, надеясь со временем выпросить себе другое помещение для молитвенного дома. Договор, заключенный с Советской властью о принятии нами в бессрочное и бесплатное пользование молитвенным домом и всех находящихся богослужебных предметов, подписанный представителем Советской власти и 200 членами нашей общины, имеется.

Сейчас Юзовским окружным исполкомом сделано распоряжение забрать у нас все наши святыни и богослужебные предметы и отвезти их из храма куда-то в склад, лишая нас возможности пользоваться ими и исполнять свой христианский обряд.

Ввиду этого мы, рабочие рудника «Ветка», просим сделать Ваше распоряжение об отмене распоряжения Окружисполкома и отдать нам в наше пользование все предметы Ветковского молитвенного дома.

  1. Наша просьба к Вам сделать Ваше законное распоряжение о том, чтобы заводоуправление бесспорно отвело помещение из имеющихся свободных зданий рудника для молитвенного дома взамен освобожденного нами под школу. Надеемся на Ваше справедливое решение».

Однако… На заседании Президиума Сталинского горисполкома 22.3.1926 года рассмотрели заявление от работников и работниц рудников «Ветка», «Бутовка» и завода б. Русского общества (никем не подписанное), полученное от Председателя ВУЦИК тов. Петровского, вернуть им молитвенный дом. «Исходя из того, что молитвенный дом закрыт на заводе б. Русского общества согласно постановлению ВУЦИК, в просьбе об открытии — ОТКАЗАТЬ» (ГАДО, Ф-Р279, оп.2, д.1, л.12 (об.). Таково было окончательное решение советской власти.

На этом история заводской церкви при Путиловском заводе и завершилась. А здание, хоть и в перестроенном виде, не исключаю, что сохранилось и до нынешнего времени.

Автор статьи, вооружившись планом Путиловки 1917 года и современной картой Донецка, прошелся по той территории. И по расстоянию, и по своему виду очень похоже на здание бывшей заводской школы со встроенной церковью — ныне двухэтажное здание в хорошем состоянии по улице Еременко, 15 (сейчас его занимает ООО «Виола»). Как рассказали корреспонденту «ДН» сотрудники компании, они въехали в этот дом почти 10 лет назад вместо выбывшего оттуда районо. По воспоминаниям старожилов Путиловки, данное здание всегда относилось к системе образования (напомним, что церковь отдали под школу). До районо в нем, говорят, была женская школа. Даже больше… Как сообщил «ДН» известный донецкий писатель и журналист Евгений Ясенов, у которого всегда на Путиловке жили родственники, так вот они здание бывшего районо называли «старой школой» и утверждали, что построено оно было еще до революции.

В этом здании по современной ул. Еременко 15а могла размещаться церковь при Путиловском заводеВ этом здании по современной ул. Еременко 15а могла размещаться церковь при Путиловском заводе

Понятное дело, что теперь проследить историю дома практически невозможно, да и прошлого не вернешь! Но без обители православной веры Путиловка не осталась. Неподалеку, возле Путиловского леса (по всей видимости, на месте, где располагался летний театр завода и чуть далее еще сохранились три жилых дома для начальников цехов), в здании Донецкой торгово-промышленной палаты с 2007 года открыт храм во имя равноапостольной княгини Ольги. Жизнь продолжается!



Войдите, чтобы оставить комментарий