Центры большинства городов складываются многими десятилетиями и столетиями. В крупнейших торговых городах происходила специализация рынков и одновременно выделяется особая площадь для народных собраний.

Такая площадь становилась административным центром города. Центр любого города имеет, по преимуществу, не культовое, а гражданское значение. На центральной городской площади стали располагать городскую администрацию (ратуши, муниципалитет, горсоветы…).

В средневековых городах не существовало водопровода. Поэтому на средневековых рыночных площадях нередко появлялись фонтаны и колодцы, получившие скульптурную обработку. С тех пор и сохранилась традиция на площадях устраивать фонтаны. А традиция строительства монументов и памятников на площадях была подготовлена длительным процессом, главными этапами которого явилась обособленность монументальной скульптуры от архитектурных сооружений и развитие портретной скульптуры.

Такие градостроительные концепции построения площадей были характерны для европейских городов, начиная со средневековья. В Российской империи строительство площадей как архитектурного ансамбля было начато при Петре I. Принципы планировки площадей и в Российской империи, и в Европейских государствах были одинаковы.

Руководящим принципом в размещении общественных зданий на центральной площади был принцип их концентрации. Поэтому рядом с ратушей (муниципалитетом, горсоветом…) строились государственные канцелярии, библиотеки, торговые помещения и прочие здания административного и общественного назначения. Нередко в ансамбле городского центра фигурировал старый собор или церковь, а в совокупности центр города образовывал большой архитектурный комплекс, четко выделявшийся среди городской застройки.

Планомерная застройка посёлка Юзовки началась в 1891 году в соответствии с утвержденным Новороссийским обществом проектом. Планировка была прямолинейной. Ось градостроительного направления развития поселка была направлена от реки Кальмиус к речке Скоморошине, на которой были построены городские ставки. В этом направлении располагались проспекты, которые пересекали улицы, именуемые линиями.

Так как территория поселка была ограничена с востока и запада реками, а с юга заводом, расширение поселка было возможно только в северном направлении.

Уже в начале ХХ века направление оси градостроительного развития Юзовки изменилось на 90°. Поселок стал расширяться вдоль линий. К началу 40-х годов в Сталино произошло изменение «важности» улиц: линии стали главными городскими магистралями, а проспекты — второстепенными улицами.

В проекте застройки Юзовки, утвержденном Новороссийским обществом, была одна особенность. Проект не предусматривал строительство в поселке площадей. Были спланированы только жилые кварталы, бульвары и скверы.

Хотя, надо быть справедливым, в поселке все же было две площади: Базарная и Пожарная. На первой разместился поселковый рынок, а вторая была плацем для тренировок поселковой пожарной команды.

Базарная площадь образовалась стихийно до начала планомерной застройки.

Пожарная площадь была образована в 1899 году, когда Джон Юз построил в этом месте каланчу и организовал пожарное депо. В конюшне каланчи было несколько пар лошадей и десяток пожарников. Пожарная площадь славилась своей непроходимой грязью.

В 1927 году Пожарную площадь переименовали в площадь им. Дзержинского. В центре площади разбили большой сквер с фонтаном. И на площади сохранился комбинат областного пожарного управления с большим механизированным гаражом. Здание пожарной команды существовало до 1966 года. В 1966 году на его месте начали строить 6 корпус ДПИ.

До сих пор эту площадь жители города в разговоре называют Пожарной.

Функцию площадей, как места, предназначенного для народных собраний, ни Базарная, ни Пожарная площади не выполняли.

Фото 1 Торговые ряды Юзовки (Базарная площадь)1. Торговые ряды Юзовки (Базарная площадь)

Фото 2 Пожарная площадь2. Пожарная площадь (на переднем плане видно часть Пожарной площади)

Формирование центра Донецка было начато лишь после разработки первого проекта Генерального плана. Этот проект был разработан в 1932 г. архитектором Одесского филиала Киевского института «Гипроград» П. Головченко при участии архитектора А. Станиславского, инженера В. Гриценко и экономиста М. Василевского.

Замысел создания первого Генплана возник в 1929 году, когда Постановлением Совнаркома УССР от 13 августа была создана Правительственная комиссия в деле строительства новых городов Донбасса.

Анатолию Жарову в фондах Государственного архива Донецкой области удалось найти Протокол №56 заседания Президиума Сталинского горсовета от 21.11.1932 года.

На заседании Президиума Сталинского горсовета 21 ноября обсуждался всего лишь один вопрос — доклад «Гипрограда» об изготовлении им детального Генпроекта города.

Постановили:

«Поданный «Гипроградом», изготовленный Одесским филиалом окончательный Генеральный проект строительства социалистического города Большое Сталино — признать удовлетворительным…

Стоимость постройки Большого Сталино 890 млн. руб., но застройка должна проводиться поэтапно».

«Президиум констатирует, что изготовление проекта нового социалистического города Большого Сталино на 350 тыс. жителей к празднику 15-летия Октября является чрезвычайно важным политико-экономическим актом в отрасли выполнения плана больших работ — пятилетки за 4 года».

В 1937 г. в связи со значительным развитием промышленности города, намеченным вторым пятилетним планом, этот проект бы частично переработан. Генпланы 1932 и 1937 годов имели огромное социальное значение: это были первые в истории Донецка градостроительные документы, регулирующие и направляющие городское строительство.

Отличительной особенностью Генплана 1932 г. был максимальный учет специфики местных природных условий, в том числе особенностей климата, рельефа местности, инженерной геологии и пр. Главная композиционная идея проекта заключалась в создании вдоль реки Кальмиус и речки Скоморошины двух мощных водно-зеленых диаметров, состоящих из крупных массивов насаждений и каскадов прудов, расчленяющих город в меридиональном направлении на три части.

Принятая за основу, существующая прямоугольная сетка улиц города, с некоторым отклонением их продольных направлений к западу, подчинена рельефу и учитывала форму строительных площадок, определившихся направлением угольных пластов. Формирование общественного центра намечалось на возвышенном плато междуречья, а основной композиционной осью города становилась Первая линия (улица Артема), проложенная по гребню водораздела с юга на север.

В проектах Генеральных планов 1932 и 1937 годов, так же как и в проекте Новороссийского общества, не было предусмотрено строительство площадей в центре города.

Застройка города не велась планомерно, даже при наличии Генплана. Основные объемы строительства размещались на разрозненных участках различных шахтных и заводских поселков, многие из которых находились даже за пределами городской черты; штучное, рассредоточенное строительство отдельными зданиями имело место и в центральной части.

Строительство, проводившееся в годы первых пятилеток, не всегда направлялось на создание единой планировочной системы города. Застройка поселков зачастую носила характер случайного наращивания кварталов и создания новых селитебных образований без должного учета функциональных, экономических и других факторов.

В застройке Большого Сталино были и политические аспекты — воплощение в архитектуру пролетарской символики и «пролетарских новаторских идей» в градостроительстве. Подтверждение этому является группа жилых кварталов в южной части Калининского района города, планировочная схема которых решалась в виде гигантского серпа и молота, вписанных в прямоугольную сетку прилегающих улиц. К счастью, эта формальная идея осуществлена строительством не в полном объеме.

А строительство центра Петровского района, решенного в виде двух больших — круглой и шестигранной — площадей, расположенных на незначительных расстояниях друг от друга было реализовано. Площади стали основой двух самостоятельных радиально-кольцевых систем улиц. Улицы повторяли форму площадей: в первом случае — колец, а во втором — шестигранника. Круглая площадь сейчас называется площадью Победы, а шестигранная — площадью Петровского. Это были первые площади города Сталино.

Фото 3 Площади Победы и Петровского3. Площади Победы и Петровского

Распыление нового строительства задерживало реконструкцию и развитие основного ядра города, формирование его общественного центра. Несмотря на то что в центре было построено значительное количество крупных объектов (комплекс индустриального института, студенческий городок, педагогический институт, большое количество жилых домов, гостиница, оперный театр, два кинотеатра, ряд административных зданий и т. д.), застройка его еще не получила в то время целостного архитектурно-пространственного завершения.

Площадей в центре города, по-прежнему, построено не было. Поэтому городская администрация была вынуждена установить памятники Ленину и Сталину в скверах: Ленину — в Первомайском сквере, а Сталину в сквере на Первой линии между 1 корпусом ДПИ и Дворцом пионеров.

Пожарная площадь «была уже занята» памятником Ф.Э. Дзержинскому. В 1927 году городская комиссия Сталино переименовывает Пожарную площадь и Пожарный проспект в площадь и проспект Дзержинского соответственно, который умер за год до этого, к шестидесятилетию со дня рождения. 25 июля 1937 года на площади установили бронзовый бюст.

В 1966 году памятник Ленину перенесли на площадь Победы (круглая площадь). Памятник Сталину был ликвидирован в ноябре 1961 года.

В 1949 г. Гипроград разработал новые предложения по формированию общественного центра Донецка. Началом его ансамбля на юге должна была явиться Предзаводская площадь (бывшая Базарная), от которой до Комсомольского проспекта сохранялась линейная застройка с частичной реконструкцией разрушенных зданий. Участок улицы Артема от Комсомольского проспекта до студенческого городка решался в виде своеобразной анфилады из трех взаимосвязанных площадей — Центральной, Театральной и Победы.

Центральная площадь была задумана в виде прямоугольника 140х480 м, вытянутого вдоль улицы Артема от Комсомольского проспекта до проспекта Гурова.

Центральная площадь пространственно увязывалась с Театральной.

Фото 4 Площади Центральная (Ленина) и Театральная4. Площади Центральная (Ленина) и Театральная

С севера комплекс завершался площадью Победы, которая должна была разместиться на участке от бульвара Шевченко до «Студгородка». В верхней части площади, по оси улицы Артема, предусматривалось здание драматического театра и монумента Победы в честь освободителей Донбасса от фашистских захватчиков.

Монумент должны были установить вместо памятника, который, по решению горсовета, установили перед зданием театра оперы и балета в сентябре 1944 года, к первой годовщине освобождения Сталино. Памятник представлял собой стелу с двумя скульптурными фигурами — солдата с пистолетом-пулемётом Шпагина в руках и одетого в плащ-палатку, а также шахтёра. Памятник изначально задумывался как временный и простоял несколько лет, после чего его убрали, чтобы не мешать уличному движению.

Фото 5 Памятник перед театром оперы и балета (Общий вид)5. Памятник перед театром оперы и балета в Сталино (Общий вид)

Фото 6 Памятник перед театром оперы и балета (Крупный план)6. Памятник перед театром оперы и балета (Крупный план)

Архитектурный ансамбль площади Победы, театра, главный фасад которого ориентирован на юг, и монумент, размещаемый в центре площади, должны были замкнуть перспективу вдоль улицы Артема.

Строительство театра было предусмотрено еще проектом Генплана 1935 года.

Проект театра был выполнен известным московским архитектором профессором Аркиным.

Фото 7 Проект театра на площади Победы7. Проект театра на площади Победы

В газете «Социалистический Донбасс» 16 ноября 1935 года была размещена заметка «Новый театр»:

«Громадное, красивое здание нового театра, против дома Доннарпита, в Соцгородке, является украшением главной магистрали г. Сталино — улицы им. Артема.

Фасад театра с большими мраморными колоннами будет выходить к новой гостинице. Широкий вход поведет зрителей в сверкающий мрамором и бронзой вестибюль. По широким, нарядным лестницам пойдет дальше зритель в большое фойе зрительного зала и бельэтаж.

Новый театр рассчитан на 1400 мест. В зрительном зале и бельэтаже будут установлены мягкие кресла. Кроме зрительного зала театр будет иметь большой выставочный зал и репетиционный зал. В плане строительства театра ничего не забыто. Декорационная и пошивочная мастерские. Большие буфеты. Специальные курительные комнаты. Артистические уборные и т.д.»

14 ноября 1935 года проект театра обсуждался на совещании, созванного заместителем председателя облисполкома товарищем Конотопом.

Для строительства театра решили организовать специальную проектно — строительную контору, которая должна была, в ближайшие дни, приступить к подготовительным работам.

На сооружение театра запланировали затратить 5 миллионов рублей. Строительство намечено было закончить к 20-й годовщине Октября. Для стройки решили использовать местные материалы: черный мрамор из Красного Луча, гранит из Старой Карани и т.д.

Ни театра, ни монумента не построили.

В 1953 году архитекторы В.М. Орехов, Л.Л. Берберов и Т.И. Бондаренко разработали новый проект детальной планировки центра города, в который внесли существенные изменения по сравнению с планом 1949 года. В новом плане решили отказаться от создания площади Победы. Площадью Победы назвали круглую площадь в Петровском районе.

 

  • Автор: Семен Левада
  •  

    Фотографии:
    Фото 1 и 4 — Фотоальбом «Донецк: от поселка до мегаполиса». ЧП АРПИ, Донецк, 2010 г.
    Фото 2 — Фотоальбом «Донецк. Фотоальбом 1962 год».
    Фото 3 и 5 — Интернет-ресурс.
    Фото 6 — из личного архива семьи Горбуновой М.Д.
    Фото 7 — Газета «Социалистический Донбасс», №264 от 16 ноября 1935 года.

    Литература:

  1. А.В.Бунин, История градостроительного искусства, Т. 1, Гос. издат. литературы по строительству и архитектуре, М. 1953 г.
  2. Э. Укис, «Укротители огня», Газета «Социалистический Донбасс» №290 (1019) от 12 декабря 1935 года
  3. Протокол №56 заседания Президиума Сталинского горсовета (ГАДО, Ф-Р279, оп. 1, д. 679 на 50 листах).
  4. С.К. Килессо, В.П. Кишкань, В.Ф. Петренко и др., Донецк. Архитектурно — исторический очерк. – Киев, Будівельник, 1982 г.
  5. «Новый театр», Газета «Социалистический Донбасс», №264 от 16 ноября 1935 года

 

 



24 Комментарии

  • Семен

    Уважаемый Aryason!

    Наконец то исправлено досадное недоразумение — в статье не были опубликованы библиография и перечень фотографий.

    Теперь, я надеюсь, Вы прочтете книги, которые включены и библиографию к статье, и, может быть, извинитесь за бестактность.
    Цитата:
    «…И хочу посоветовать, не относиться так предвзято к Ясенову и его сайту -
    там много интересных вещей всплывает, которые Вы по своей предвзятости
    (?) упустили, отчего и статья на данном моменте несет кучу не правдивой
    информации…»

    Я отношусь с уважением к Евгению Ясенову. А Вам я рекомендую цитировать не Евгения, а первоисточники. И чаще бывайте в библиотеках и архивах.

    С уважением,
    Семен Левада

    Изменить
    • Aryason

       Спасибо за ссылки, Семен!
      Не понятно, правда, их назначение ибо и без них уши Кишканя растут из вашего текста самым неприкрытым образом, а Протокол №56 заседания Президиума Сталинского горсовета (найденный Жаровым) не содержит в себе конкретной информации по генплану в виде схем и чертежей.

      Семен, не ждите от меня извинений. Вы состряпали сырой, мало отвечающий действительности материал, и теперь пытаетесь доказать, что это не так. Это надо ВАМ посоветовать сначала научиться работать с источниками, а потом уже браться за перо. А источники Семен бывают разные. Я к примеру, люблю наглядные в виде чертежей, схем и фотографий.

      Фотография Пожарной площади 30-х, к примеру, легко опровергает утверждение что в 27 году на ней был построен фонтан. Хотя, может быть он был построен, потом переделан в клумбу, а потом обратно в фонтан, но до такого казуса моя логика не способна.

      Ваша цитата: «В проектах Генеральных планов 1932 и 1937 годов, так же как и в проекте
      Новороссийского общества, не было предусмотрено строительство площадей в
      центре города», а между тем на Генплане образца 37 года (который Вы, конечно видеть не могли, т.к. не признаете сайт Ясенова) присутствует планируемая площадь Ленина (обведена синим) Театральная (обведена Зеленым) и Соборная, она же Победы, она же еще как-то (обведена Красным).

      И поверьте мне, Семен, как человеку не совсем далекому от строительства и архитектуры, ровно как и от истории Донецка, грубых ляпов в вашем тексте полным полно. И я бы, на вашем месте, занялся их выявлением и перепроверкой по различным источникам, желательно, конечно тем, к которым Вы советуете обратиться — по архивам и библиотекам, а не по Википедии и интернет сайтов, с которых взято утверждение, что типовой гипсовый памятник Ленину был перенесен из Первомайского сквера на площадь Победы.

      Удачи в творчестве. С нетерпением жду второй части! Только хочу посоветовать — не верьте Крыжной, если поняли, что я имею ввиду

      Изменить
      • Анатолий Жаров

        значит седня ради интереса я посмотрел план Пожарной площади (ГАДО, Ф-Р131, оп..1, д.1274 на 1 листе — 1934-й год) — состояние документа ужасное — как его сумели сохранить в архиве! (за это огромное спасибо его работникам — это комплимент не просто ради слов) — план практически разорван на два куска.И на них фонтан не обозначен — только проспекты и линии, здания пожарного депо, партшколы — но фонтана нет!

        Изменить
      • Алексей Федько
        Алексей Федько

        А с какого сайта взято утверждение, что памятник Ленину был перенесен на Петровку? И вы уверены, что он гипсовый?

        Изменить
  • Fedonin50

    Театры, фонтаны, памятники… Одним словом — КУЛЬТУРА, к чему стремились архитекторы и иже с ними.
    А в итоге вернулись в тёмное средневековье, ибо на центральной площади (и на других?) по праздникам и без них устраиваются рынки, балаганы, «лунапарки», эстрадные помосты с динамиками такой мощности, что в соседних домах дрожат стёкла… Для чего тогда парки и зоны отдыха? А если хоть у одного человека, живущего рядом голова болит — плевать? Пусть толпа (стадо?) веселится! А потом развесёлая толпа бредёт в соседние дворы (с тем же шумом) в поисках тёмных уголков (вместо ОО) и лавочек для распития. Это до утра. Не состоялся у нас ДЕЛОВОЙ центр.

    Изменить
    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      В последнее время просматривается тенденция о проведении всех концертов в парке им. Щербакова. Шум и музыку перенесли в парк культуры и отдыха. А насчет «луна-парков», полностью согласен. Аттракционы на центральной площади — это свинство 

      Изменить
  • Анатолий Жаров

    Статья автора очень интересная, и особенно фото со стеллой. Вопросы по ней: что там за надпись слева — прочитал только слово «снарядов»; и, наверное, главный вопрос по фото — слева, ниже надписи,изображен наподобие какого-то герба, где есть звезда, копер и заводские трубы.Когда писал о ДК им. Франко там тоже попалось интересное изображение (его можно посмотреть здесь http://infodon.org.ua/pedia/82… наподобие герба. Как вам кажется несильно ли много совпадений — не герб ли это города Сталино еще 40-50-х годов? Напомним, что по всем данным первый герб Донецка был утвержден в 1968 году. Ваши мнения?

    Изменить
    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      Присоединяюсь к вопросу о гербе (или что там на памятнике). Но, я больше склоняюсь к тому, что памятник был временным, и «герб» прицепили на него неофициальный, а какой-то кустарный. Разные интересные изображения начали появляться еще раньше, например тут (http://infodon.org.ua/uzovka/4… есть интересный «герб Юзовки». Думаю, подобных самовольных гербов можно найти много.

      Но, по «гербу» на памятнике всё же интересно выслушать мнения зала

      Изменить
      • Семен

        Уважаемые КОММЕНТАТОРЫ !!!

        Статья посвящена отроительсту площадей в нашем городе!!! А о чем Вы спорите?

        PS. Уважаемый Aryason! Никогла не ссылайтесь на Евгения Ясенева.
        Лучше делайте ссылки на документы,
        например, как это делает в своих статьях Анатолий Жаров.

        И еще.
        Сколько Вы знаете в нашем городе фонтанов?
        Я знаю 92 фонтана (за период с 1900 по 2012 годы). И подозреваю, что это не полный перечень.
        О каждом фонтане в моем архиве есть или фотография или свидетельство трех свидетелей, которые не знакомы друг с другом.

        Так что заявляю компетентно — на Пожарной площади был фонтан!

        Изменить
        • Aryason

          Я не спорю, что там был фонтан, я спорю с утверждением, что он появился в 1927 году, как написано в статье

          Изменить
          • Семен

            А как Вы думаете?
            Если сквер построили в 1927 году, то фонтан будут строить года через два или три? Или лет через десять?
            Сталинский комунхоз никогда два раза к одному объекту не возвращаля.

            Изменить
            • Aryason

              Как я думаю? Я думаю, что если в 32м году сквер уже был, а фонтана еще нет — то его построили гораздо позже чем в 1927 году.

              И хочу посоветовать, не относиться так предвзято к Ясенову и его сайту — там много интересных вещей всплывает, которые Вы по своей предвзятости (?) упустили, отчего и статья на данном моменте несет кучу не правдивой информации..

              Изменить
              • Анатолий Жаров

                Согласен с Aryason, на сайте Ясенова тоже много интересной информации. Каждый из этих двух сайтов интересен по-своему и информация, размещенная на них дополняет друг друга. А тем для «копания» по истории Донецка хватит на всех и даже в тех темах, где казалось бы уже все изучено, всегда найдется что-то новое.

                Изменить
                • Анатолий Жаров

                  может быть для разрешения вашего спора о фонтане на Пожарке поможет ссылочка на архивный документ (я его не видел — только сегодня заметил о нем запись) — ГАДО, Ф-Р131, оп..1, д.1274 на 1 листе — 1934-й год (план Пожарной площади в городе Сталино). 

                  Изменить
  • Aryason

    Во-первых, про фонтан см. фото 32 года — нет никакого фонтана есть клумба

    во-вторых, по Ленину — попробуйте изучить вот это   http://www.donjetsk.com/retro/

    По Сталину — вот это http://www.donjetsk.com/retro/… 

    по пл. Победы — вот тут (см, внимательно на даты) http://www.donjetsk.com/retro/… 

    Изменить
    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      ссылки ведут в раздел Ретро, а не на статьи. Поправьте, плз

      Изменить
      • Aryason

        Если. честно — то я пять раз пытался исправить ссылки, но три раза мой комментарий не разместился вообще, и ссылки не исправились.

        Поэтому лучше я назову статьи
        по Ленину — правда о белом Ленине (Вы упоминали о ней)

        по Сталину — нашествие каменных людей

        По площади победы — Скверный вопрос

        Изменить
  • Aryason

    Я глубоко уважаю Семена Леваду , но данная статья по большей мере является громадной профанацией, полной голословных, много раз опровергнутых, утверждений.

    1.В 1927 году на пл. Дзержинского не было фонтана — была клумба, что подтверждено фотографиями.

    2. В Генпланах 32 и 37 года было предусмотрено строительство площадей, а именно Центральной, Театральной, и той, что в последствии хотели назвать пл. Победы — подтверждено деталировачными планами «Генплана Большое Сталино»

    3.Интересно, как увязывается заметка 35 года об оперном театре (который, как мы знаем, сначала проектировался, в качестве драматического) со строительством площади Победы, если до 49 года никакой площади не планировалось, ровно, как и строительства на ней театра?

    4. Памятник Ленину из сквера Первомайский в 66 году не переносили на пл. Победы в Петровском районе, т.к. памятник там стоял задолго до 66 года.

    5. Памятники Ленину и Сталину в скверах Первомайский и между Дворцом пионеров и 1-м корпусом ДПИ появились уже после войны, в 1951 году, т.к. до войны в этих местах была плотная застройка (на месте памятника Сталину, располагалась гимназия Ромм)

    Изменить
    • sirFredd
      sirFredd

      Соглашусь с вами почти по всем пунктам, кроме пятого. Семен неудачно разместил кусок текста о памятнике Сталину возле 1-го корпуса ДПИ. Некоторым кажется, что там речь идет о довоенном периоде. Хотя, я понял, что автор имел ввиду все ж послевоенные годы

      Ну, и как обычно ваше эпитеты («громадная профанация») черезчур кричащие. Хотя, текст не без недостатков и его нужно _немного_ доработать

      Изменить
    • Семен

      Уважаемый Aryason!
      Во-первых: фонтан на Пожарной площади существовал. Он был построен еще до войны и разрушен был в 1964 году.

      Во-вторых: Строительство театра на территории, которая в последствии была спланирована в Генплане как площадь Победы. никак не связаны. Строительство театра было запланировано само по себе, а строительство площади было спланировано само по себе. Ту так совпало.

      В третьих: Попробуйте внимательно изучить фотографии, размещенные на станице http://infodon.org.ua/time/469, и найдите десять отличий.

      И последнее: Памятник Сталину и поставили в сквере возле ДПИ, так как площадей небыло.

      Уважаемый Aryason! Попробуйте прочитать статью еще раз с карандашом в руках. И повнимательнее прочитать.

      Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий