… или халтура эпохи «сталинского классицизма»

Советскую архитектуру конца 40-х — начала 50-х годов очень часто именуют «сталинским классицизмом».

В градостроительстве уделялось большое внимание помпезности не только в строительстве жилых зданий и общественно-культурных учреждений. Общие для стиля композиционно-художественные принципы — иерархичность, парадность, монументальность, декоративность, театральность.

Большое внимание отводилось помпезности и в вопросах зеленого строительства. Зеленое строительство стало представлять один из важных параметров, характеризующих заметные изменения в культурно-цивилизационном ландшафте городов, начиная с 30-х годов, когда были разработаны официальные установки и научно-практические рекомендации по зеленому строительству и скульптурному оформлению парков, садов и скверов в СССР. Неотъемлемой частью парков и скверов, наряду со скульптурой, были фонтаны. Одновременно с классическими фонтанами в виде чаши стали «модны» фонтаны со скульптурными группами в центре.

Садово-парковая скульптура, архитектура павильонов, фонтаны, парковая мебель и прочие элементы благоустройства парковой территории должны были создавать требуемые официальные образы в городском ландшафте советской эпохи. В то же время они должны были обозначать отличительные черты того или иного объекта зеленого строительства в общем архитектурно-планировочном пространстве города, его внутреннюю топографию в качестве специального места для «культурного досуга» и отдыха жителей. Тематика скульптур должна была соответствовать объекту зеленого строительства. Возле стадионов — спортсмены. В больницах — скульптуры на медицинскую тематику.

Широкое распространение получили типовые скульптуры, созданные в 30-е годы скульптором Н.В. Крандиевской для мастерской «Всекохудожник», выпускавшей типовые произведения «малых форм» для парков, садов и стадионов.

За этими произведениями «малых форм» закрепилось собирательное нарицательное имя «Девушка с веслом», обозначавшее времянку, халтуру, откровенную конъюнктурную поделку, выполненную из «тоталитарного» железобетона.

Корпус поликлиники — бывшее здание детского сада. Здание построено в конце 30-х годов.Корпус поликлиники — бывшее здание детского сада. Здание построено в конце 30-х годов.

Часто выполнялись и индивидуальные заказы на садово-парковую скульптуру. Но художественная ценность таких скульптур зачастую была невысока.

В Донецке сохранился единственный артефакт того времени — эпохи халтуры «сталинского классицизма».

Больница №5 располагается в центральной части города Донецка. Часть больницы выходит на шумную магистраль, но основные корпуса ориентированы на тихую зону.

Больница обосновывалась постепенно, сначала появился корпус поликлиники, — бывшее здание детского сада. В 1952 году достроен корпус водолечебницы и в 1969 году — корпус стационарного отделения для пациентов.

Корпус водолечебницы, построенный в 1952 году. Вид на юго-востокКорпус водолечебницы, построенный в 1952 году. Вид на юго-восток

Корпус водолечебницы, построенный в 1952 году. Вид на юго-западКорпус водолечебницы, построенный в 1952 году. Вид на юго-запад

Фасады больницы выполнены в классическом стиле с использованием лепнины в виде филенок, лопаток, карнизов и антаблементов, венчающих композицию ордерной системы. Характерным приемом классицизма данной больницы являются выступающие коринфские портики, несущие анталементы. Белые колонны выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных оконными проемами без наличников.

Корпус стационарного отделения больницы слабо соответствует общему стилевому решению больничного комплекса. Стационарный корпус был возведен по типовому проекту.

Корпуса больницы создают П-образную форму в плане и образуют внутренний дворик на территории больничного комплекса, где благоустроен парк для пациентов — лавочки и большое количество зелени. И, конечно, скульптурный фонтан.

Фонтан построен в 1952 году, одновременно со строительством корпуса водолечебницы. Он представляет собой небольшой восьмиугольный бассейн с бетонной скульптурой в центре.

Этот фонтан интересен именно своей скульптурой — сложной многоярусной композицией из животных, главный элементом которой — сова.

В самом низу расположена черепаха. На ней восседает сова, к спине которой прикреплена медицинская чаша с обвившейся змеей. Очень сложно понять символический смысл, который автор заложил в скульптуру.

Фонтан в больнице №5. Сова и чаша со змеей. ДонецкФонтан в больнице №5. Черепаха, сова и чаша со змеей. Донецк

С черепахой и змеей все ясно:

Змея, обвившая чашу — символ медицины.

Черепаха — всеми почитаемый символ долголетия (в связи с большой продолжительностью жизни), ассоциируемая с идеей бессмертия и восприятия жизненной силы.

А вот с образом совы, в данном случае, не все так однозначно. Сова является амбивалентным символом. Это птица мудрости, но также мрака и смерти. Являясь атрибутом богини Афины, сова символизирует мудрость, познание. Совы обладают способностью видеть ночью, видеть все вокруг себя, не двигаясь с места, а только поворачивая голову, у них мудрый проницательный взгляд. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что сову связывали со смертью и оккультными силами. В Украине ее считают (сову или филина) птицей смерти. Даже есть народная пословица: «Если в саду кричит филин — жди в доме покойника»… А для больницы — это «особенно» актуально.

Если змею, черепаху и сову можно как-то объединит в единый образ медицины. То наличие в скульптурной группе сокола ставит в тупик. В украинском фольклоре сокол символ молодого воина. Что же он символизирует в этой скульптуре?

Фонтан в больнице №5. Голубь и чаша со змеей. ДонецкФонтан в больнице №5. Сокол и чаша со змеей. Донецк

Фонтан в больнице №5. Чаша со змеей. ДонецкФонтан в больнице №5. Чаша со змеей. Донецк

Если отвлечься от символики, и посмотреть на конструкцию фонтана с инженерной точки зрения.

Медицинская чаша должна иметь тонкую ножку. Для того чтобы она не отломалась, в скульптуру необходимо вмонтировать дополнительный упрочняющий элемент — металлическую трубу или арматурный каркас. Это может несколько усложнить работу скульптора. Скульптор поступил очень рационально. Вместо дополнительного упрочняющего элемента, он расширил «ножку чаши», поместив в это место фигуру сокола.

С другой стороны чаши скульптор, очевидно, тоже хотел вылепить сокола (или индюка). Толи времени не хватило, толи обуяла лень… Вместо второго сокола только правое крыло. Может быть это капюшон кобры? Но тогда кобра инвалид — капюшон только с одной стороны. Да и кобра больше похожа на Лохнесское чудовище, чем на змею.

Скульптор сделал так, как ему было удобно. И ему небыло совершенно никакого дела ни до смыслового символизма скульптуры ни до ее «художественной» ценности.

О фонтане можно сказать только одно — это классическая халтура времен «сталинского классицизма». Узнать, кто автор фонтана не удалось.

Но все же, хотя фонтан и халтурен, он единственный артефакт той эпохи. Это пример ширпотребовского отношения к садово-парковой скульптуре 1940-х — 1950-х годов.

 

  • Автор: Семен Левада
  • Современные фото автора

Литература:

  1. Шолух Н. В., Сосина Ю. В., Архитектура больничных зданий в стиле послевоенного классицизма в г. Донецке: композиционные, психологические аспекты. Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, Випуск №2(82) 2010 год.
  2. Буклет «Сталино» 50-х годов, издание Державного видавництва образотворчого мистецтва і музичної літератури (http://www.infodon.org.ua/postal/153)

 

 

 



Войдите, чтобы оставить комментарий