Впервые лет 15 назад я услышал от пожилого дончанина утверждение, что перед войной кроме Бальфуровского моста, по которому проходили трамвайные маршруты, ближе к Первому ставку, был металлический пешеходный мост по которому горожане могли проходить в парк культуры и отдыха. И, как утверждал дедушка, находился он на месте моста за Южным автовокзалом, по которому сегодня проходит маршрут троллейбуса 10-й марки. Правда, другие старожилы не могли припомнить такое городское сооружение.

Вторично разговор о мосте поднимался в одном из обсуждений на интернет-сайте «Донецкий» Е.Ясенова. И снова не было единого мнения.

В вопросе существования моста помогли разобраться фотографии, сделанные немецкими солдатами. На фото аэросъемки 1941 года видны два моста, которые находились приблизительно там же, где и сегодня. На втором фото, датированным 1942 г. отчетливо видны останки металлического моста. Кстати, важная информация, которую можно подчерпнуть из фото: слева от моста просматривается часть гетто. Это помог установить переживший оккупацию О.Д. Крицын.

Немецкая аэрофотосъемка 1941 годаНемецкая аэрофотосъемка 1941 года

Развалины моста. Сталино, 1942 годРазвалины моста. Сталино, 1942 год

Несколько других фото попали к автору недавно. На них уже виден капитальный мост. По косвенным признакам ориентировочная дата съемки: 1953–54 год.

Мост через подъездные пути ДМЗ. Сталино, 1953-54 гг.Мост через подъездные пути ДМЗ. Сталино, 1953–54 гг.

Мост через подъездные пути ДМЗ. Сталино, 1953-54 гг._1Мост через подъездные пути ДМЗ. Сталино, 1953–54 гг._1

На последнем фото вид этого моста весной 2012 года.

Мост через подъездные пути ДМЗ. Донецк, 2010-еМост через подъездные пути ДМЗ. Донецк, 2010-е

 

  • Авторы: Сергей Третьяков

 

 



4 Комментарии

  • Александр

    Мост на фото № 3 и 4 — это предшественник моста, где трамвайные пути и троллейбусы маршрутов №№ 5, 9, 17. Помню, что в конце 50-х — нач. 60-х он поржавел и был объявлен аварийным. В неск. метрах севернее стали возводить сегодняшний, а по аварийному трамваи ездили по одиночке, ожидая пока не проедет встречный, дабы не было перегрузки. В проектировании нового участвовал Сталингипрошахт.

    А почему на соседних кнопках родная кириллица сдала позиции латинице? Ради иносранцев-болельщиков на ЕВРО-2012?

    Ответить Изменить
  • charlie1969
    charlie1969

    Интересно,а ни кто не обращал внимания на останки еще одного моста между «ЮЖНЫМ» и мостом по которому идут трамваи буквально в шаге от него?

    Ответить
  • charlie1969
    charlie1969

    Современный мост выше,и как бы нависает над останками другого,это можно видеть со стороны «ЮЖНОГО»,а стороны железнодорожнго цеха спустившись с насыпи видны тоже какие,то бетонные конструкции.

    Ответить
  • (will not be published)

Подписаться на комментарии