В 1975 году проспект Ильича в Донецке украсился дивными домами. К этому времени у простого обывателя уже прочно сложился стереотип, что жилые многоэтажные дома обязательно должны быть панельными, однообразными и стоять, как солдаты на плацу — по линейке. А тут на главной магистрали города возникло нечто, что не укладывалось ни в какие представления.

Во-первых, дома группировались в некую сложную фигуру, образовывая неожиданные закоулки.

Во-вторых, дома были разной этажности. Одно здание возвышалось на необычные десять этажей, в то время как второе отвечало стандартам в девять.

В-третьих, по всему фасаду дома опоясывали галереи, более привычные для обитателей южных приморских городом, чем для шахтерского края.

Все это разом породило множество слухов об элитном экспериментальном доме с двухэтажными квартирами, заграничной Чешской планировки. (У нас в Донецке все новое и необычное, почему-то сразу становится творением чешского народа).

Общий вид на жилой комплекс построенный по проекту И.Мигоцкого на пересечении проспекта Ильича и Владычанского. 1976 годОбщий вид на жилой комплекс построенный по проекту И.Мигоцкого на пересечении проспекта Ильича и Владычанского. 1976 год

Тот же комплекс в наши дни. 2010годТот же комплекс в наши дни. 2010 год

 А между тем комплекс домов на проспекте Ильича имеет вполне донецкие корни. Его спроектировал архитектор Донбассгражданпроекта И.Мигоцкий, а воплотил в жизнь комбинат Донецкжилстрой. Пожалуй, единственное, в чем оказалась права народная молва — дом был экспериментальным.

И.Мигоцкий попытался решить в своем проекте ряд социально-бытовых и архитектурно-планировочных проблем, характерных для быстро растущего индустриального города.

Прежде всего, это наплыв молодых, малосемейных специалистов. Таких обычно селили в общежития. Но страна советов обещала в 80-му году построить коммунизм, при котором каждая семья будет иметь отдельную квартиру, и к этому надо было стремиться. Результатом стала компоновка дома Мигоцкого однокомнатными квартирами, позволившая втиснуть в пределы одного дома около двух сотен квартир (184 для девятиэтажной секции). Это в свою очередь дало сильный экономический эффект и один квадратный метр жилплощади оценивался в 123,9 рубля.

Планировка квартир. Слева – в десятиэтажном, справа – в девятиэтажном доме. ОБОЗНАЧАНИЯ: ГЛ-галерея, ТМ – тамбур, ПР — прихожая, КХ – кухня, КЛ – кладовка, СУ – санузел, ЖК – жилая комната, М – мусоропровод.Планировка квартир. Слева – в десятиэтажном, справа – в девятиэтажном доме. ОБОЗНАЧАНИЯ: ГЛ-галерея, ТМ – тамбур, ПР — прихожая, КХ – кухня, КЛ – кладовка, СУ – санузел, ЖК – жилая комната, М – мусоропровод.

 К нашей с вами радости, эффект, как видно, был недостаточно высоким, и галерейные дома не пошли в широкую серию. Иначе бы в Донецке могли появиться настоящие Гарлемские трущобы, или рабочие кварталы о которых так мечтают наши доморощенные реперы. Ибо по сути своей дом являл собой громадное общежитие, со всеми вытекающими последствиями. Достаточно заглянуть в первый же подъезд «экспериментального» дома.

Чтобы попасть в подъезд дома надо подняться по чрезвычайно крутым ступеням. Проход довольно узкий, как и сама лестница в подъезде. Как видно, рассчитано на спортсменов, комсомольцев, и ударников производства.Чтобы попасть в подъезд дома надо подняться по чрезвычайно крутым ступеням. Проход довольно узкий, как и сама лестница в подъезде. Как видно, рассчитано на спортсменов, комсомольцев, и ударников производства.

Помимо повышенной плотности квартир, жилой комплекс нес в себе еще одну новаторскую для Донецка идею — в его первых этажах должны были разместиться социально-бытовые учреждения, призванные облегчить быт обывателя. Магазины, прачечная, парикмахерская, ремонтные мастерские, своя почта и сберегательный банк. К сожалению, понадобилось почти тридцать лет, что бы эта идея прижилась на просторах родного города и стала неотъемлемой частью элитной застройки.

Вторым острым вопросом при проектировании, было размещение жилого комплекса непосредственно у крупной автомобильной магистрали, обеспечивавшей стабильно высокий уровень шума. Проблема шума была решена за счет галерейного типа дома. В южных широтах галереи помогают справиться с интенсивным солнечным облучением. Наши архитекторы подсчитали, что таким образом можно снизить шумовую нагрузку на 3–10 децибел, а если вынести в сторону магистрали еще и подсобные помещения, то в квартирах вообще воцариться патриархальная тишь.

Возможно, победить шум магистрали удалось. Но звукоизоляция в галерейном доме от этого не улучшилась. Выйдя из подъезда в начало любой галереи с легкостью можно услышать, что твориться через пять квартир. Любой неосторожный шум, отразившись от множества галерей, начинает гулять из угла в угол причудливым эхом.

Галереи уходящие вдаль. Толи Алькатрас, толи негритянское гетто. Чувствуется наследие хрущевской планировки – высота потолков не выше 2,5 метров.Галереи уходящие вдаль. Толи Алькатрас, толи негритянское гетто. Чувствуется наследие хрущевской планировки – высота потолков не выше 2,5 метров.

Помимо борьбы с шумом, галерейный тип дома позволял максимально ориентировать квартиры на оптимальные, в плане инсоляции, стороны света — юг и восток. Этой же цели подчинен и весь жилой комплекс. Он представляет собой два девятиэтажных и два десятиэтажных дома, сблокированные в две Г-образные структуры смещенные одна относительно другой. Такая хитрая планировка, по мнению архитектора, позволяла выиграть борьбу за благоприятное солнце и произвести четкое зонирование на внутренний, жилой двор, внешний двор-сквер, и хозяйственный двор, куда выходили фасады предприятий общественного обслуживания, размещенные в первых этажах.

Генеральный план жилого комплекса по проекту И.Мигоцкого. I — внутренний двор; II — сквер; III – хозяйственный двор. 1,2 – девятиэтажные дома; 3,4 – десятиэтажные дома;5,6 – одноэтажные блоки общественного обслуживания; 7, 9 – трансформаторные подстанции; 8 – бойлерная; 10 – существующий резервуар воды; 11-4-хэтажное зданиеГенеральный план жилого комплекса по проекту И.Мигоцкого. I — внутренний двор; II — сквер; III – хозяйственный двор. 1,2 – девятиэтажные дома; 3,4 – десятиэтажные дома;5,6 – одноэтажные блоки общественного обслуживания; 7, 9 – трансформаторные подстанции; 8 – бойлерная; 10 – существующий резервуар воды; 11 – 4-хэтажное здание

Архитектору Мигоцкому, возможно, представлялась идеалистическая картина, когда детки гуляют в уютном дворе, защищенном от всех ветров и опасностей магистрали, в скверике на лавочках сидят благообразные бабушки, а хозяйственный двор станет центром общественной жизни. Но время внесло свои коррективы.

Оказалось что внутренний двор по причине борьбы с солнцем в квартирах, превратился в полутемный сырой колодец, точь-в-точь отвечающий описанию старых дореволюционных дворов, в произведениях классиков соцреализма. Там где надлежало зеленеть скверу, под землей предательски разместился водный резервуар, не располагающий к высадке деревьев. Зато хозяйственный двор неожиданно превратился в уютный живописный уголок, радующий взгляд свежей зеленью летом и буйством охры осенью.

Вид на внутренний дворик. МрачноватоВид на внутренний дворик. Мрачновато

А это вроде бы как сквер…А это вроде бы как сквер…

Однако при всех своих минусах, статус «экспериментального» позволили дому по проспекту Ильича обрести свою особую архитектурную выразительность. Мощные вертикальные лифтовые шахты, вынесенные за контур дома, противопоставлены стремительным лентам ограждения галерей, и образуют убедительную композиционную взаимосвязь. Также появилось множество необязательных декоративных элементов, вроде обрамления окон по фасаду и смещенных простенков лоджий.

Это вам не стандартная безликая коробка. Тут чувствуется, что архитектор качественно поработал над внешним обликом своего детища. К сожалению, наше советское начальство не сильно приветствовало такие изыски в архитектуре, больше склоняясь к однотипным проектам заводского изготовления. А будь по другому, и кто знает, как бы выглядел наш город к началу двадцать первого века. Но уж точно не хуже, чем сейчас!

В статье использовались фотоматериалы из журнала «Архитектура СССР» №7, за 1976 год.

Вид на 10-этажные дома в 1976 и 2010 годах.Вид на 10-этажные дома в 1976 и 2010 годах.

Боковой фасад 10-этажного дома 1976 годБоковой фасад 10-этажного дома 1976 год

  • Автор: Александр Кашкаха


3 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий