История Донецкого русского музыкального театра города Сталино началась в 1932 году, когда Винницкую передвижную оперу передали в распоряжение Донецкого театрального треста. Театр получил прописку в городе Луганске.

Строительство же нового здания в городе Сталино началось в 1936 году, и было связано с генеральной реконструкцией города. Архитектор проекта — Людвиг Иванович Котовский. Вначале здание было спроектировано под драмтеатр, уже работавший в городе. Было принято специальное решение горсовета о создании музыкального театра, после чего в проект были внесены изменения. Говоря о своем проекте, Л.Котовский отметил: «Автор проекта театра стремился достигнуть торжественной монументальности форм, убедительной выразительности и новых планировочных решений, критически переработав ренессансовые композиции, построенные на спокойном величии и гармоничных пропорциях объемов, которые должны быть увенчаны барельефами, объемной скульптурой, подчеркивающими и завершающими основной архитектурный замысел, — автор ставил себе целью достигнуть синтетической монументальности композиции внешнего образа сооружения в духе социалистического реализма».

Проект театра. 1936год.Проект театра. 1936год.

Общий вид Донецкого музыкального театра. Слева — автор проекта архитектор Л.И. Котовский. Фото Е.КоммаОбщий вид Донецкого музыкального театра. Слева — автор проекта архитектор Л.И. Котовский. Фото Е.Комма

Общее руководство стройкой осуществлял главный инженер горкоммунхоза Соломон Давидович Кроль, окончивший Киевский политех в 1923 г. Вспоминает его сын Давид Соломонович Кроль: «Однажды отец привез меня показать котлован, который рыли под здание театра. Мне тогда было лет шесть-семь. Огромный котлован копали вручную. Один за другим стояли ряды копачей, снимающих землю лопатами, слой за слоем. Котлован был очень глубоким. Ведь театр имеет подземный гараж, где сегодня располагаются производственные цеха. Котлован рыли летом. Органицация стройки была такова: приходили на смену в пять-шесть часов утра. Работали до 11–12 часов, затем был большой перерыв, часа на три, а после продолжали трудиться дотемна. Вручную бросали вырытую землю грабарками на брички, запряженные лошадками. Именно эта вереница запомнилась больше всего: одна — отъезжала, другая — подъезжала». Непосредственно строительством руководил старший прораб Н.К.Милютин и прораб Г.И.Щапов.

Передовые командиры и строители городской конторы треста Сталинжилстрой, отличившиеся на строительстве театра.  М.К.Милютин, П.М.Суворов, И.П.Харченко, Ф.П.Бурянский, В.М.Емельянов, Г.П.Щапов, Ф.П.Изотов, В.Л.Корсун. Фото Л.Лютровкина.Передовые командиры и строители городской конторы треста Сталинжилстрой, отличившиеся на строительстве театра. М.К.Милютин, П.М.Суворов, И.П.Харченко, Ф.П.Бурянский, В.М.Емельянов, Г.П.Щапов, Ф.П.Изотов, В.Л.Корсун. Фото Л.Лютровника.

Пока шло строительство, выяснилось, что выделенной суммы 6,2млн. рублей не хватает. Областное начальство поставило вопрос перед СНК УССР об увеличении сметной стоимости и доведении её до 9 256 200рублей.

Группа строителей Донецкого русского музыкального театра. Вырезка из газеты. 11 апреля 1941 года.Группа строителей Донецкого русского музыкального театра. Вырезка из газеты. 11 апреля 1941 года.

Здание театра строилось несколько лет. И 23 июня 1940 года на бюро обкома КП(б)У постановили, предварительно обсудив и учитывая «колоссальный рост культурного уровня трудящихся города и его запросы в культурно-художественно обслуживании», следующее:

Ориентировать русский театр оперы и балета в новостроящемся театре города Сталино. Просить ЦК КП(б)У утвердить настоящее решение и поставит вопрос перед СНК УССР об отпуске средств для организации театра. Просить управление по делам искусств при СНК УССР помочь Сталинскому областному отделу искусств в организации оперного театра, укомплектовав коллектив театра лучшими мастерами. Предложить партгруппе облисполкома закончить строительство к 1 сентября 1940 года. Обязать начальника областного отдела искусств Т.Шурыгина до 10.07.1940 г. подобрать административно-руководящий штат театра, приступив к освоению и оборудованию его. В декабре вновь вернулись к вопросу об окончании строительства.

Днём открытия назначили 23 февраля 1941года. Но к назначенному сроку немножко не успели.

Работы по мрамору и облицовке были выполнены мастерами из Ростова-на-Дону, а скульптурные работы — мастерами из Киева. Зал рассчитан на 1 150 зрителей, оркестровая яма вмещает 75 человек.

Общий вид Донецкого музыкального театра. Фото Е.КоммаОбщий вид Донецкого музыкального театра. Фото Е.Комма

5 апреля исполком Сталинского облсовета трудящихся вынес постановление правительственной комиссии о готовности здания к эксплуатации и отметил качественную дружную работу коллектива строителей театра, а исходя из сообщения председателя правительственной комиссии Апанченко о готовности театра — постановил открытие назначить на субботу 12 апреля в 7 часов вечера и предоставленный комиссией план торжеств открытия утвердить.

Вырезка из газеты. Об открытии русского музыкального театра в гор. Сталино Постановление исполкома Сталинского областного  совета депутатов трудящихся от 5 апреля 1941 года.Вырезка из газеты. Об открытии русского музыкального театра в гор. Сталино Постановление исполкома Сталинского областного совета депутатов трудящихся от 5 апреля 1941 года.

12 апреля 1941 года оперой М. Глинки «Иван Сусанин» состоялось открытие театра.

Вырезка из газеты. Донецкий русский музыкальный театр. 12 апреля 1941 года открытие театра. Премьера. Опера в 3 действиях, 7 картинах. Музыка Глинки. Иван СусанинВырезка из газеты. Донецкий русский музыкальный театр. 12 апреля 1941 года открытие театра. Премьера. Опера в 3 действиях, 7 картинах. Музыка Глинки. Иван Сусанин

Художественный руководитель театра заслуженный артист И.М.Лапицкий сказал: «В сезоне 1941 г. мы должны поставить 12 спектаклей, 4 из них будут показаны в ближайшие месяцы. 14 апреля будет показан музыкальный спектакль «Красное солнышко», потом опера Гуно «Фауст» и Римского-Корсакова «Золотой петушок». В музыкальном театре ведущую роль играет музыка, переданная в звуках и созвучных этим звукам образах. Задача нашего театра передать действия актера ярким выражением голоса и передать движениями то, о чем он говорит (поет)».

В цехах Донецкого музыкального театра. На снимке те, кого не видит зритель, но которые играют немаловажную роль в постановке спектаклей. Вырезка из газеты. 12 пареля 1941 год.В цехах Донецкого музыкального театра. На снимке те, кого не видит зритель, но которые играют немаловажную роль в постановке спектаклей. Вырезка из газеты. 12 пареля 1941 год.

В Донецком русском музыкальном театре. Группа работников театра у макетов оформления спектаклей. Э.Ляхович, Х.Здыховский, Л.Бурлацкий, В.Зайцев. Фото Е.Комма.В Донецком русском музыкальном театре. Группа работников театра у макетов оформления спектаклей. Э.Ляхович, Х.Здыховский, Л.Бурлацкий, В.Зайцев. Фото Е.Комма.

Открытие театра для нашего города имело громаднейшее значение. Недаром областная газета в течение нескольких недель рассказывала со своих страниц о подготовке к открытию театра и о состоявшейся премьере:

«В массовых сценах «Ивана Сусанина» принимает участие несколько сот человек, в частности, здесь занят хор клуба имени Ленина. В финале спектакля выезжают 7 всадников. На сцене имеется специальный «въезд» для лошадей и автомашин. Круг сцены может выдержать нагрузку в 75 тонн. Высота сцены от трюма до крыши почти равна высоте восьмиэтажного здания, а площадь — площади 16-квартирного дома. … 60 километров проводов протянулись по громадам нового, самого большого в городе здания. Только одна сцена при постановке некоторых спектаклей будет требовать больше электрической энергии, чем потребляла вся Юзовка в дореволюционные годы».

