Публикация, с которой мы сегодня вас знакомим, подготовлена по заданию редакции газеты «Вечерний Донецк» известным краеведом, историком- любителем В.П. Степкиным. Направляя рукопись, ее автор приписал: «Документ, на который есть ссылка в начале статьи, никогда не публиковался». Что говорить, чем эксклюзивнее сведения, тем ценнее они для нас, потомков и наследников того, что является историей края. Словом, в путь…

Богатство более ценное, чем многие дары небес

Юзовское Свято-Преображенское церковное братство принимало активное участие в создании системы образования.

 

Устав Спасо-Преображенского Юзовского Церковного Братства. Юзовка, 1914 годУстав Спасо-Преображенского
Юзовского Церковного Братства. Юзовка, 1914 год

26 января 1917 года петроградский почтальон принес в здание Министерства торговли и промышленности большой конверт. В нем было послание за подписью председателя Совета Юзовского Свято-Преображенского братства протоиерея Иоанна Трухманова и шести членов братства. Эта общественная организация обращалась к министру торговли и промышленности с просьбой: «Ваше сиятельство, — говорилось в ней, — озабочены развитием эксплуатации ископаемых богатств России. Для этого необходимо изучение естественных горнопромышленных ресурсов и создание наиболее благоприятных условий для использования этих ресурсов. В связи с этим нельзя не отметить, что образование русского народа на низкой степени; еще в более плачевном состоянии профессиональное и техническое образование народа, имеющее особенно важное жизненное значение в данную пору всемирного соревнования народов. Достаточно сказать, что одно из крупнейших горно-промышленных предприятий юга России, Юзовский завод и шахты с 50 тысячами рабочих и 5000 — 6000 детей рабочих школьного возраста, не имеют ни средней, ни низшей технической школы. Если же под малым радиусом взять прилегающие к Юзовке горнопромышленные предприятия, пестрящие дымящимися трубами шахт и заводов, то семьи рабочих шахт и заводов Юзовского района выразится в цифрах от 90000-100000 горнозаводских рабочих с 9000-10000 детей рабочих школьного возраста, не говоря о новостроящемся в 7-ми верстах от Юзовки капитальном Путиловском заводе.

Знание есть сила и богатство более ценное, чем многие дары небес. Исстари известно: «После хлеба образование составляет первую потребность народа». Кровавая борьба народов внесла поправку в вышеприведенный афоризм: «Профессиональное образование необходимо раньше хлеба», кто зарабатывает кусок хлеба своим трудом, делает это успешно посколько, постолько он обладает профессиональными знаниями и навыками. Немецкое и другие засилья в области русской жизни построены исключительно на нашей скудости в области профессиональных знаний. Куда ни посмотришь, нашего способного работника зачастую бьют знаниями, иногда совершенно ничтожными, но хорошо приноровленными к данному делу: знающему человеку засилье неопасно. В горно-заводском деле — здоровая техника это свет и воздух, которыми живет и питается промышленность и удесятеряется ценность разумного труда человеческого».

Написано достаточно сочным языком, не правда ли? Читаешь и думаешь: умели же наши предки красиво преподносить обыденное. Шла первая мировая война, и просители делали ставку на патриотические чувства. Кстати, тогда по всей Российской империи прокатилась кампания: «Не покупайте немецких товаров». Столица империи из немецкого «Санкт-Петербург» превратилась в русский «Петроград».

Свято-Преображенский кафедральный соборСвято-Преображенский
кафедральный собор
Юзовка, начало XX в.

Просители, еще немного обосновав необходимость получения технического образования в условиях войны, — перешли к изложению своей просьбы: «Совет братства к просьбе рабочих присоединяет и свое всеусердное ходатайство перед Вашим Сиятельством об удовлетворении давно назревшей нужды в открытии для детей рабочих завода и шахт в поселке Юзовке одного 8-ми классного среднего, одного низшего технических и одного ремесленного училищ: нигде во всей 

Российской империи нет и не может быть такой неотвратимой нужды в техническом образовании, как в обширном Юзовском промышленном районе, где все движется техникой и зиждется ею и все наезжающие сюда иностранцы и русские люди привилегированных сословий являются в Юзовку богато вооруженные техникой, а дети рабочих и шахт получают лишь одну начальную грамотность и тем обрекаются навсегда оставаться без инициативы в технике, без почина, без самодеятельности в технической отечественной промышленности».

Копия этого бесспорно любопытного документа, оказавшегося в моих руках буквально на днях, свидетельствует, что ходатайство так и осталось без внимания. Никакой визы начальства на нем нет. Возможно, это случилось потому, что через месяц произошло свержение царской власти, а новое правительство, «отряхнув прах» предшественников, не заметило эту «юзовскую песчинку»? Может быть, условия войны не позволили решить поставленную задачу? Но к этому времени у завода и поселка Юзовка появился новый собственник во главе с миллионером А. Путиловым. Почему новые хозяева не захотели помочь в деле подготовки кадров? Дорогое удовольствие? Вопросов много…

Если же говорить о деятельности утвержденного в 1893 году Юзовского братства вообще — до сих пор на карте города можно найти его следы. Так в 1896 году на 900 рублей, собранных прихожанами, Свято-Преображенское церковное братство открыло в церковной ограде одноклассную церковно-приходскую школу. С 1 сентября 1901 года школа была преобразована в двухклассное училище. Росло число учеников. Возникла необходимость расширения школьного здания. Строительство пристройки (с большим залом и надстройкой второго этажа) обошлось братству в 13 500 рублей. Но и этого оказалось недостаточно. Деньги на строительство нового здания в два с половиной этажа и квартир для семейных учителей дали Святейший Синод и Бахмутское уездное земство. В 1914 году училище перебралась в новое здание на 9 линии. Автором проекта здания был Е.О. Конкин. 

Открытие состоялось 17 ноября. К этому времени в школе обучалось 600 ребят, работали 12 учителей, и четыре священника обучали Закону Божьему. Учебный год начинался 31 августа с торжественного молебна, занятия заканчивались в конце мая. Затем «испытательная комиссия» проводила экзамены, на которых присутствовали члены совета Свято-Преображенского братства. После экзаменов проводился «годичный акт» — торжество по случаю окончания учебного года, с участием поселкового начальства, директора Новороссийского Общества, учащихся и их родителей. Отличившиеся в учебе и поведении награждались похвальными листами и книгами. Обучение начинали с 8 лет, платили с 1901 года по 2,5 рубля в месяц. А лучших несколько десятков ребят обучали бесплатно. 

Несмотря на то, что училище было двухклассным — обучение длилось пять лет: первый класс — три года и второй класс — два года. Каждый год учебы назывался отделением, а окончивший первые три отделения являлся выпускником первого класса, затем большая часть ребят продолжала учебу в четвертом и пятом отделениях и становились выпускниками второго класса. Во втором классе была предметная система — по каждому предмету свой учитель. Училище имело две библиотеки — для учителей и учеников. В штате училища был сторож с годовым окладом 360 рублей и несколько уборщиц (как тогда говорили «поломоек») с окладом 288 рублей.

На базе Братского училища действовала воскресная школа, в которой учились в основном девочки 9-14 лет. Занятия проходили по воскресеньям с 10 до 13 часов, учебный год продолжался со второй половины сентября до конца мая. В 1915/1916 учебном году из 125 обучавшихся девять были взрослые женщины от 16 до 30 лет — кухарки и домохозяйки. 

В 1917 году Братская школа-училище стала именоваться Первым городским двухклассным училищем, так как перешло в подчинение городскому самоуправлению.

В тридцатые годы здесь разместились учебные аудитории Донецкого индустриального института им. Н.С. Хрущева, Сталинского мединститута, а сегодня находится вечерняя средняя школа №1 (Закрыта в начале 2009 года. Прим.: alexey) и автошкола. Скоро зданию будет сто лет, а оно смотрится намного лучше построек двадцати — тридцати летней давности.

 

 



  • (will not be published)

Подписаться на комментарии