Из центра города Сталино в Сталино-Заводской район (сегодня Ленинский район Донецка) города соорудили два пешеходных моста. Когда построили первый мост автору не известно. Второй мост построили в начале 1930-х. Сделано это было, в первую очередь, для облегчения пешеходного движения между частями города. Думается, что это также сделали в целях безопасности. Посудите сами, охочих пройтись через завод для сокращения пути находилось достаточно. Завод относился к Главку Спецсталь Наркомата тяжелой промышленности, то есть производимая им металлопродукция шла на оборонные предприятия. А прохожий праздно и непраздно шатающийся по предприятию – это нарушение правил. Кроме всего прочего, случайный прохожий мог оказаться шпионом. Плюс ко всему, из общественного транспорта существовал тогда только трамвай. Как бы то ни было через завод соорудили два моста. 

«НовыйНовый пешеходный мост, проходящий над всем заводом им. Сталина. Сталино, 1938

Новый мост начинался между улицами Артема и Кобозева у здания бывшего Народного училища (сегодня территория трикотажной фабрики) и проходил над заводом до подъездных путей, идущих к шихтовому двору доменного цеха. Здесь пешеходы спускались в туннель, проходивший под эстакадой и метров через 30 оказывались на поверхности, снова поднимались на мост. Конечной точкой маршрута было пересечение улиц Торговой и Ионова, ведущей к рынку Соловки. Кстати, туннель существует и поныне (справа от административно-бытового здания обжимного и мартеновского цехов завода).

«НовыйНовый пешеходный мост, проходящий над всем заводом им. Сталина. Сталино, 1938

«МостМост через металлургический завод. Cъемки итальянцев, 1941 год. Начало моста на ул. Кобозева

«МостМост через металлургический завод. Cъемки итальянцев, 1941 год. Начало моста на ул. Кобозева

«МостМост через металлургический завод. Cъемки итальянцев, 1941 год. Начало моста на ул. Кобозева

«ПешеходныйПешеходный мост через металлургический завод тов. Сталина. Сталино, 1945

Второй мост начинался где-то в районе современной автостанции Центр и заканчивался на пересечении ул.Торговой и Аптечного переулка. Как подсказал автору много помнящий из городской старины О.Д.Крицын, именно там функционировала Совбольница №2 (Заводская больница), ранее находившаяся на территории завода.

«ПешеходныйПешеходный мост через металлургический завод тов. Сталина. Вид со стороны Ларинки. Сталино

Какое значение для наших дедушек и бабушек имел новый пешеходный мост современному горожанину не понять. Один маленький факт: народ наряжался и ходил гулять по мосту. А современного горожанина мостами не удивишь.

 

  • Автор: Степкин В.П.
  • Фото из архива автора

 



1 Comment

  • Юрий

    Да, интересная информация. Учась в политехникуме, проходил практику на ДМЗ, ходил по заводу вдоль и поперек, но даже не знал, что когда то тут был мост. А вот туннель видел. По нему проходили масса коммуникаций. С труб лилось и без сапог пройти было невозможно. Да я и не ходил. Страшно. А практикантам вообще это было запрещено. Шныряли крысы. Вот если бы сейчас был мост, то уверен, что по нему, б ходили бы толпы народу. Ведь это же в конце-концов очень интересно. Но это в наше время даже представить невозможно.

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий