Донецкий техникум промышленной автоматики. Каким он помнится?

Смею предположить, что у тех, кто учился в Донецком техникуме промышленной автоматики, остались добрые воспоминания о нём. Несомненно и то, что эти воспоминания самые разнообразные как по времени или годам, так и по личному восприятию и вкусу. И не всегда, наверняка, помнится сама учёба или так называемый учебный процесс. Скорей памятно другое — вечера отдыха, сельхозработы в «колхозе», пробежки вокруг Кальмиуса на уроках физкультуры и просто смех так, с ничего. Что касается учёбы, то с одним фактом не поспоришь: техникум все годы отличался высоким уровнем успеваемости. В этом заслуга и сильного педагогического коллектива, да и уровень подготовки учащихся изначально был не низок.

В начале несколько слов о создании техникума. 9 августа 1929 года — дата рождения Донецкого техникума промышленной автоматики. Это был период индустриализации народного хозяйства страны. В связи с этим возникла острая необходимость в огромной массе рабочих рук для промышленности. И вот с целью преодоления безграмотности и подготовки специалистов среднего звена для развивающейся горной промышленности был основан в Сталино техникум.

Выпускников ДТПА можно встретить на многих руководящих должностях в промышленности. Верно и то, что многие из выпускников после приобретения специальности в техникуме не нашли себя в промышленности. Да и шли учиться в техникум 15–16- летние подростки по разным причинам. И не всегда ради профессии. Ведь не каждый, кто пришёл учиться был технарём. Привлекало ребят и девушек нечто иное. Географически техникум расположен в центре города. А значит, для тех, кто жил далековато, на окраине вырисовывалась возможность каждый день бывать «в городе». Влекла и репутация учебного заведения с хорошим, крепким базисным образованием. Поступая в техникум, кто — то присоединялся к другу или друзьям, или шёл учиться за компанию. А у некоторых ребят был ещё и дополнительный экономический расчёт. Поступить на отделение горной специальности и получать стипендию в 37 рублей, а не в 25 рублей на отделении негорной специальности. Сейчас может кому — то это покажется смешным. Но тогда, в 70- е годы разница в 12 рублей была ощутимой. Ведь минимальная зарплата была 60 рублей!

Учащиеся отделения горная электромеханика. Март 1973 годаУчащиеся отделения горная электромеханика. Март 1973 года

Может быть что-то ещё привлекало юношей и девушек в техникуме?

Вот поэтому многие после окончания техникума выбирали себе дорогу в жизни, отвечающую их стремлениям и складу, но не техникумовской специальности. Но это никак не снижает ценности обучения в Донецком техникуме промышленной автоматики. Именно обучения, в отличии от учёбы. Обучение — это нечто более объёмное и широкое. То есть какой — то «лирик» по духу находил и для себя что — то интересное в техникуме. Наряду с «физиком», для которого ДТПА был родным местом.

Cтудентка из Африки слушает объяснения Елизаветы Зимбулидис. Первая половина 1970-х годовCтудентка из Африки слушает объяснения Елизаветы Зимбулидис. Первая половина 1970-х годов

Отсюда и восприятия, и воспоминания о техникуме самые разные

Интересным явлением в техникуме была школа лекторского мастерства или молодого лектора. Конечно, целью создания подобной школы было формирование пропагандистского актива в духе того времени. А время это примерно начало 70-х годов до начала 80-х годов — десятилетие, время брежневизма, официального лицемерия. Занятия в школе молодого лектора проводились 2–3 раза в месяц. Одной из тем занятий были международные отношения и основы дипломатической «азбуки». У участников занятий был огромный интерес был огромный интерес к новостям внешней политики. Хотелось бы услышать и узнать нечто новое, дополнительное, отличающее от официальных новостей в тех условиях информационного «голода». В конце обучения слушатель школы молодого лектора готовил зачётную лекцию, которая апробировалась в массовой аудитории.

В техникуме была создана Ленинская комната. Надо сказать, что она была оформлена с любовью и мастерством. В ней были красочные стенды, объёмная диорама «Ленин в Разливе», электрифицированная политическая карта мира. Поражало внедрение уникального комплекса технических средств. Эти средства включали дистанционное управление магнитофоном, кино — и диапроекторы, видео, синхронизатор, телевизор, радиоприёмник, электропроигрыватель. А также хранилище карт и фонозаписей с механической подачей, экран дневного видения и другое. И всё это действовало уже к началу 1972 году!

В Ленинской комнате Донецкого техникума промышленной автоматики. С.С.Литвинов и слушатели школы лекторского мастерства принимают иностранных студентов донецких вузов.Первая половина 1970-х годовВ Ленинской комнате Донецкого техникума промышленной автоматики. С.С.Литвинов и слушатели школы лекторского мастерства принимают иностранных студентов донецких вузов.Первая половина 1970-х годов

Лекция в Ленинской комнате. 1974 годЛекция в Ленинской комнате. 1974 год

Лекция в Ленинской комнате. 1974Лекция в Ленинской комнате. 1974

Давайте отбросим эту идеологическую оболочку со школы молодого лектора. И зададим вопрос: «Что привлекало 16–17-летних девушку и юношу к лекторству?» Может быть. , научиться ясно и чётко выразить свои мысли, вразумительно изъясниться со слушателями, учиться быть наедине с аудиторией своих сверстников и не боятся её?А может быть приобрести уверенность в свои силы, пробудить заложенные возможности и укрепить лидерское начало? Юные годы вызывали интерес выразиться, попробовать свои силы, отличиться в магическом ощущении владеть слушателями.

Участницы школы лекторского мастерства в Ленинской комнате. Первая половина 1970-х годовУчастницы школы лекторского мастерства в Ленинской комнате. Первая половина 1970-х годов

Внешняя скорлупа той идеологии отпала. Осталась память о прекрасном опыте ведения лекций и о самоутверждении.

«Да, это было время, которое нас воспитало. И спасибо ему за это. Очень многое пригодилось в жизни, — вспоминает выпускница техникума 1976 года Елизавета Зимбулидис, которая была ведущая и заметная в школе лекторского мастерства. — Летом 1983 года из Ленинграда мне на дом пришло заказное письмо. Открываю его, в конверте нахожу брошюру об опыте Ленинской комнаты нашего техникума. Брошюра была с моим фото и памятной записью от Семёна Савельевича Литвинова: «Моей любимой ученице!» Оказывается, что Ленинская комната техникума заняла первое место на ВДНХ!»

Юные лекторы и юные слушатели. 1973 годЮные лекторы и юные слушатели. 1973 год

Всё, что случилось, должно было случится. И мы должны были всё это пережить. А вообще, тёплое, хорошее, можно сказать, было время. Мы были молоды! Ах, как это много значит!

Были ошибки, разочарования, победы. Зато оглянуться есть на что! И я согласна, что столько же ещё впереди!» — добавляет Елизавета Зимбулидис.

С этим можно только согласиться. При этом грустно улыбаясь вслед маленькому кусочку донецкой истории.

Учащиеся отделения горной элекмтромеханики на первомайской демонстрации. 1 мая 1974 годаУчащиеся отделения горной элекмтромеханики на первомайской демонстрации. 1 мая 1974 года

 

 

  • Автор: Пётр Варият
  • Фотографии из личных архивов Елизаветы Зимбулидис и Петра Варията

 

 

 



6 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий