В апреле 1966 г. на площади Ленина в Донецке открылся ювелирный магазин «Рубин». Кроме драгоценностей в витринах была еще одна — на стене.

Мозаичное панно «Женщина-птица» («Берегиня», «Драгоценность»), украшавшее ювелирный магазин в столице шахтерского края раскрывало внутреннюю суть понятия драгоценность. Крылатая богиня, в одежде с солярными знаками, несла в клюве раскаленный уголек, благодаря заключенной в нем силе огня ставший драгоценным камнем. (Встречающаяся под разными именами в дохристианской мифологии Перуница Матерь Слава, изображавшаяся в образе женщины-птицы покровительствовала роду в битвах, была вещункой и приносила людям небесный огонь). Возле мозаики, «под крылышком» «Берегини» была расположена витрина с обручальными кольцами.

«МагазинМагазин Рубин. Панно «Берегиня» работы художников-монументалистов Горской и Зарецкого. Донецк, 1968 год

Гармоничная пространственная организация интерьера создавала эффект парения крылатой богини. Форма мозаичного панно была поддержана формой витрин на перпендикулярной стене. В записях, сделанных во время работы, А. Горская подчеркивает, что при решении образа очень важно единство мозаики с архитектурой, и функциональным предназначением помещения.

«МагазинМагазин Рубин. Донецк, 1968 год

К сожалению, сберечь это единство до наших дней не удалось. Несколько лет назад чуть не погибла сама мозаика. Фирма «Юг», выкупившая помещение под ресторан сети «Мак Дональдс», собиралась снести стену с «Женщиной-птицей». Благодаря усилиям исследовательницы творчества шестидесятников Л.Огневой, привлекшей к угрозе уничтожения внимание общественности, прессы и властей, произведение удалось спасти. Но только саму мозаику. Пространственное решение был нарушено: богиня спустилась с небес на землю и благословляет теперь не символы верности, а «бюргеров жующих бургеры».

7 ноября 2002 года председателю Донецкого областного совета Б.В. Колесникову было направлено обращение от Донецкой областной организации Всеукраинского общества «Просвіта» им. Т. Шевченко и Донецкой областной организации Союза Украинок Украины, в котором говорится об угрозе разрушения мозаичного панно выдающейся украинской художницы Аллы Горской. Разрешение проблемы было взято под контроль председателя Донецкого областного совета Б.В.Колесникова и председателя постоянной комиссии областного совета по вопросам культуры, духовности и поддержки средств информации М.М.Бровуна.

Берегиня в ресторане McDonaldsБерегиня в ресторане McDonalds

Донецкие власти утверждали, что специалисты констатировали факт разрушения «Жінки-птах» еще до начала строительных работ, а предложение не только сохранить панно, но и отреставрировать его, внесли сами владельцы McDonald’s. Панно стало осыпаться, появились трещины. Реставрация была необходима. Для восстановления произведения искусства были приглашены лучшие украинские специалисты. 

Изначально панно располагалось на перекрытии, и именно непрочность стены обусловила ее преждевременное разрушение. Первое, что предстояло сделать — перенести каждую деталь «Жінки — птах» на более крепкое основание, а точнее на несущую стену. Вес мозаичного панно составляет более 7,5 тонн. Реставраторы проделали немалую работу для того, чтобы восстановление «Жінки — птах» соответствовало Венецианской хартии реставраторов (1962), главный принцип которой: «Не навреди!». Мастера облицевали поврежденный фон мозаики южноафриканским черным мрамором и обрамили красным деревом. Специально для мозаичного панно был сооружен освещаемый подиум.

Берегиня в ресторане McDonalds. 2006 год Андрей БуткоБерегиня в ресторане McDonalds. 2006 год Андрей Бутко

Восстановление и перенос произведения выдающейся украинской художницы Аллы Горской обошлось в сумму более 90 тысяч грн.

Авторы и исполнители панно «Женщина-птица»: Г.Синица, А.Горская, В.Зарецкий. Это последняя совместная работа художников. До этого они украсили мозаикой фасад школы №5.

 

    Источники:

  • olena_nekora
  • «Женщина-птица» обрела новые крылья! — Пресс-служба Донецкого областного совета

 



3 Комментарии

  • Елена

    Спасибо автору за объективный и достоверный рассказ о «Берегине».Мне, как человеку,вся жизнь которого связана с «Рубином» и «Берегиней», то, что Вы написали особенно близко и дорого. Ведь «Рубин» — это не просто ювелирный магазин,каких сейчас много, это часть истории Донецка.Спасибо!

    Изменить
  • Юрий

    «Рубину» рубиново…))) Я рад, что сохранили это неповторимое произведение искусства. Я вообще преклоняюсь перед нашими донецкими мозаиками. Каждое его полотно должно быть сохранено. Ведь нет уже таких мастеров, которые могут такое сделать. Может и есть, конечно, но они не будут больше такое делать. Матермально (никто не оплатит работу), технически (где достать тысячи мелких элементов, что составляют само полотно. Поэтому ни одно полотно не должно исчезнуть. Это наша гордость.

    Изменить
  • sirFredd
    sirFredd

    На мой извращенный первый взгляд это панно ничем особым не выделялось. Но, стоило к нему присмотреться поближе и стало ясно — прекрасное произведение искусства. Памятник 1960-х годов. Люди! Такие вещи нужно сохранять. Что вы покажете своим детям/внукам через 20 лет? Дешевый китайский пластик???

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий