Этот курган — свидетель многих событий, о которых повествуют народные думы, песни, легенды. Из поколения в поколение передавалась память о мужестве и отваге защитников родной земли.

По-разному объясняется происхождение названия Саур-Могилы. Но все сводится к тому, что Саур — героическая личность, что он всегда отстаивал интересы народа.

Вы можете услышать рассказ, относящийся ко временам, когда Украина подвергалась опустошительным набегам крымских татар. Их походы на украинские земли за добычей и пленными сопровождались невиданной жестокостью.

8 легендах говорится, что на этом кургане когда-то стоял сторожевой казацкий пост. Такая застава была и в районе сегодняшнего Харцызска. А потом дальше и дальше сторожевые посты цепочкой тянулись до самой Запорожской Сечи.

Когда конница татарского хана скакала по степи, поднимались тучи пыли. Это позволяло сторожевым постам своевременно обнаружить приближение врага. Казаки зажигали на вышках смолу, соседи видели поднявшийся дым — делали то же. И так сигнал об опасности доходил до Сечи. Оттуда выступало войско навстречу неприятелю.

Саур был одним из храбрейших запорожских казаков. Красивый, гордый, честный, он обладал необыкновенной силой. В бою не знал страха, никогда не унывал. Поэтому его любили побратимы, с ним легко переносили трудности походной жизни.

Приказал атаман ему нести дозор на этом кургане, назначил старшим. То лето было слишком жарким. Час-то проносились грозы. Сильные восточные ветры катили волны по высокой траве, как по морю, но нисколько не уменьшали духоты.

Однажды все небо затянулось черными тучами. Еще утром было солнце, а в полдень опустились настоящие сумерки. Сверкали без конца молнии, ближе и ближе раздавались раскаты грома. Казаки поздно заметили столб пыли: конница татар приближалась. Они засуетились, но не могли сразу зажечь смолу. А когда наконец пошел в небо густой черный дым, на курган уже поднялся отряд татар.

Саур и его товарищи вступили в неравный бой, долго не подпускали вражеских конников к вышке. Лишь увидев, что казаки Харцыза приняли сигнал и подожгли у себя смолу, начали отходить.

Татары окружили Саура, но он не сдавался. Тогда сзади на него набросили аркан, стащили с коня и посекли саблями.

Легенда говорит, что загудела тогда земля и там, где шел бой, стала подниматься. На высоте росла еще одна высота. Полил ливень, поднялась буря, небо как будто развалилось от страшного грома. Молнии ослепили татар, они перепугались и стали удирать.

Только под утро все затихло и необычно розовый загорелся рассвет. Курган обласкали первые лучи восходящего солнца.

Прибывшие на помощь казаки нашли порубанное тело Саура. Похоронили героя на этой высоте и по-своему обычаю на его могиле шапками насыпали большой курган. Вот и называется он Саур-Могилой.

В фольклорных материалах периода борьбы с турецко-татарскими завоевателями Саур-Могила выступает свидетелем пламенного патриотизма. Исторические песни воспевают народных героев Морозенко и Супруна, которые в боях с неприятелем сложили здесь свои головы. Попавшие в плен казаки перед казнью просят у врага не помилования, а только бы их «вынесли или вывели на Саур-Могилу, чтобы в последний раз увидеть свою Украину!»

Широко известна дума «Побег трех братьев из города Азова, из турецкой неволи» («Три брата азовских»). Мы знаем около 50 ее вариантов. Кобзари пели, что для беглеца главным было добраться до Саур-Могилы. Если это удавалось, то самый опасный участок пути оставался позади. Саур-Могила была у невольников символом свободы.

 

После жаркого боя

Исследования фольклорных памятников наводят на другие объяснения происхождения названия этого легендарного кургана. Но они относятся к более позднему периоду.

В 1783 году царица Екатерина II издала указ, который юридически полностью закрепощал крестьян Левобережной Украины. Царица щедро наделяла своих приближенных угодьями на новых землях. Народ бунтовал, противился введению крепостного права. Некоторые легенды связывают происхождение названия Саур-Могилы как раз с этим временем.

В одном из сёл на речке Миус появился пан с царскими стражниками, и это сразу принесло много горя крестьянам. Он все тянул из их амбаров, издевался над старым и малым, не признавал своих крепостных за людей.

У молодого крестьянина Саура пришел конец терпению, когда пан жестоко надругался над его красавицей-невестой. Парень исчез из села. Пошли слухи, что он от горя подался в далекие края. Но когда был убит, пан, а его хоромы сгорели, никто не сомневался, что это дело рук Саура. Крестьяне шли к нему. Они нападали на помещичьи обозы и грабили их, все захваченное отдавали беднякам. Добрая слава о народномзащитнике быстро разнеслась по всему Примиусью.

Саур был неуловим для царских стражников. Умер он уже в преклонном возрасте, и народ похоронил его на степной равнине. Каждый принес в шапке землю на его могилу. Людей было так много, что вырос огромный курган.

Борьбу дальше продолжал его брат Леонтий. А когда он погиб, его похоронили невдалеке, и каждыйв память о Леонтие посадил одно дерево. Так вырос лес — Леонтиевский байрак, который в 15 километрах от Саур-Могилы.

История подняла Саур-Могилу к вершинам общейлюбви и славы. В 1936 году правительство Советской Украины объявило ее памятником древности и героического украинского эпоса. Территория высоты взята под охрану закона. В 50-е годы Снежнянскому районному Совету депутатов трудящихся Донецкой области была выдана Охранная грамота.

Новые героические события разыгрались здесь в годы Великой Отечественной войны. Высота стала главным опорным пунктом глубоко эшелонированной обороны гитлеровцев на Миус-фронте.

В боевых донесениях, на оперативных штабных картах Саур-Могила значилась как высота с отметкой 277,9 метра.



1 Comment

Войдите, чтобы оставить комментарий