Загадочный фонтан

Самый старый сквер в Донецке — сквер Павших коммунаров. Его заложили почти сразу после строительства Свято-Преображенского собора, и на долгие годы он занял центральное место в жизни города.

До революции здесь «щедро раздавали опиум для народа», а в 1916 году планировали открыть памятник царю-освободителю Александру II. После революции, в 1920–21 годах в сквере устроили могильник героев-коммунаров, и выстроили новый «храм» — кинотеатр «Комсомолец», ибо кино у нас, важнейшее из искусств.

В тридцатые годы в сквере уже не раздавали опиум для народа, но прогуливаться в нем любили. Старый собор снесли, а на его месте, в 1934–35 году устроили детский парк, с фонтаном и клетками для фазанов.

По крайней мере, так нам сообщает источник из краеведческого музея. Этот же источник приводит и краткое описание фонтана, стоявшего из скульптурной группы, в которой были мама с ребенком, девочка с бабочкой и мальчик с сачком.

К сожалению, опыт подсказывает, что Донецкий краеведческий музей никак нельзя назвать достоверным источником, и его информацию надобно проверять самым строгим образом.

Прежде всего, давайте взглянем на сам фонтан.

Совсем недавно его изображения считались столь же мифически-редкими, как и пакт Молотова-Риббентропа. Однако был кинут клич, и фотографии фонтана посыпались одна за другой.

Вот такую, предоставил А.Пешехонов.

1942 год. Оккупанты возле фонтана

1942 год. Оккупанты возле фонтана. Хорошо просматривается вся скульптурная группа. Видны обещанные мальчик и девочка. Правда, непонятно почему «мама с ребенком» предстает в виде женщины и сидящих у ног детей.

Фото с просторов интернета:

skver-pavshih-kommunarov-1941-43

Сквер Павших коммунаров и фонтан. Годы оккупации 1941–43

Вот такую фотографию отыскал. В.П.Степкин

1951 год

1951 год

1951 год. Мальчик с девочкой есть, сачка и бабочки нет, а мама очень подозрительно напоминает изображение какой ни будь мифической богини, но уж точно не персонификацию материнства, исполненную в лучших традициях соцреализма.

А вот фотография представленная пользователем «Федор» (Аркадий Зориков) с сайта donjetsk.com.

1954-1955 год. Теперь уже точно видно, что наша «мама», скорее всего, богиня Афродита (Венера), а у ног её верхом на дельфинах сидят мальчики-амуры (пути)1954–1955 год. Теперь уже точно видно, что наша «мама», скорее всего, богиня Афродита (Венера), а у ног её верхом на дельфинах сидят мальчики-амуры (пути)Не надо быть эстетом-искусствоведом, чтобы с первого взгляда заметить диссонанс в скульптурной группе фонтана — у ног полуобнаженной богини, прижавшись друг к другу, стоят ребятишки, словно сошедшие с пошлых открыток начала века.

С этих ребятишек и начался поиск корней фонтана из сквера Павших коммунаров.

Повинуясь железному факту, что большинство садово-парковых скульптур и фонтанов, периода развитого культа личности, являются повторяемыми копиями, решено было отыскать их собратьев в других парках необъятной страны.

Результаты поиска превзошли все ожидания.

Оказалась, что эти мальчик с девочкой, действительно очень популярный мотив в среде парковых фонтанов, вот только к культуре соцреализма они вообще не имеют никакого отношения.

Под названием «Первая любовь» этот фонтан имел большое распространение в конце 19 века и стоял во многих парках необъятной Российской империи, от западных до восточных окраин.

Вот два фото крупным планом для сравнения. Слева реконструкция дореволюционного фонтана в Самаре. Справа – фонтан из СталиноВот два фото крупным планом для сравнения. Слева реконструкция дореволюционного фонтана в Самаре. Справа – фонтан из Сталино

Изначально в руках у мальчика был зонтик, по которому стекали струи воды, и поэтому фонтан имеет и другое название — «Дети под дождем».

Фонтан «Дети под дождем» в парке города Самара. Начало  30-х годовФонтан «Дети под дождем» в парке города Самара. Начало 30-х годов

Фонтан «Первая любовь» в Гурзуфе. Открытка начала XX векаФонтан «Первая любовь» в Гурзуфе. Открытка начала XX века

А это, как видно из надписи, город Челябинск. Тоже начало XX векаА это, как видно из надписи, город Челябинск. Тоже начало XX века

Без особого труда удалось отыскать и автора скульптурной группы, широко растиражированного фонтана. Им является русский скульптор и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836–1913)., который в 1869 году, находясь в Италии, создает скульптуру «Дети под дождем» сначала в гипсе, а позже повторяет её в мраморе.

Вторая скульптурная группа, составлявшая фонтан в сквере Павших коммунаров, на поверку, тоже оказалась вполне самостоятельным фонтаном, известным под названием «Рождение Венеры», или «Венера, выходящая из моря». И если мальчик с девочкой стояли по всей России, география этого фонтана оказалась куда обширнее, и измеряется уже континентами. Помимо Евразии, его копии стояли в Америке и даже Австралии.

Но, не смотря на широкое распространение, узнать об этом фонтане удалось крайне мало. Есть мнение, что впервые он был представлен на всемирной промышленной выставке в Чикаго (1893 год), в германском павильоне. И вроде, как уже оттуда его копии разошлись по всему свету, но сотрудники Королевского ботанического сада в Сиднее утверждают, что их фонтан был установлен в 1879 году, за 14 лет до всемирной выставки в Чикаго. Так же не удалось установить и автора скульптурной композиции.

Два фото для сравнения. Слева – фонтан в Вашингтоне, справа — в городе Сталино. Сходство как говориться на лицо, но в отличие от оригинала, на нашем фонтане пути не трубят в раковинуДва фото для сравнения. Слева – фонтан в Вашингтоне, справа — в городе Сталино. Сходство как говориться на лицо, но в отличие от оригинала, на нашем фонтане пути не трубят в раковину

Фонтан «Рождение Венеры» в риге. Толи современная копия, толи с давних пор сохранился. Стоит во дворе Базара БергеФонтан «Рождение Венеры» в риге. Толи современная копия, толи с давних пор сохранился. Стоит во дворе Базара Берге

Фонтан «Рождение Венеры» в ботаническом парке СиднеяФонтан «Рождение Венеры» в ботаническом парке Сиднея

Фонтан «Рождение Венеры» в ботаническом парке Сиднея. Изначально был сделан из цинкового сплава со свинцовыми включениями и был установлен на основании, окруженном камнями и большими раковинами моллюсков. Позднее их заменили рельефным изображением крокодила.

Разрушающаяся статуя была демонтирована в августе 1990 года, отлита в бронзе и заново устанавливала на пруду в сентябре 1994 года. При этом оригинал был утерян.

«Рождение Венеры» из бывшего Прусского города Тильзит (сейчас город Советск Калининградской области)«Рождение Венеры» из бывшего Прусского города Тильзит (сейчас город Советск Калининградской области). Был разрушен в начале пятидесятых годов, и на его месте установили фонтан в идее медведя, лезущего лапой в горшок с медом

Суммируя вышесказанное, хочется сделать ряд выводов и обобщений:

  1. Фонтан в сквере Павших коммунаров не является детищем советской культуры тридцатых годов. Его составляют два очень популярных в начале 20 века фонтана.
  2. Судя по тому, что в центре фонтанной чаши находится скульптура «Дети под дождем» — ему отводиться первенство в плане возникновения в городе Сталино.
  3. Возможно фонтан «Дети под дождем» находился в сквере Павших коммунаров еще до революции, а в тридцатых годах был дополнен скульптурой «Рождение Венеры», а возможно, тут постарались еще «буржуазные элементы», совместив несовместимое.

Как видим, история фонтана только начинает раскручиваться. Пока что вокруг него одни вопросы, от точного местоположения в сквере, до автора такой разностилевой инсталляции. Так что, господа краеведы, есть поприща, где приложить свои силы. Любой вклад в это дело только приветствуется.

 

  • Автор: Aryason


  • (will not be published)

Подписаться на комментарии