О последнем заметном советском мэре Донецка Владимире Спицыне написано совсем немного. Почитаем о человеке, который долгое время оставался в тени более крупных фигур в аппарате региона, хотя и сам был незауряднейшей личностью… Полностью должность его называлась длинновато — председатель исполнительного комитета Донецкого городского совета депутатов трудящихся. Сегодня используют иностранное словечко «мэр». Но Владимиру Кузьмичу Спицыну (22.10.1939 — 16.08.2004) больше подходило старое русское — градоначальник.

Спицын Владимир КузьмичСпицын Владимир Кузьмич

В это слово полностью укладывается все, чем он запомнился: строитель от Бога, человек страстный, неравнодушный, знающий и любящий свой непростой город до мелочей. Приступая к рассказу о Владимире Спицыне, впору развести руками — так много и разнопланово поработал он во главе Донецка. Поэтому, наверное, поговорим просто по порядку.

И для начала — немного хронологии.

В начале славных дел

Родился Владимир Кузьмич в Балаклее, что на Харьковщине. Места, давшие стране первого секретаря ЦК Компартии Украины Петра Шелеста и выдающегося организатора угольной промышленности Александра Засядько.

Окончив школу, Владимир Спицын поступил в Харьковский горный институт на факультет промышленного и гражданского строительства. Так определилась его жизненная стезя — строитель.

Строителем он оставался в душе всегда. То еще призвание — человек, привыкший строить, возводить, созидать, с трудом расстается с этим «наркотиком». Впрочем, в начале карьеры Спицына его жизнь могла развернуться на 360 градусов. Попав по распределению в Жданов (нынешний Мариуполь), молодой инженер так быстро проявил себя на объектах «Азовстали», что на него положил глаз комсомол — эта нынче порядком подзабытая молодежная организация умела рекрутировать себе работников из самых талантливых и работоспособных специалистов народного хозяйства. Некоторое время Владимир Спицын отдал Орджоникидзевскому райкому ЛКСМУ. Но судьба уже знала, куда его определить, — по семейным обстоятельствам вчерашний «азовсталец» и комсомольский вожак переезжает в Донецк. Здесь ему предстояло с головой уйти в строительство. А оно шло в Донецке тогда бешеными темпами. На дворе стоял август 1964 года.

Строитель

Многолетний соратник и верный друг Владимира Кузьмича, известный донецкий строитель Владимир Федорович Каширин вспоминает: «Это были годы, когда Донецк очень быстро застраивался, возводились промышленные предприятия, строились школы, детсады, поликлиники, магазины… Но главное — в самые короткие сроки сдавалось в эксплуатацию жилье. Достаточно сказать, что четырехэтажный дом из двух подъездов строили за месяц (этаж за неделю!). Многие дончане именно в эти годы смогли наконец покинуть бараки, подвалы и полуподвалы и оценить комфорт благоустроенных квартир».

Инженера Спицына заметили. В 1972 году Владимир Кузьмич получает должность начальника строительного управления № 4 (СУ-4) родного треста.

Что такое начальник стройуправления в советские времена? Главный по всему, как тогда любили говорить. На плечах постоянный груз плановых заданий, десятки объектов, сотни рабочих. А если добавить сюда пресловутую финансовую дисциплину, вязавшую хозяйственника по рукам и ногам, погоду, которая то друг, то враг строителя, ненормированный рабочий день, то можно представить, какие физические кондиции, какое мощное психическое здоровье надо было иметь, чтобы занимать эту должность.

Впрочем, для Спицына это не было проблемой. Он, как и всякий трудоголик, жил работой.

Начальник СУ-4 обладал недюжинными способностями и неординарным подходом к делу. Мог, например, запросто заявиться на ночной объект, посмотреть, как работает третья смена. Авторитет в коллективе он имел огромный и беспрекословный. Зиждился он на нескольких китах. Владимир Кузьмич был требователен и к себе, и к подчиненным, только к себе — несколько больше. Знал всех сотрудников стройуправления по именам. Никогда ни при каких обстоятельствах не забывал поощрить отличившихся, подбодрить отстающего. Ни при каких обстоятельствах не унижал сотрудников нападками и уж тем более свойственными некоторым руководителям производственными истериками. Спицыну от природы было дано умение говорить спокойно, взвешенно, веско, доходчиво. А еще он умел создать в коллективе так называемый «корпоративный дух».

Стоит ли удивляться, что строитель Спицын в 1974 году был назначен председателем Киевского райисполкома Донецка. Так начался новый этап в его жизни.

Хозяин района

Созданный всего за семь лет до этого, Киевский район являлся крупнейшей административной единицей областного центра. Одних предприятий сколько: шахты им. Засядько, им. Ф. Кона, «Бутовка-Донецкая», один из лидеров отечественной «оборонки» — завод «Точмаш», а кроме того, Донецкий завод горноспасательной аппаратуры, Ветковский машиностроительный завод и десятки предприятий поменьше. Здесь же — крупнейшие транспортные узлы — станция и железнодорожный вокзал «Донецк», автовокзал «Северный», аэропорт «Донецк». И это только основное.

Начальник Строительного управления Спицын дает каменщикам мастер-классНачальник Строительного управления Спицын дает каменщикам мастер-класс

Тут уместным будет небольшое отступление. Донецку в целом всегда везло на градоначальников. Город, основное развитие и становление которого как индустриального гиганта и регионального центра пришлось на советскую эпоху, десятилетиями рос и прихорашивался, мучительно сбрасывая с себя лохмотья грязной и задымленной Юзовки. Естественно, что во главе его почти всегда стояли профессионалы-строители. В Донецке всегда ощущалась преемственность в органах власти. Обычные в иных местах интриги между партийными выдвиженцами и хозяйственниками в нашем городе таким образом сводились на нет.

Владимир Спицын не раз говорил, что ему повезло: председателем Киевского райисполкома он стал в то время, когда город возглавлял Василий Петрович Миронов. Но получилось так, что выборы и назначение Спицына на новую должность прошли в отсутствие Миронова. Он появился только через две недели. Спицын сразу к нему. Вот как он вспоминал об этом сам.

«Назвал себя. Миронов в ответ: — Я знаю, мне звонили. Хорошо, иди работай. — Хотелось бы получить напутствие, рекомендации… — Не вовремя пришел, Кузьмич. Сегодня у меня прием граждан, сам понимаешь, что это такое. Ты ознакомься с некоторыми особенностями служб города и тогда встретимся. — Василий Петрович, — настаивал Спицын, — для начала позвольте мне поприсутствовать у вас на приеме, поучиться, так сказать…»

Надо ли говорить, что новый глава Киевского района пришелся по душе Миронову.

Три года отдал Владимир Кузьмич этой работе. Потом еще полтора — должности первого секретаря Киевского райкома партии. За эти четыре с половиной спицынских года Киевский район получил сотни тысяч квадратных метров нового и отремонтированного жилья, новую детскую больницу, в строительство которой Владимир Кузьмич вовлек все крупные предприятия района, десятки километров теплотрасс, дороги, скверы.

Но главное дело было еще впереди.

Градоначальник

В один прекрасный день 1978 года Миронов, ставший уже первым секретарем горкома партии, пригласил к себе Спицына и заявил ему:

- Хватит тебе отдыхать. Молодой еще. Надо пахать. Будем рекомендовать тебя председателем Донецкого горисполкома.

«Первое, что я ответил, — вспоминал впоследствии Владимир Спицын, — что мне такая ноша не по плечу. Я только сумел разобраться в тонкостях, особенностях, проблемах района…

Миронов ответил:

- Понимаю тебя. Старайся познать главное, делай то, что мы начали, но до сих пор не выполнили.

И добавил:

- Две недели тебя не трогаю. Возьми опытных товарищей и ознакомься с Донецком. Потом, когда окунешься в работу, такой возможности не будет».

И пошли будни градоначальника Спицына.

Как строитель он понимал, что самая большая проблема города — жилье: его остро не хватало, а очереди большие. Нужны были нестандартные решения. Спицын понимал, что те, которые предлагались Донецку Госстроем и Министерством строительства УССР, устарели. Но как добиться нового в условиях плановой экономики, когда все расписано на годы вперед? Решать проблему пришлось непосредственно с председателем Госстроя УССР Геннадием Злобиным, нагрянувшим в столицу Донбасса с проверкой.

Настроен он был далеко не благодушно.

- Чего вы добиваетесь, дончане?

- Есть в Ленинграде и Свердловске серия домов, 84-я. Нам бы такую, — отвечает Спицын.

- Ну, брат, — только и протянул Злобин, — губа у тебя не дура, но ничего у вас не получится…

Помог Миронов. Вдвоем со Спицыным они сумели убедить председателя Госстроя, что Донецку нужны только лучшие дома.

- Есть у меня личный проект дома, — сдался Злобин, — который выше по уровню, чем тот, что мы собираемся делать. Подарю его Донецку.

О многих делах Спицына можно рассказать. Строительство второй очереди «Белого лебедя», который в то время был единственным торговым центром в современном понимании. Прокладка первой в областном центре объездной дороги. Реконструкция Крытого рынка. Управляющий донецким филиалом «Эксимбанка» Евгений Кривенко, работавший в те годы первым секретарем Ворошиловского райкома партии, обращает внимание еще на один нюанс:

- Не забывайте, что появление лозунга «Донецк — город миллиона роз» тоже связано с деятельностью Владимира Кузьмича. Его усилиями была укреплена материальная база городского Зеленстроя и создан совхоз «Троянда».

Спицын и гости из Великобритании, 1984 г.Спицын и гости из Великобритании, 1984 г.

Донецкое метро по Спицыну

Шли годы, Донецк стал задыхаться в транспортных пробках. Как решать проблему? Расширять дороги? Нереально, придется сносить много жилья. Выход для миллионного города был один — строительство метрополитена. На беду Донецка, в одно время с ним «миллионниками», претендовавшими на прокладку метрополитена, стали сразу несколько городов Союза. Вопрос о строительстве подземки в том или ином городе решал лично генеральный секретарь ЦК КПСС или глава Совета министров СССР. На обращение дончан из Москвы последовало железобетонное — «Нет денег в стране. Метро у вас не будет!»

Но Донецк не был бы Донецком, если бы сдался. Разрешение все же пробили, хотя нигде в мире не было опыта строительства метро на подработанных горными выработками территориях. Город пустил в ход «тяжелую артиллерию» — авторитетнейших горняков — директора шахта им. Засядько Ефима Звягильского и начальника комбината «Донецкшахтострой» Николая Бурего.

Эксперты говорили: «Нужно обучить людей, создать проходческую технику, индустрию, специально производящую материалы для строительства метро, организовать производство тюбингов, нужен и проходческий комплекс».

Владимир Кузьмич так описывал в свое время эту ситуацию: «Начальник комбината тут же сказал: «Я завтра готов полторы тысячи проходчиков отправить на строительство метро». А относительно проходческого комплекса, который изготавливался на Ясиноватском машиностроительном заводе, мы заявили, что мобилизуем школьников, они соберут металлолом, завод выплавит металл, мы отдадим его на машиностроительный завод, и он фактически бесплатно, за наши средства сделает этот проходческий комплекс. Относительно тюбингов мы «пробили» три города: Днепропетровск, Харьков, Челябинск. Выстраивалась такая цепочка — от нас чугун, Днепропетровск готовит тюбинги, Харьков делает их механическую обработку вместе с Челябинском, причем на все четыре города сразу. Этим планом мы убедили всю комиссию и получили разрешение на строительство метро. К сожалению, началась перестройка — кончились деньги».

Закончилось и время Владимира Спицына на посту донецкого градоначальника…

Меморальная доска на здании горсоветаМеморальная доска на здании горсовета

Владимира Кузьмича уже более шести лет нет в живых. Но город о нем не забыл. Донецкий горсовет в прошлом году установил на своем здании памятную доску в честь бывшего руководителя города, его имя увековечено и в названии одной из улиц областного центра. Сотни тысяч дончан и не подозревают, что они все еще пользуются плодами деятельности донецкого градоначальника Спицына.

 

 



3 Комментарии

  • Елена

    Я знала Владимира Кузьмича несколько лет — по работе. Это не просто знающий специалист и абсолютно преданный работе человек. Прежде всего — он умел слушать и СЛЫШАТЬ людей, причем не обязательно нас, сотрудников. ВСЕХ, кто приходил на прием. Но что еще более достойно — действительно помогал чем мог. А если не мог — просил кого-либо из руководства или вышестоящих. В крайнем случае — своих друзей или знакомых. Только ради того, что бы человеку, который рассказал ему о своей боли, стало по-настоящему легче жить. Светлая память нашему дорогому человеку — Владимиру Кузьмичу.

    Изменить
    • Олег Измайлов

      Я не видел в прошлом году вашего отзыва. Спасибо за него. Действительно Владимир Кузьмич был удивительной души человек. Я рад, что мне удалось написать о нем

      Изменить
  • Walterbaker

    Легкий кредит под 4%.

    Привет, я одолжить кредиты деловых людей и инвесторов, которые нуждаются в кредит. Это шанс, который Вы так долго ждали. Займа, которые изменят вашу жизнь к лучшему. Приходите и я дам вам кредит. .
    Кредит на образование,
    Кредит для бизнеса
    Кредит для инвестиций
    Кредит для домашнего использования
    И кредит на все цели.Минимальная сумма кредита я одалживать является 8000GBP и максимальная сумма 100000000GBP. пожалуйста, для получения дополнительной информации,
    Контакты: walterbaker@live.com

    спасибо
    Уолтер Бейкер.

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий