Вместо введения

С первых дней Советской власти вопрос пропаганды был поставлен во главу угла. Этой проблеме советские лидеры уделяли особое внимание. Центрами пропагандистской работы должны были стать рабочие клубы. Уже в 20-е годы они стали важнейшим очагом распространения новой социалистической идеологии и культуры.

Лев Троцкий в речи на совещании клубных работников, прошедшем 17 июля 1924 г., сказал:

«Для нас вопросы культурной работы неразрывно связаны с политикой, с социалистическим строительством. Это — азбука. Когда мы говорим о культурной, в частности — о клубной работе, которой суждено в общей системе нашей культурной работы занять исключительное место, то мы в первую голову имеем в виду пропаганду и осуществление на деле основных положений марксизма, или, в переводе на язык нашей эпохи, ленинизма.»

И далее:

«Воспитывает в нашей стране коммунистическая партия. Но партия располагает сложной системой рычагов. Партия действует и через государство, которым она руководит, и через профсоюзы, руководство которыми находится опять-таки в ее руках, и через клубы, значение которых будет возрастать и возрастать. Клуб представляет собой исключительно важный орган коллективной переработки раздробленного опыта рабочего класса именно потому, что клуб входит только в систему воспитания, но не в систему управления».

В первые годы после октябрьского переворота в городах, поселках и сельских населенных пунктах стали возникать клубы, красные уголки, народные дома, избычитальни, красные юрты, красные яранги и т. д.

Массовое строительство рабочих клубов и домов культуры развернулось во второй половине 20-х годов, причем клубы этих лет как бы поглотили и растворили в себе функции целого ряда культурно-массовых и зрелищных зданий. Это привело к усложнению их программы и к повышению их функциональной и композиционной роли в системе жилого комплекса.

Донбасс не стал исключением. Уже 3 апреля 1920 года Юзовский районный военно-революционный комитет Донецкой губернии утверждает «Устав районного клуба работников армии и труда имени т. Ленина», где целью клуба ставилась задача способствовать культурному, социальному и политическому развитию своих членов и давать им разумное развлечение в часы досуга.

Клуб организовали в бывшем доме Петрова. На улице Большая Ларинка. Улицу Большая Ларинка в разговоре зачастую называли Первая Ларинка. Позже ее переименовали в улицу Ленина. Сейчас она носит имя Ивана Ткаченко.

В клубе работали юношеские секции и коллективы художественной самодеятельности «Синяя блуза», проводились тематические и литературные вечера, проходили спортивные соревнования.

1. Программа студенческого вечера. Фрагмент1. Программа студенческого вечера. Фрагмент

При клубе была открыта библиотека. В ней насчитывалось 42 тысячи книг. Имелось 52 книжные передвижки. В штате библиотеки было 13 книгонош.

В Донецком государственном архиве сохранился отчет о работе клуба за 1928 год. В нем, в частности, указано, что клубной читальней и детской библиотекой обслужено 10618 читателей.

К 1924 году в клубе наметилась нехватка помещений для всех желающих заниматься.

Место для строительства

Впервые вопрос о строительстве нового клуба, большего по размерам и современного по архитектуре, и парка в администрации завода стали обсуждать в конце 1924 года

Началось все с выбора места для строительства.

По негласному соглашению, вся территория города была разделена между предприятиями. На этой территории возводились жилищные массивы для рабочих, строились заводские или шахтные общественные здания и коммунальные предприятия. На этой же территории предприятия проводили субботники и воскресники…

Территория, на которой могли построить новый заводской клуб, должна была соответствовать трем условиям:

Во-первых — место постройки клуба должно было находиться на «заводской территории города».

Во-вторых — территория не должна была застроена жилыми домами. В 1924 году еще не практиковали отселение жителей для строительства «чего-либо очень важного».

И, в-третьих — территория должна была располагаться как можно ближе к заводоуправлению, жилым кварталам рабочих завода и транспортным магистралям.

К 1925 году вся территория от ул. Кирова до ул. Ивана Ткаченко (в южном направлении) и дальше до ул. Клинической была сплошная застройка одноэтажных домов частного сектора. Здесь были дома, построенные еще при Юзе. Были и современные дома. В 1924 г. для рабочих металлургического завода здесь был возведен большой жилой массив Стандарт, прилегавшей к плотной застройке старой «Ларинки». Межу улицами Куйбышева и заводом (в восточном направлении) располагались «Александровки». В районе цирка были землянки.

Выбор места для строительства клуба был не случаен. Другого места просто не было. Участок площадью 14,7 га., расположенный между улицами Трамвайная (ныне Ленинский проспект) и улицей Кирова, между улицей Бульварной (ныне ул. Куйбышева) и улицей Красногвардейской (ныне ул. Рослого) был пустырем. Названия улиц автор указал по карте топографической съемки 1953 года. Может быть, в 1925 году эти улицы имели другое название.

Свободная территория, отвечающая трем условиям, и пригодная для строительства клуба и парка была только одна, та, на которой и построили клуб и парк.

Но есть одна очень интересная история.

Дочка Ермолаева Георгия Дмитриевича (в 1924–25 годах он был членом заводского профкома) Ольга Георгиевна вспомнила, как в начале 1925 года ее отец рассказывал о планах строительства нового клуба. Из всего повествования ей запомнился только рассказ о пруде с лебедями, который собирались построить в парке возле клуба. А парк разбить на берегу реки Кальмиус (Донецкий городской парк культуры и отдыха им Щербакова был основан только в 1932 году).

Место для строительства такого парка, отвечающее трем условиям, могло быть только там, где сейчас расположен электросталеплавильный цех. Это место расположено в ложбине у реки Кальмиус. До заводоуправления недалеко. Жилые кварталы рабочих тоже расположены рядом.

Получается, что клуб построили на северо-западе заводского жилого массива, а пруд с лебедями собирались строить на юго-востоке этого же жилмассива.

Может быть, на заседании профкома рассматривали две территории для строительства клуба?..

«Автора на сцену»

До сих пор идут споры об авторстве проекта «Дворца культуры и техники имени Ленина завода имени Сталина» (далее в тексте — ДКиТ им. Ленина).

В книге «Донецк. Архитектурно — исторический очерк» автором проекта ДКиТ им. Ленина называют ленинградского архитектора А.И. Дмитриева. Так ли это?

В Харьковском областном архиве сохранилось «Проектное задании на восстановление и реконструкцию Дворца культуры им. Ленина металлургического завода им. Сталина в городе Сталино» выданном Харьковскому филиалу Украинского Государственного института проектирования городов «ГИПРОГРАД» в 1953 году.

В нем написано: «Строительство здания Дворца культуры завода им. Сталина относится к периоду 1928–1931 гг. и выполнялось по проекту архитектора Яновицкого (Харьков)».

Эту же информацию подтверждает и статья «Дворец труда» директора Донецкого областного архива Метальниковой Н.Б.: «Создан он («ДКиТ им. Ленина» — автор) был группой инженеров и архитекторов г. Харькова — инженером Диссоном П.С. — зав. строительным отделом акционерного общества «Стандарт», инженером Федоровым Е.Д. — из строительного отдела конторы «Донугля», архитектором Яновицким».

Ну не могли же ошибиться директор Харьковского филиала ЦГИПРОГРАД» Блинов В.В., главный инженер филиала Липкин В.И., главный инженер проекта Цвик В.Г., и еще шесть товарищей, поставивших свои подписи на титульном листе «Проектного задания». Да и директора Донецкого областного архива подозревать в фальсификации данных тоже сложно.

Очевидно, при подготовке рукописи книги, была допущена ошибка, и фамилия А.И. Дмитриева была указана ошибочно.

Проект.

Проект на строительство ДКиТ им. Ленина впервые был рассмотрен Особым совещанием комиссии, созданной Украинским Левобережным отделением строительства ак-ционерного общества «Стандарт» в Москве 7–11 ноября 1925 г.

Проект был выполнен в модном в 20-е годы архитектурном стиле конструктивизм.

Здание ДКиТ им. Ленина состоит из двух частей: театрального корпуса и клубного корпуса. Театральный корпус был спроектирован секторной формы, благоприятствовавшей требованиям акустики и удобного расположения зрителей. Клубный корпус представлял собой полукруглое (циркульное) здание с примыкавшими к нему двумя крыльям — северо-западным и юго-западным.

2. Контур здания ДКиТ им Ленина на плане парка2. Контур здания ДКиТ им Ленина на плане парка

Зрительный зал театрального корпуса был вместимостью 1000 человек. На сцене предусматривался поворотный круг. Это был первый спроектированный сценический поворотный круг в нашем городе.

Строительство театрального корпуса, возведенного до перекрытия 1-го этажа, было законсервировано. Поэтому проект поворотного круга реализован не был. Хотя колонны для катков были установлены. На эти колонны в 1966 году и были установлены опорные катки поворотного круга.

Из четырех поворотных театральных кругов, круг для сцены ДКиТ им. Ленина был спроектирован первым в нашем городе, а построили его последним.

Чертежей театрального корпуса не сохранилось. Поэтому представить внешний вид здания невозможно.

Небольшое представление о конструкции театрального корпуса можно получить из раздела «Характеристика существующего здания Дворца Культуры» Пояснительной записки к «Проектному заданию на восстановление и реконструкцию Дворца культуры им. Ленина»:

«При анализе функционального решения существующих планов театральной части обнаружился ряд значительных планировочных дефектов, выраженных в неправильной взаимосвязи отдельных помещений в несоблюдении норм.

Так, например, наблюдается явная диспропорция между вместимостью зрительного зала на 1000 мест и площадями обслуживающих помещений.

Так, суммарная площадь вестибюля и гардероба занижена против норм. Неудачно расположены и архитектурно не раскрыты две лестницы, ведущие на 2-й этаж.

Зрительный зал, также не лишен ряда существенных дефектов. Не соблюдено основное правило подъема рядов — мест, обеспечивающих необходимое превышение зрителей последующих рядов над зрителями предыдущих рядов. Такое положение, при значительном количестве зрителей партера снижает его оптические качества.

Устройство незначительных по вместимости боковых крыльев балкона лишает возможность большого числа зрителей (боковые места) нормального обозрения планшета сцены.

В тоже время наличие этих крыльев повлекло за собой необходимость организации больших по площади кулуаров для загрузки их. Последнее в свою очередь вызвало непроизводительную кубатуру зрительной части.

Плохо решена в плане сценическая часть. Так планом сценической части не предусмотрена организация боковых карманов при сцене, что отражается на художественной ценности спектакля, удорожает его стоимость, удлиняет антракты, а также способствует быстрому изнашиванию конструкций и инвентаря оформления.

Обслуживающие помещения сцены, также малы и площади их не соответствуют требованиям существующих норм».

Клубный корпус представляет собой трехэтажное здание с двумя крыльями. Переход между театральным и клубным корпусами предусматривался через 1 этаж юго-западного корпуса

В циркульной части задания размещена наклонная аудитория лекционного зала, объединяющая 2 и 3 этажи.

3. Сечение клубного корпуса3. Сечение клубного корпуса

В книге «Донецк. Архитектурно — исторический очерк» приведено описание клубного корпуса:

«В клубной части, включающей лекционный зал, библиотеку с книгохранилищем, балетную студию, зимний зал для проведения танцевальных вечеров и 25 аудиторий для кружков — от духовых инструментов до изостудии. Архитектурная трактовка интерьеров всех без исключения помещений основана на художественном осмыслении и мастерском исполнении монолитных железобетонных перекрытий, которые очень хорошо увязаны с размерами и назначением помещений. Это предельно простые квадратные кессоны в зале библиотеки, балки с утами в зале балетной студии и десять железобетонных балок, которые, как бы веером расходятся от центра в полукруглом в плане помещении лекционного зала. На фасадах большие плоскости стекла сочетаются с глухими поверхностями стены».

4. Десять железобетонных балок4. «…десять железобетонных балок, которые, как бы веером расходятся от центра в полукруглом в плане помещения…»

Для летних занятий и отдыха под открытым небом на крыше клубного корпуса, над лекционным залом, устанавливалась терраса с теневым навесом. Место под амфитеатром лекционного зала предполагалось использовать под музей и выставки.

В Пояснительной записке к «Проектному заданию на восстановление и реконструкцию Дворца культуры им. Ленина» о конструкции клубного корпуса тоже есть небольшой фрагмент:

«Клубная часть Дворца Культуры также не лишена ряда крупных планировочных дефектов.

Вход в клубную часть осуществляется через случайно организованный проем на фасаде не увязанный с интерьером вестибюля, гардероб при нем организовывается совершенно случайно. Богатые возможности композиционного решения плана и основания объемов не были использованы. При значительной площади и кубатурах получилось невыразительная архитектурная композиция. Чувствуется отсутствие единой архитектурной идеи.

Отсутствие стройности, закономерности и целесообразности в решении плана не могло существенно не отразиться на решении фасадов. Фасады представляют собой механическое объединение отдельных разновеликих объемов, ни в коем случае не создающих образ социалистического Дворца Культуры».

Строительство

Точная дата начала строительства ДКиТ им. Ленина — 9 июля 1926 года согласно сообщению его главного прораба. К концу 1927 года построена была лишь треть запланированного объема.

В течение всего хода строительства харьковские инженеры осуществляли контроль: инженер П.С. Диссон руководил непосредственно строительством, инженер Е.Д. Федоров осуществлял его техническую часть, а инженер Г.А. Яновицкий разрабатывал проекты внутренней планировки, отделки и расцветки помещений, а также генеральный план разбивки парка и газонов.

Конструктивной основой зданий ДКиТ им. Ленина является железобетонный каркас. Наружные опорные колонны, наружные стены зданий, межэтажные перекрытия и колонны внутренних стен выполнены из монолитного железобетона. Внутренние и наружные стены имеют шлакобетонное заполнение.

5. Связка балок перекрытия и колонн внутренних стен5. Связка балок перекрытия и колонн внутренних стен

6. Фрагмент потолочного перекрытия6. Фрагмент потолочного перекрытия. Видны арматурные прутья, смонтированные в 1927 году

Большое внимание при строительстве уделялось качеству материала. Примером может служить характеристика песка, используемого при кладке, где подчеркивалось, что песок следует считать наилучшим для Донбасса — морской мариупольский. Для постройки стен и фундамента производилось испытание бетонных кубиков и цемента в Харьковском технологическом институте, Екатеринославском горном институте и химической лаборатории Брянского цементного завода.

7. Строительство клубного корпуса ДКиТ им. Ленина7. Строительство клубного корпуса ДКиТ им. Ленина

Число занятых на строительстве рабочих доходило до 100 человек. Но работы продвигались медленно, требуя ежедневно все новых и новых затрат. На 1 января 1929 года завкомом на строительство уже было израсходовано 1 миллион 115 тысяч рублей Финансирование строительства постоянно задерживалось, срок сдачи клубной части переносили от праздника к празднику.

9 мая 1929 года прораб строительства в своем письме в райком металлистов и дирекцию комбината сообщил, что недостатки в строительстве стен не дают достичь внутри здания необходимой температуры, что способствует постоянному замерзанию отопительной системы со случаями разрыва труб и радиаторов.

ДКиТ им. Ленина имел свою котельную. Она была расположена с западной стороны здания клубного корпуса, между северо-западным и юго-западным крыльями. Котельная была угольная. Рядом был организован угольный склад и двор для шлака.

8. Развалины котельной8. Развалины котельной. (При печати оригинала был перевернут негатив. Здесь фото представлено в правильном ракурсе)

Отопление здания по проекту должно было осуществляться двумя способами: для помещений, постоянно занятых людьми, и для помещений, временно занимаемых, таких, как театральный и лекционный залы. Комнаты, где люди находились постоянно, обогревались водяным отоплением, а во временно заполняемых людьми помещениях обогрев осуществлялся только по мере необходимости паровым отоплением низкого давления.

Общественность очень внимательно следила за строительством. Все выявляющиеся недостатки вызывали острую реакцию прессы. Газета «Диктатура труда» неоднократно освещала ход строительства и в 1928, и 1929 гг. писала о затягивании ввода в строй ДКиТ им. Ленина, об имеющихся дефектах.

9 сентября 1929 года комиссия в составе представителей завода, райкома металлистов и общественности произвела предварительную приемку и передачу райкому металлистов в эксплуатацию нового здания. ДКиТ им. Ленина принимался со множеством недостатков.

Полностью был построен и введен в эксплуатацию только 3-х этажный клубный корпус.

Театральный корпус начали строить позже клубного корпуса. По некоторым данным в 1935 году. Строительство театрального корпуса было выполнено в части подвала и стен 1-го этажа на высоту 4,5 метра. Потом стройку законсервировали.

Через некоторое время над подвальными помещениями театрального корпуса, возле входа в клубную часть, были построены несколько хозяйственных сооружений: сараи и гараж.

«День рождения»

2 сентября Сталинский райком профсоюзов металлистов опубликовал обращение к рабочим и работницам «В поход за технические знания», где говорилось о безграмотности широких масс рабочих наших заводов, и объявил со 2 по 16 сентября 1929 года двухнедельник техники. Двухнедельник должен был положить начало постоянной и широкой работе по продвижению технических знаний в рабочие массы.

9. Клубный корпус ДКиТ им Ленина завода им Сталина 19309. Клубный корпус ДКиТ им Ленина завода им Сталина 1930

15 сентября в здании ДКиТ им. Ленина состоялась первая лекция, посвященная двухнедельнику. После лекции выяснилось, что за культуру в массах еще предстоит долгая и упорная борьба: помещение аудитории было сильно повреждено слушателями. Разбиты окна, сорваны дверные ручки, поцарапаны стены и столы. Таким образом, днем рождения ДКиТ металлургов стал день проведения первого мероприятия, т.е. 15 сентября 1929 года.

В место заключения

Новому ДКиТ необходимо было дать название. В 20-е годы наиболее престижным считалось назвать клуб именем Ленина. Но один клуб с таким названием уже был.

Поступили просто: новый клуб назвали «Дворец культуры и техники имени Ленина», а старый переименовали в «Клуб «Горняк».

К середине 30-х годов все кружки, секции и народные театры перебрались в новое здание ДКиТ. Туда же переехала и библиотека.

Старое здание было переоборудовано в районный кинотеатр. Эту функцию клуб «Горняк» выполнял до начала Великой Отечественной войны.

Во время освобождения города от немецких захватчиков здание было частично разрушено и сожжено. Парк уничтожен.

10. Развалины ДКиТ им. Ленина10. Развалины ДКиТ им. Ленина

Восстанавливать здание ДКиТ им Ленина сразу не стали. Для этого не было средств. Более важным было восстановить завод и разрушенные дома для рабочих

Мирная жизнь входила в свое русло. Заводу необходим был клуб. Решили его организовать опять в клубе «Горняк». Здание клуба было практически не повреждено.

11. Клуб Горняк11. Клуб Горняк

В клубе снова начали работать кружки, а вот библиотеку организовали в другом месте, в здании на улице Куйбышева.

Клуб продолжал выполнять функции районного кинотеатра. Этот кинотеатр запомнился жителям Ларинки демонстрацией фильма «Тарзан».

Привели в порядок прилегающую территорию. Клуб был расположен почти на берегу речки Бахмутки (Скоморошины — автор). Чтобы от улицы Большая Ларинка добраться до клуба, необходимо было пройти по небольшой аллее, спуститься по ступенькам и мимо круглой клумбы подойти к главному входу.

12. Место расположения клуба Горняк12. Место расположения клуба «Горняк». Красный прямоугольник – клуб «Горняк». Желтая полоса – аллея, ведущая к клубу

Заводу нужен был новый блюминг.

Об этом в книге «По следам истории» пишет Володин Г.Г.:

«Как всегда при реконструкции завода возникла сложнейшая задача с размещением нового цеха —заводская территория ограничена, со всех сторон зажата городскими по-стройками.

В 1965 году был готов проект реконструкции завода. Проектом был предусмотрен снос тонколистового цеха, вулканической мастерской, компрессорной станции, электро-ремонтного цеха и механических мастерских блюминга (речку Бахмутку решили «спрятать» в трубу — автор). Здания этих цехов и мастерских возведены еще до революции, и все попытки создать в них современные условия работы приносили малые успехи, большое количество механизмов и агрегатов в них изношено и морально устарело, и если бы не постоянный голод с прокатом в стране — эти цеха давно бы снесли. На освобождающемся месте будет построен адъюстаж заготовочного цеха…».

Под снос попало и здание клуба.

Клуб «Горняк» прекратил свое существование в 1965 году.

 

  • Автор: Семен Левада
  • Фотографии:

  • Фото 1 и 8 – из архива библиотеки ДК Металлургов.
  • Фото 7, 9 и 12 – из Интернет-ресурса.
  • Фото 10 — Фото корреспондента газеты «Вечерний Донецк» Клементьевой Ирины Николаевны
  • Остальные фото из архива автора.

 

    Литература:

  1. Троцкий Л. «Ленинизм и рабочие клубы. Речь на совещании клубных работников», Газета «Правда» № 165 от 23 июля 1924 г.
  2. «Проектное задание на восстановление и реконструкцию Дворца культуры им. Ленина металлургического завода им. Сталина в городе Сталино» выданном харьковскому филиалу Украинского Государственного института проектирования городов «ГИПРОГРАД» в 1953 году.
  3. Метальникова Н.Б., «Дворец труда. К 60-летию заводского дворца культуры и техники», Газета «Металлург» №35 от 13 мая 1989 года.
  4. Килессо С.К., Кишкань В.П., Петренко В.Ф. и др., «Донецк. Архитектурно — исторический очерк», – Киев, Будівельник, 1982 г.
  5. Володин Г.Г., «По следам истории», — Издат. «Донбасс», Донецк, 1967 г.

 

 

 



6 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий