Сегодня имя Юрия Гуляева незаслуженно забыто. А ведь были времена, когда совсем немногие исполнители СССР могли потягаться с ним в популярности. 9 сентября замечательному оперному и эстрадному певцу исполнилось бы 75 лет. Накануне этой даты корреспондент «КП» встретился с Лидией Качаловой. В 1958-59 годах ей довелось работать вместе с Гуляевым в Донецком театре оперы и балета. Ей есть, что вспомнить об одном из самых удивительных голосов нашей страны.Сегодня имя Юрия Гуляева незаслуженно забыто. А ведь были времена, когда совсем немногие исполнители СССР могли потягаться с ним в популярности. 9 сентября замечательному оперному и эстрадному певцу исполнилось бы 75 лет. Накануне этой даты корреспондент «КП» встретился с Лидией Качаловой. В 1958-59 годах ей довелось работать вместе с Гуляевым в Донецком театре оперы и балета. Ей есть, что вспомнить об одном из самых удивительных голосов нашей страны.

Пением можно нагнать страх

 

 

- Лидия Георгиевна, вы помните, как познакомились с Юрием Гуляевым?

- Это было в 1958 году. Мы с мужем Виктором Качаловым, тоже артистом театра, приехали по распределению в Донецкий театр оперы и балета. Правда, тогда он еще назывался Сталинским государственный русский театр оперы и балета. Знакомство с Юрой произошло на первой репетиции «Травиаты». Нас представил режиссер. Я долго не могла поверить, что буду дебютировать в спектакле, где задействован такой известный певец, как Гуляев. В те годы он был нечеловечески популярен!

Юрий Гуляев. Фото: yurigulyaev.ruЮрий Гуляев. Фото: yurigulyaev.ru

- Как прошел первый спектакль?

- Если верить одной из рецензий — крайне плохо. Ее автору показалось, что мы с Юрой не смогли отразить дух французской аристократии XIX века. В каком-то смысле это правда. Дело в том, что Гуляев был очень высокий и худой. Поэтому фраки на его фигуре смотрелись нелепо. В камзолах он был хорош, а фрак или смокинг ему действительно не шли. Наверное, из-за этого прочувствовать до конца образ у него не получилось.

- Гуляев расстроился из-за рецензии?

 

 

- Я расстроилась. Хотя, другие театральные критики о нашем выступлении отзывались неплохо и даже хвалили. Но запомнилось именно это.

- Получается, у Юрия Александровича были проблемы с костюмами?

- Проблема касалась только фрака. В остальном все было отлично. Тем более, в то время костюмеры работали с каждым артистом индивидуально. Они не просто создавали наряд характерный эпохе и персонажу, но и смотрели, чтобы он органично смотрелся на фигуре исполнителя. Например, у Гуляева были длинные худые ноги. Когда он играл Фигаро в «Севильском цирюльнике», ему вместо туфлей-лодочек выдавали сапоги. Тогда на сцене он выглядел гармонично: его худые щиколотки не бросались в глаза.

- В других спектаклях вы с Гуляевым пели?

 

 

- Да. Мы вместе играли в «Фаусте». Он был Валентино, а я — Маргарита. Кстати, именно в «Фаусте» он максимально раскрылся. Это была вершина его актерского мастерства. Помню сцену от которой мне стало просто жутко. Действие происходило на площади. Он, умирая, падает. И вот уже как бы совсем умер, но вдруг резко ко мне поворачивается, протягивает руку и угрожающе поет: «Но ты идешь дурной дорогой, свой верный путь забыла ты». Мне стало так жутко — мурашки по коже побежали.- Да. Мы вместе играли в «Фаусте». Он был Валентино, а я — Маргарита. Кстати, именно в «Фаусте» он максимально раскрылся. Это была вершина его актерского мастерства. Помню сцену от которой мне стало просто жутко. Действие происходило на площади. Он, умирая, падает. И вот уже как бы совсем умер, но вдруг резко ко мне поворачивается, протягивает руку и угрожающе поет: «Но ты идешь дурной дорогой, свой верный путь забыла ты». Мне стало так жутко — мурашки по коже побежали.

Импровизация, срывающая спектакль

- Как правило, высоким и статным актерам доверяют играть королей, вельмож и прочих маститых персонажей. А Юрию Александровичу дали роль изворотливого слуги.

- Я не думаю, что ему было сложно войти в образ. Юра был очень артистичным, обладал невероятно подвижной и богатой мимикой. Его талант проявлялся в каждой сыгранной им роли. Гуляев страшно любил шутить, поэтому Фигаро был ему в некотором роде близок. Иногда шалости случались прямо на сцене и во время спектакля. От этого коллегам было ой, как непросто. Ведь, многие образы не предполагают улыбок, а уж тем более смеха. В конце-то концов, так можно было сорвать выступление. А кара в советское время было очень строгой.

- В чем заключались шалости?

 

 

- Юра импровизировал, причем, всегда в духе своего героя. Непосвященному человеку, заметить это было сложно. Например, помню, Гуляев играл Фигаро и вдруг забыл слова. Темп исполнения очень быстрый, вспоминать особенно некогда. Он возьми и вверни свой текст. А были случаи, когда он вставлял и матерные выражения. Местами это было очень в тему. Тем более, что тогда оперные партии мы исполняли на русском языке, а не как сегодня — на итальянском.- Юра импровизировал, причем, всегда в духе своего героя. Непосвященному человеку, заметить это было сложно. Например, помню, Гуляев играл Фигаро и вдруг забыл слова. Темп исполнения очень быстрый, вспоминать особенно некогда. Он возьми и вверни свой текст. А были случаи, когда он вставлял и матерные выражения. Местами это было очень в тему. Тем более, что тогда оперные партии мы исполняли на русском языке, а не как сегодня — на итальянском.

Баян для лебедей

- В жизни он был таким же весельчаком, как на сцене?

 

 

- Он был всегда добрым, веселым и отзывчивым человеком. Его все любили. Знаете, бывают такие люди — душа компании и центр внимания. Юра сыпал забавными историями. Между прочим, он специально собирал различные курьезные, но правдивые байки из жизни театра и актеров. Да и сам нередко сам попадал в подобные передряги.

- Вспомните что-то для примера?

- Как-то он поет «Господа, сжальтесь надо мною!» Заметьте, идет спектакль, и в этот миг с него спадают панталоны. Или вот еще случай. Он произошел без участия Юры, просто он его пересказывал. Актер опаздывает с выходом на сцену. А по сюжету он должен сжимать в объятиях девушка. Причем, героиня поет: «Отпустите, не держите…». Забавно получилось, что актриса темпераментно рвется из объятий, но в этот момент находится на сцене одна. Гуляев очень любил смаковать такие истории. Случалось, что-то и сам присочинял. В общем, с ним никогда не было не скучно.

- А во время таких посиделок Юрий Александрович пел?

 

 

- Было и такое. Если он запел «Из-за острова на стрежень», это значит, что Гуляев вошел в раж. При этом, как правило, он аккомпанировал себе на баяне. Когда-то мы вместе выступали на так называемом шефском концерте.

Юрий Гуляев. Фото: yurigulyaev.ruЮрий Гуляев. Фото: yurigulyaev.ru

- На подшефном заводе, что ли?

- Нет, артисты обычно летом выступали на круизных пароходах. И вместе с нами всегда ездила балетная пара. Им нужно было станцевать фрагмент из «Лебединого озера». А ноты оставили дома! Тамошние музыканты им ничем помочь не могли. Тогда Юра взял баян и по памяти исполнил необходимый фрагмент.

Поклонницы и «шара»

 

 

- Вас послушать, так он жил только в театре и в компании друзей. А личная жизнь у него была?

- Когда мы познакомились, Юра был еще не женат. С Ларой, своей женой, он познакомился несколько позже. Мы были на гастролях в Краснодаре, где они и встретились. Она пришла на спектакль, увидела Гуляева на сцене, и он ей понравился. Лара стала его поклонницей. Спустя время она приезжала к нему в Донецк. Потом он ездил к ней, знакомится с ее родителями. Так и встречались, пока не поженились. У них родился сын Юра. Насколько я помню, ребенок был чем-то серьезно болен. И Лара постоянно находилась с ним. Сейчас они живут в Москве.

- Это редкость, чтобы артист взял себе жену из поклонниц. Обычно их стараются избегать.

- Юра был не такой. У него было много поклонниц, Гуляев был всегда окружен вниманием женщин. Он их любил, а они его. Девушки часто его приглашали в рестораны. А Юра редко отказывался от таких заманчивых предложений. Ну, что кривить душой, любил он поесть «на шару». Почему-то Юра был наиболее расположен к рижским поклонницам. Однажды он рассказывал, что летел в Латвию на концерт, а рейс задержали. И Гуляев опоздал на свое выступление на 2 часа. Представьте себе, зрители за это время не разошлись! Дождались его.- Юра был не такой. У него было много поклонниц, Гуляев был всегда окружен вниманием женщин. Он их любил, а они его. Девушки часто его приглашали в рестораны. А Юра редко отказывался от таких заманчивых предложений. Ну, что кривить душой, любил он поесть «на шару». Почему-то Юра был наиболее расположен к рижским поклонницам. Однажды он рассказывал, что летел в Латвию на концерт, а рейс задержали. И Гуляев опоздал на свое выступление на 2 часа. Представьте себе, зрители за это время не разошлись! Дождались его.

 

Юрий Гуляев (крайний справа), Анатолий Соловьяненко и Иосиф Кобзон среди горняков на праздновании Дня шахтера в ДонецкеЮрий Гуляев (крайний справа), Анатолий Соловьяненко и Иосиф Кобзон среди горняков на праздновании Дня шахтера в Донецке

 

Три месяца молчания

 

- Вы очень тепло отзываетесь о Гуляеве. Но в актерской среде всегда бытовало неважное отношение к коллегам.

- Мы с Юрой дружили всей семьей! Наш театр как-то гастролировал в Ростов. С Юрой случилось несчастье: произошло кровоизлияние голосовых связок. После чего он 3 месяца вообще не разговаривал. Такое ему назначили лечение. Тогда мой муж (он баритон) подменил товарища.

- А бывает такое, что артисты советуются друг с другом по творческим моментам?

- Юра был не только талантливым певцом, но и сам сочинял песни. Когда он написал «Признание в любви к Родине» он исполнил ее моему мужу. Спросил: «Ну, как? Твое мнение, с этой песней можно выступать?». И потом она стала очень популярной.

- После того, как Гуляев ушел из донецкого театра, вы с ним встречались?

- Виделись в Киеве несколько раз. Как-то зимой приехали в столицу с отчетным концертом, остановились у Юры. В их доме жили театральные звезды. Солидное такое было здание, с очень большими угловыми балконами. После традиционного застолья пошли кататься на велосипеде. Детском. По балкону! Особенно интересно на велосипеде своего сына выглядел Юра. Когда сел за руль, то его острые коленки были выше головы. Все очень хохотали.

- Сейчас вы поддерживаете отношения с семьей Гуляева?

 

- Когда Лара приезжала в Донецк, мы с ней виделись. Но то был официальный визит. Поговорить о чем-то личном не получилось. Помнится, она рассказывала, что ее сын сейчас в каком-то институте преподает историю искусств. Она тогда еще немного обиделась, что в театре помнят об Анатолии Соловьяненко, но совсем не вспоминают о Юрие Гуляеве.

СПРАВКА «КП»

Юрий Гуляев родился 9 августа 1930 года в Тюмени. Окончил Свердловскую консерваторию. С 1954 году работал в Свердловской (ныне Екатеринбургской) опере. В 1955 году перешел в Сталинский (ныне Донецкий) театр оперы и балета. После выступал на сцене Киевского театра оперы и балета им.Т.Г.Шевченко. В 1975 становится солистом Большого театра в Москве. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Умер в 1986 году.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

 

Лидия Качалова родились 28 декабря в 1934 году в с.Самарское (Оренбургская область). Окончила Симферопольское музыкальное училище, Харьковскую консерваторию. По распределению попала в Сталинский театр оперы и балета. Сегодня Лидия Георгиевна работает помощником режиссера в Донецком академическом театре оперы и балета им.Соловьяненко.

К СЛОВУ

 

Донецкие коллеги Юрия Гуляева говорят о том, что его певческая карьера развивалась стремительно. После его победы в 1959 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, артиста пригласили работать в Киев, а вскоре и в Москву.

В ТЕМУ

 

Современники Гуляева отмечали уникальность его голоса. До сих пор никто не может сказать однозначно, какое место он занимал в классической классификации. Когда Юрий Александрович работал в Свердловском театре, исполнял партии теноров. Уже на донецкой сцене его узнали как «лирического» баритона. В последние годы своей жизни Гуляев мог петь басом. Репертуар его был очень разнообразен: арии в «Кармен», «Севильском цирюльнике», «Пиковой даме», эстрадные композиции.

Самые известные эстрадные песни Юрия Гуляева:

 

* «Старые слова»

* «Созвездие Гагарина»

 * «Признание в любви»

* «Желаю вам!»

* «Обнимаю небо»

Мнение современника

 

Корреспондент «КП» побеседовал с Народным артистом Украины Владимиром Землянским. В свое время он сменил Гуляева в донецком театре на «посту» баритона. Сейчас Владимир Землянский на пенсии. Еще работая в театре, он постоянно ходатайствовал перед дирекцией, чтоб память о Юрие Гуляеве была увековечена хотя бы табличкой. — Когда Юра работал в театре оперы и балета, я выступал в филармонии. Он часто приходил на мои концерты, и всякий раз говорил, что у меня голос оперного певца. Хотя, на тот момент мне было еще до этого далеко. Он всегда был щедрый на комплименты и похвалу. Хоть, в актерской среде бытует мнение, что баритоны друг друга не любят. Это не правда. Я честно могу признаться, что был влюблен в Юру. Кстати, сам себя он считал не столько оперным, сколько эстрадным певцом.

БЫЛО ДЕЛО

 

Гримерка № 11 В Донецком театре оперы и балета Юрий Гуляев готовился к спектаклям в гримерке № 11. Сегодня она так же, как и в то время закреплена за баритонами. В своих кругах она считается престижной. Когда приезжают именитые артисты, их размещают именно там. И всегда это сопровождается фразой: «Отведем вас в гости к Юрию Гуляеву». Несколько лет назад администрация театра обещала в этом помещении установить таблицу с памятной надписью, но до этого дело так и не дошло.

 


Войдите, чтобы оставить комментарий