Вокруг того где же все-таки находился дом управляющего Новороссийского Общества Арчибальда Бальфура ведется много споров. С чьей-то легкой руки дом с башенкой по ул. Потийской обозвали домом Бальфура. Хотя на сохранившихся старых фото однозначно идентифицированный дом Бальфура и дом по улице Потийской – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Заведующая отделом Донецкого краеведческого музея О.Я.Привалова сообщила, что домов у Бальфура было несколько. Возможно, что так оно и было. Но .. Всех интересующихся историей города занимает вопрос: где же все-таки находился именно тот, известный по фотографиям, красивейший дом. В башенке этого дома, кстати, были первые в городе часы.

«ДомДом директора Екатериновского общества. Открытка

Попробуем разобраться и, если не точно, то хотя бы приблизительно определить место, где дом стоял. Начнем с открытки, выпущенной в Юзовке книжным магазином Червонного и Фадеева. Магазин существовал и выпускал открытки в 1909–1911 годах. На открытке, где изображен интересующий нас дом, написано: «Дом директора Екатериновского общества». Что нам дает эта надпись? Екатериновское Общество изначально владело шахтами Буроз, Шмидт и Наклонная в районе Ханжонково (сегодня в составе Макеевки). На другой открытке с этим же зданием, выпущенной уже макеевским издателем: «Екатериновское Общество. Дом дирекции на Рыковских рудниках». Екатериновское Общество, обосновавшись в Ханжонково, через несколько лет перекупило у бельгийцев шахты Рыковского рудника. Рыковский рудник тогда состоял из шахт №12, 3, 4–4 бис. Шахта №12 находилась в районе современной шахты Калинина. Другие на пересечении пр. Павших коммунаров и пр. Ходаковского (за роддомом №3). Старые дома «рыковской постройки» до сих пор стоят вдоль пр.Павших коммунаров от ул.Мушкетовской до ул.Автотранспортников. Обычная практика того времени: директор предприятия селился не далеко от поселка рабочих и служащих своего предприятия, но обязательно на расстоянии, чтобы дистанция чувствовалась и в этом. Дом должен был быть удобно расположен. Опять же врачи недалеко (больница Рыковского рудника – ул. Левобережная, 37). Информация, которой мы располагаем, позволяет говорить, что красивый дом с башенкой изначально принадлежал Екатериновскому Обществу.

«ЕкатериновскоеЕкатериновское Общество. Дом дирекции на Рыковских рудниках. Открытка

Если бы дом директора Екатериновского Общества — будущий дом Бальфура находился на Заводской стороне – что за этим бы следовало? Сплошные неудобства. Далеко до Рыковского рудника и невероятно далеко до Ханжонково. Речка Кальмиус, хоть и мелкая, но мост через нее нужен. Передвигались на лошадях, в экипажах. А где находился мост через Кальмиус тогда? Там же где и сегодня: по пр. Лагутенко, а мост по пр. Павших коммунаров появился в 1920-е. Представляете, объехать весь завод, чтобы попасть к мосту?!

«ДомДом Бальфура. 1913 год

В романе Василия Гроссмана «Степан Кольчугин» встречается описание дома англичанина в начале XX века.

Новая квартира находилась на пустыре, на самом краю поселка. Из окна были видны красные башенки двухэтажного дома, в котором жил англичанин Бальфур, один из хозяев завода, а из полукруглого чердачного окошечка можно было видеть сад, окруженные высокой стеной. Про этот сад рассказывали удивительные вещи. Там росли какие-то сладкие, как сахар, яблочки с большой твердой косточкой. Рассказывали, что в бетонных прудах плавали красные рыбки, а в каменном колодце жил медведь. Англичанин все время проводил за границей и приезжал в этот дом редко, раз в год, на несколько недель; на завод он не ходил, так что в глаза его никто не видел.

Рабочие, возвращаясь с завода весенними ночами, останавливались и вдыхали запах сирени, слушали пение птиц, — во всей огромной округе сад англичанина был единственным местом, куда прилетали соловьи. Самые отчаянные мальчишки даже не могли мечтать забраться в этот сад: в стену были вмазаны осколки стекла, день и ночь в угловых башенках сидели вооруженные ингуши.