Сцена из оперы Иван Сусанин, поставленной Донецким музыкальным театром. Фото Е.Комма.Сцена из оперы Иван Сусанин, поставленной Донецким музыкальным театром. Фото Е.Комма.

Основные персонажи оперы Иван СусанинОсновные персонажи оперы Иван Сусанин

Торжества по случаю открытия театра начались с торжественной части. На сцене в президиуме сидели секретари обкома КП(б)У Любавин, Мельников, Дрожжин, Волков, председатель облсовета Решетняк, секретари горкома КП(б)У Сомов, Коваль, председатель горсовета Старовойтов, руководитель театра Лапицкий, архитектор Котовский. Звучали здравицы в честь Великого Сталина и родной партии. Потом после перерыва началась опера.

Художественный руководитель театра заслуженный артист республики орденоносец И.М.ЛапискийХудожественный руководитель театра заслуженный артист республики орденоносец И.М.Лапиский

Первоначально планировалось, открыть театр ко дню Красной Армии. Не получилось со сроками. Решили приурочить открытие к празднованию Первомая. Перед праздником в газете появился следующий доброжелательный опус в адрес главного архитектора:

«Котовского благодарим

Красив, наряден, строг и ярок

Театр, сооруженный им,

Его предпраздничный подарок.

Ты вдохновенный труд вложил

В скупые линии проекта

И благодарность заслужил

От нас, товарищ архитектор!»

Вырезка из газеты. Опус в адрес главного архитектора театра

Вырезка из газеты. Опус в адрес главного архитектора театра

С началом оккупации Донбасса часть трупп драматического и оперного театров была эвакуирована. Актеры театра оперы и балета обосновались в г. Пржевальске, а актеры драмтеатра во главе с директором Владимиром Борисовичем Равиновым — в г. Джелад-Абаде Киргизской ССР, где работали совместно с актерами Горловского драмтеатра им.Артема. С 1944 по 1961 г. сцену театра оперы и балета хозяева делили с труппой Сталинского музыкально-драматического театра. В первое послевоенное десятилетие артисты театра имени Артема играли на оперной сцене 10 раз в месяц, в остальные дни колесили с гастрольными поездками по городам области, свой гастрольный автобус иронично называя «пылесос». Во второй половине 1950-х количество «игровых» дней на оперной сцене сократили до 6, увеличив число спектаклей на выезде. Так продолжалось до 1961 г., пока драмтеатр не обзавелся собственным зданием на площади Ленина.

Сталино (Юзовка), оперный театр. Годы оккупации 1941-43 гг.

Сталино (Юзовка), оперный театр. Годы оккупации 1941-43 гг.

Наш театр носит имя великого певца Анатолий Борисович Соловьяненко. Именно здесь к нему пришла первая известность и слава.

Соловьяненко Анатолий Борисович родился осенью 1932 года в Пролетарском районе (поселок Победа) г. Сталино. Школу закончил с золотой медалью, а Донецкий индустриальный институт и Киевскую консерваторию — с красными дипломами. Между окончанием двух высших учебных заведений успел проработать ассистентом кафедры черчения Донецкого индустриального института. Когда учился в Сталино — участвовал в художественной самодеятельности. Очевидцы рассказывали, что когда Соловьяненко пел (концерты тогда, как и КВНы потом, проходили в Большом наклонном зале 1-го учебного корпуса) прохожие на улице останавливались, поднимали головы и слушали с восхищением.

Восхождение на музыкальный Олимп для него началось в апреле 1962 года, когда на отчетном концерте художественной самодеятельности Донецкой области в Киеве Анатолий Борисович спел Радамеса из «Аиды», ариозо Канио из «Паяцев» и украинский романс.

В шестидесятые годы работал солистом Донецкого театра оперы и балета, затем был приглашен в Киевский театр оперы и балета им. Шевченко.

 

  • Автор: Стёпкин В.П.
  • Материалы из газеты Соц.Донбасс. 1941год

 

 



3 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий