Святитель Игнатий Мариупольский — святой покровитель Донбасса

Более 200 лет назад Игнатий Мариупольский прославился тем, что вывел из Крыма в Приазовье греков, пребывавших под татарским гнетом, поселил их на берегах Азовского моря, основав тем самым город Мариуполь и еще 23 населенных пункта, благополучно существующие и поныне.

В эти дни в память о подвиге святого Игнатия проходит своеобразная акция — автопробег на ретро-автомобилях из Бахчисарая (места исхода крымских греков) до Мариуполя, а затем и Донецка. В автопробеге участвуют священники, они везут с собой икону святителя Игнатия Мариупольского. В храмах по пути следования они будут служить молебны в честь этого святого, а также читать лекции и рассказывать людям об Игнатии Мариупольском, чтобы ширилось его почитание. А ведь при жизни святителя Игнатия, да и первые сто лет после его смерти имя этого человека мало что говорило простому народу… Более того, выведенные из Крыма греки далеко не все были довольны изменениями в своей судьбе, ведь они покинули цветущий Крым и начали осваивать нетронутые земли. Однако масштаб совершенного Игнатием Мариупольским объективно оценили его дальние потомки и прославили его в лике святых.

От Черного моря к Азовскому

О жизни Игнатия Мариупольского сведений сохранилось не так уж и много. Известно, что родился он в 1715 году на греческом острове Фермия (нынешний Китнос) в знатной благочестивой семье Гозадини. Родители назвали его Иаковом. Остров Фермия в то время находился под властью турок. Покоренные иноверцами греки хотя и имели определенные гражданские и религиозные права, но никогда не забывали отом, что их родина была в прошлом центром всего православного мира. Они мечтали о ее возрождении и в этой надежде воспитывали детей.

Образование Иаков получил в Венеции, в созданной там Греческой коллегии.

После школы он взял благословение у родителей и отправился на Святую Гору Афон, где монашеский подвиг нес один из его близких родственников. Там еще юношей он принял монашеский постриг с именем Игнатий в честь великого святого Игнатия Богоносца. Затем он прошел все иерархические степени священства и получил епископский сан.

Современники характеризовали святителя Игнатия как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточною деловитостью и опытностью в ведении церковных дел».

В 1769 году по решению священноначалия святитель Игнатий в сане митрополита возглавил в Тавриде Готфейско-Кафайскую кафедру. Он поселился в Свято-Успенском монастыре недалеко от Бахчисарая. Здесь и пригодились ему его природные организаторские способности, подмеченные его современниками. За семь лет, проведенные здесь, святитель Игнатий неоднократно становился свидетелем притеснения крымских греков татарским населением. Однако опасность была не только физическая: святитель Игнатий с горечью отмечал, что часть греческого населения — исконного носителя православия — отатаривается… И тогда владыка начал писать императрице Екатерине с просьбой принять греков-христиан в подданство России. Письма святителя Игнатия попали на благодатную почву. Екатерина II видела в современных ей греках наследников Древней Греции, носителей мощной культуры и спасти их от татарского ига посчитала делом государственной важности. Кроме того, она понимала, что массовый исход греков ослабит экономику Крымского полуострова и Россия сможет установить над ним полный контроль (что вскоре и произошло). Так или иначе, но императрица определила грекам места для проживания на берегу Азовского моря, а великий полководец Александр Суворов оказывал военную поддержку этому исходу.

«Моисей мариупольских греков»

Агитация за переселение среди греков проходила в течение нескольких месяцев в глубочайшей тайне от татар. Примечательно, что не нашлось ни одного предателя: исход греков стал для татар неожиданностью, они не смогли ему помешать.

Так, в июне 1778 года, оставив свои дома и могилы предков и взяв с собой великую святыню — Бахчисарайскую икону Бо-жией Матери «Одигитрия»(«Путеводительница»), греки отправились в путь. С собой они забрали также икону святого Георгия Победоносца из обители на Фиоленте. Тогда около 20 тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма.

Путь был нелегким. Как и библейского Моисея, святителя Игнатия, случалось, обвиняли в том, что это по его милости люди терпят лишения похода. Он же терпеливо сносил упреки и постоянно молился. Вскоре среди греков вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Владыка начал молиться священномученику Харлампию, и народ был спасен. И хотя многие роптали, предлагали вернуться назад, сетовали на трудности пути, святитель Игнатий радовался чуду исцеления больных и не впадал в отчаяние от того, что его труды не были оценены по достоинству.

На русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, названный в честь Царицы Небесной, Покровительницы христиан в пути и в дальнейшей жизни на новом месте. Владыка перешел под омофор Русской Православной Церкви как викарный архиерей Херсонской и Славянской епархии с сохранением титула митрополита Готфейско-Кафайского. За проявленные подвиг и мужество императрица Екатерина II наградила его бриллиантовой панагией.

На новом месте святителя Игнатия ожидали новые заботы. Он основывал поселения, строил и освящал храмы. Жизнь переселенцев не была безоблачной: на берег нередко высаживались турецкие десанты с целью вернуть бежавших, и многие по-прежнему считали владыку виновным в своих бедах. Тот же переносил все со смирением. Примечательно, что, устраивая жизнь своей паствы, сам святитель жил в убогой землянке. Дом ему построили только тогда, когда вспыхнувший в землянке пожар уничтожил все скудное имущество владыки…

В рукописи архиепископа Гавриила рассказывается о месте, где пребывал святитель Игнатий: «Он избрал для духовного отдохновения особое место — в шести верстах от города вверх по речке Кальмиус, где развел хороший фруктовый сад, выстроив в нем каменную келью для молитвословия. Поблизости оттуда сооружен был также каменный, черепицей крытый домик о пяти окнах. Здесь предполагал преосвященный устроить монастырь во имя великомученика и победоносца Георгия, особенно греками почитаемого, но со смертию его пресеклись и все благородные его преднамерения».

В 1786 году после двухнедельной болезни владыка отошел ко Господу. Похоронен он был в первом мариупольском храме — в соборе святого Харлампия. Но неблагодарность соотечественников еще долго не иссякала как по отношению к святителю, так и к его родне. «Загородный приют преосвященного обветшал, сад заглох крапивою, а келья и молитвенный дом разрушаются. Со смертью его прекратилось и существование в России епархии Готфийской и Кафийской, с ним же и возникшей и продолжавшейся без малого семь лет», — рассказывает архиепископ Гавриил.

Спасение мощей святителя

Со временем благодарные потомки стали возрождать память о святителе Игнатии. Однако вскоре наступило новое испытание: революция, война, разруха.

В 1936 году Свято-Харлампиевский собор Мариуполя был разрушен, а гроб святителя Игнатия вскрыт безбожниками. Тогда же обнаружилось, что мощи его нетленны. Как вспоминают очевидцы, было такое ощущение, что владыка просто уснул, сидя в кресле (по греческому обычаю епископов погребают в сидячем положении). Мощи перенесли в подвал Краеведческого музея, а в годы оккупации, когда немцы разрешили открыть собор в одной из пятиэтажек Мариуполя, нетленные мощи святителя были доставлены туда. Их поместили в часовню внутри собора и каждый понедельник служили по святителю панихиду.

Протоиерей Василий Мултых так вспоминал о последующих событиях: «При отступлении немцы подожгли множество зданий, в число которых входила пятиэтажка, где находился кафедральный собор. Я не могу передать состояние моей души при виде горящего храма и находящихся там святых мощей. Ужас охватывал меня при мысли, что там, в кафедральном соборе, в огне погибает последняя святыня нашего многострадального народа — приазовских греков. Я не мог дождаться того дня, когда утихнет пламя. Каждый день я приходил к зданию с одной целью — скорее войти в него, чтобы спасти мощи».

Оказалось, что часть мощей уцелела. Василий Мултых собрал их в деревянный ковчег. После войны мощи пребывали в церкви Преображения Господня, затем в Портовской церкви, откуда в 1997 году были торжественно перенесены в Свято-Никольский кафедральный собор в Новоселовке.

Плоды трудов

Теперь, с расстояния 225 лет, мы можем оценить подвиг святителя Игнатия, потому что видим плоды его трудов. Что же мы имеем на сегодняшний день? По итогам переписи 2001 года современная греческая диаспора Приазовья насчитывает 91,5 тыс. человек. Действуют греческие школы, гуманитарный университет, культурные центры, греки Приазовья издают свою газету и активно сохраняют язык вплоть до диалектов: выпускаются словари, ведется научная работа. А главное — приазовские греки остались православными, так что миссия святителя Игнатия оказалась выполненной в таком объеме, который и не снился тем переселенцам, упрекавшим его в том, что он — причина их бедственного положения…

11 июня 1997 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, заслушав рапорт Преосвященного Илариона, архиепископа Донецкого и Мариупольского, принял решение о причислении святителя Игнатия (Гозадини), митрополита Готфейского и Кафайского к лику святых. Торжественный чин прославления митрополита Игнатия был совершен 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя.

Так окончилось время несправедливых гонений и недолжного отношения к памяти святого, так прославил Господь верного Своего служителя. Теперь к святителю Игнатию как к своему небесному покровителю возносит молитвы православная паства всего Донецкого края. В Мариуполе святителю установлен памятник, а в Донецке на территории ДМЗ в 2003 году был освящен храм в честь святителя Игнатия Мариупольского, где каждый день возносятся молитвы о благополучии трудящегося народа святому покровителю Донбасса.

 



Войдите, чтобы оставить комментарий