Василий Гроссман. «Степан Кольчугин»

«ЗаборЗабор у дома Бальфура

Писатель и краевед Виктор Шутов, готовя книгу документально-художественных очерков «Открою город заново» публиковал их в газете «Вечерний Донецк» в 1987 году. В очерке «Первый председатель совета», рассказывающем о большевиках Рыковского рудника в 1917 году есть абзац: «Полиция располагалась в так называемой экономии – доме бывшего директора металлургического завода Бальфура на левом берегу Кальмиуса». Почему мы должны не верить человеку много сделавшему для изучения истории города?! Предворяя вопросы скептиков: завод на противоположном берегу в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, а левый берег другое административное образование – Таганрогский округ Области Войска Донского. Но Новороссийское Общество приобрело здесь участок земли до станции Мушкетово. Все рядом с заводом.

«ФотоФото 1945 года – будущая пл. Ткаченко (2), виден дом Свицына (1), но нет никакого дома с башенкой

Возвращаясь опять к Заводской стороне. В музее ДМЗ сказали, что дом Бальфура был на месте заводской диспетчерской на пл.Ткаченко. Может быть и был, но другой. Из того материала, которым располагает автор: фото 1945 года – будущая пл.Ткаченко, виден дом Свицына, но нет никакого дома с башенкой. Развалин также не видно.

ВЫВОД: Дом Бальфура находился в районе мотодрома и ул. Левобережной.

 

  • Автор: Степкин В.П.
  • Фото из архива автора

 



5 Комментарии

  • GHAROW

    Дом Бальфура, управляющего НРО, находился в СПб, где ж ему еще было находится?

    Изменить
  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    to GHAROW: думаю, что у таких людей был не один дом. да и когда он пребывал в наших местах, то останавливался, явно, не на квартире

    Изменить
  • Aryason

    В некоторых источникох указываются три рудника относившиеся к Рыковским
    1. Григорьевский — в районе шахты Калинина
    2. Макарьевский — по Павшим Коммунарам.
    3. Кальмиуский (по другим источникам Ларинский) — где он находился я не могу сказать.
    Но если предположить, что больницу построили где то посредине, у Макрьевского рудника, (что вполне логично),то рудник находился южнее, и вполне может быть что в романе «Степан Кольчугин» описывается местность где то в районе Овечьего хутора, южнее ДМЗ.
    Интересно, что по этому поводу думает В.П.Степкин

    Изменить
  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    to Aryason: Валерий Петрович Стёпкин ответил следующее:

    «Aryason прав в отношении составляющих Рыковского рудника. Но самым большим был Макарьевский, рабочая колония была при нем же, больница — опять же недалеко от него. Если посмотреть на фото забора дома Бальфура — наклон вниз и виден террикон. Я думаю, это террикон заводских шахт. Что касается Овечего хутора — в в материалах Бахмутского земства 1886 года есть фраза: у Овечьего хутора, недалеко от строящейся церкви. Что такое для них было недалеко: 200 метров, 1 км? Но из этого я сделал вывод, что это место где-то в Ворошиловском районе, ближе к заводу.
    Проблема вся в том, что я не могу уже лет 10 получить экспликацию к карте Таганрогского округа с земельными участками. Там отмечены границы рисочками и стоят цифры. Какие фамилии скрываются за цифрами — неизвестно. Единственно, что можно идентифицировать — владения Иловайских. Земли у них было больше всех и это сразу бросается в глаза.»

    Изменить
  • Aryason

    Макарьевский рудник не был самым большим, он включал в себя изночально три шахты №3, 4 и 4 бис. В 1914 году там открыли шахту №7-8, в 1915 — шахту №5-6. А в 1891году, в разработке только на Григорьевских копях находились шахты № 10,13,14 и 15.
    Что до третьего рудника Кальмиуского или Ларинского. В книге Теодора Фридгута «Юзовка и революция» есть карта на которой обозначено под номером 40 имние Рыковских, находившееся у слияния Кальмиуса и Скоморошиной балки.
    http://img-fotki.yandex.ru/get
    помимо всего прочего на месте Мотодрома тогда находились каменные карьеры, предположить рядом с которыми дом Дирекции, или скажем того же Бальфура довольно сложно.

    По поводу террикона. С улици Левобережной в районе Мотодрома, он выглядит совершенно иначе, а вот из района пересечения с проспектом Лагутенко очень похоже. К тому же, осмотр местности показал, что от этого самого пересечения к северу идут дома тридцатых годов постройки, а к югу — определенно ещё Рыковские.

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий