«А мы идем железной лавою…»

Эти слова из шахтерского марша наиболее полно соответствуют деятельности государственного предприятия «Донецкий научно-исследовательский, проектно-конструкторский и экспериментальный институт комплексной механизации шахт «Донгипроуглемаш», являющегося базовым институтом Украины и одним из крупнейших в мире по созданию техники для подземной добычи угля.

Они восстановили угольную мощь Донбасса

  История института ведет свое начало с момента создания в октябре 
  1943 года Донецкого филиала Государственной союзной экспериментально-конструкторской 
  конторы угольного машиностроения «Углемашпроект» (с 1945 года — 
  «Гипроуглемаш»).

  В суровое время, сразу после освобождения Донбасса от фашистских 
  захватчиков, для восстановления разрушенного оборудования шахт из 
  проектных организаций, заводов и угольных комбинатов всей страны 
  в Сталино были направлены 140 инженерно-технических работников, 
  которые и стали первыми сотрудниками института. Сразу начался прием 
  на работу специалистов, возвращающихся из эвакуации и демобилизованных 
  из армии. Сюда же была направлена большая группа студентов старших 
  курсов Донецкого индустриального института, находившегося в эвакуации 
  в г. Прокопьевск (Кузбасс). Некоторым из этих студентов предстояло 
  в будущем сыграть значительную роль в истории «Донгипроуглемаша» 
  (С. Арутюнян, К. Коган, К. Люблинский, В. Андрюхин, К. Бочаров и 
  др.). 

  На небольшой коллектив института легла вся огромная работа по проектированию, 
  а совместно с заводами и угольными комбинатами — и по восстановлению 
  оборудования шахт, в первую очередь — стационарного оборудования: 
  подъемных установок, вентиляторов, компрессоров.

  Несмотря на тяжелейшие условия работы, только за два месяца было 
  обследовано и установлено состояние оборудования на 330 основных 
  шахтах Донбасса. Всего было обследовано и задефектировано 2080 единиц 
  крупного стационарного оборудования и около 14000 единиц электрооборудования. 
  Исправных и годных к немедленной эксплуатации машин на местных шахтах 
  не оказалось. Благодаря самоотверженной работе коллектива конструкторов 
  совместно с заводчанами и горняками уже к концу войны было восстановлено 
  400 подъемных машин, вентиляторов главного проветривания, крупных 
  компрессоров и насосов.

  Работа по восстановлению стационарного оборудования шахт Донбасса 
  по широте творческой мысли, разносторонности технических решений 
  и грандиозности масштабов не имеет прецедентов в истории мировой 
  горной техники.

  Одновременно с восстановлением шахтного оборудования решалась сложнейшая 
  задача по откачке воды из затопленных угольных предприятий. Всего 
  за полтора года из шахт было откачано более 200 миллионов кубометров 
  воды. Опыта такой масштабной работы не было ни у одной страны мира.

  Самоотверженный труд более 40 сотрудников института в период восстановления 
  шахт Донбасса отмечен высокими правительственными наградами, а М. 
  Бреславский, Л. Раевский, Л. Шахмейстер за разработку и внедрение 
  передовых методов откачки воды из затопленных шахт были удостоены 
  звания лауреатов Государственной премии СССР.

  С 1945 года в институте начали создавать машины для угольной промышленности 
  и уже в 1949 году создание новой техники занимало 95 процентов всего 
  объема работ.

  Проблема создания угледобывающих комбайнов для весьма сложных горно-геологических 
  условий шахт в Советском Союзе была весьма актуальной. Эту задачу 
  надо было решить в самый короткий срок, ведь производительность 
  труда рабочего по добыче в 1945 году составляла всего 14,6 тонны 
  в месяц и была в 1,8 раза ниже, чем в довоенном 1940 году.

  Коллектив конструкторов «Донгипроуглемаша» создал принципиально 
  новый угледобывающий комбайн и к середине 1948 года на Горловском 
  ма-шиностроительном заводе им. С.М. Ки-рова был изготовлен опытный 
  образец «Донбасса-1», предназначенного для работы в пологих пластах 
  мощностью от 0,8 до 1,5 метра.

Угольный комбайн «Донбасс»Угольный комбайн «Донбасс»

  Благодаря коллективным усилиям конструкторов института и горняков-механизаторов, 
  угольная промышленность СССР первой в мире перешла к массовому применению 
  угледобывающих комбайнов. Разработанный институтом комбайн «Донбасс» 
  начал серийно выпускаться в 1949 году, а его создатели А. Сукач, 
  С. Арутюнян, В. Хорин, А. Башков и другие удостоены Государственной 
  премии 1950 года. «Донбасс» был награжден Золотой медалью на Всемирной 
  выставке 1958 года в Брюсселе, дипломом II степени на Парижской 
  ярмарке 1960 года. Всего было выпущено более двух тысяч комбайнов 
  «Донбасс», которыми на украинских шахтах добыто 900 миллионов тонн 
  угля. Применение этих машин позволило существенно повысить нагрузку 
  на лаву и производительность труда шахтеров. 

  Комбайн осваивался угольными бассейнами многих стран, в том числе 
  Венгрии, Польши, Чехословакии, КНР, Индонезии. Создание и широкое 
  внедрение «Донбасса» имели важное историческое значение — в промышленных 
  масштабах была разрешена сложная техническая проблема механизации 
  основных процессов добычи угля (зарубки, отбойки и навалки).

Надежная крепь — основа «железной» лавы

  Во второй половине 50-х годов ХХ века перед конструкторами угольной
  промышленности была поставлена задача по усилению работ в области
  создания и внедрения новой техники для комплексной механизации добычи
  угля. Применительно к очистным участкам было необходимо ликвидировать
  колоссальные объемы ручных работ по креплению рабочего пространства
  лав, переложив эту задачу на специальную технику — гидравлические
  механизированные крепи.

  Этот новый вид горной техники должен был не только удерживать толщу
  горных пород в несколько сотен метров, но и надежно защищать шахтеров
  и технику, работающих в лаве. Особенно сложной — из-за ограниченности
  пространства — была задача создания механизированных крепей для
  отработки тонких пластов мощностью 0,8 — 1,2 метра.

  «Донгипроуглемаш» разработал первый опытный образец крепи МК-97
  (главный конструктор С. Алексейчук), который успешно прошел испытания
  на шахте «Пролетарская Глубокая» в Донецком бассейне.

  Модернизированная крепь МК-97 начала серийно выпускаться на Каменском
  машиностроительном заводе. Только за первые десять лет было выпущено
  1003 лавокомплекта этих крепей, а всего — более двух тысяч лавокомплектов.
  Комплексы МК-97 эффективно применялись на тонких пластах, повысив
  в два раза производительность труда рабочих очистного забоя. Так
  появились очистные механизированные комплексы, позволившие осуществить
  переход к «железным» лавам на тонких пластах Донбасса.

  Эстафета «железных» лав института была продолжена очистным комплексом
  «Донбасс» (главный конструктор А. Христенко). Входящая в состав
  комплекса крепь «Донбасс» состояла из шестистоечных секций и обладала
  большой устойчивостью, обеспечивала хорошую приспосабливаемость
  к кровле пласта благодаря шарнирному перекрытию. Опытный образец
  крепи был изготовлен на экспериментальном заводе «Донгипроуглемаша»,
  успешно прошел испытания и с 1967 года на Дружковском машзаводе
  началось серийное производство крепей «Донбасс», выпуск которых
  превысил 500 лавокомплектов.

  Важными вехами в истории угольной промышленности СССР в 70—80-е
  годы явилось создание щитовых агрегатов АЩ (главный конструктор
  Г. Васильев), АНЩ (главный конструктор К. Дьяченко) для разработки
  крутых и крутонаклонных пластов, отличающихся сложными горно-геологическими
  условиями, и механизированных комплексов МКД80 (главный конструктор
  А. Архипчик) для отработки тонких пологих и наклонных пластов.

Проходческий комплекс «Союз – 19»Проходческий комплекс «Союз – 19»

  Применение щитовых агрегатов, не имеющих аналогов в отечественном
  и зарубежном машиностроении, позволило повысить безопасность труда
  горняков и улучшить условия работы за счет сокращения в 3-4 раза
  объема ручных работ, повысить в 1,5-2 раза производительность труда
  рабочих по сравнению с комбайновой выемкой в аналогичных условиях,
  сократить в 2-3 раза расход лесоматериалов. Щитовые агрегаты экспортировались
  в Испанию, Турцию, Китай, Румынию… На сегодня изготовлено более
  500 таких щитовых агрегатов.

  В 1994 году работы по созданию щитовых агрегатов для комплексной
  механизации выемки угля на крутых пластах были отмечены Государственной
  премией Украины — ее лауреатами стали В. Косарев, Г. Андреев, Г.
  Васильев, К. Дьяченко.

  Комплекс МКД80 для отработки тонких пластов был первым в СССР, базовой
  частью которого являлась щитовая механизированная крепь. Лицензия
  на комбайн КА80, входивший в состав мехкомплекса, была продана фирме
  «Айкхофф» (Германия). Механизированные комплексы МКД80 и на сегодняшний
  день остаются одними из самых массовых в угольной промышленности
  нашей страны, которыми добыто уже более 260 млн тонн угля.

  В начале 90-х годов «Донгипроуглемаш» разработал механизированные
  комплексы на базе щитовых крепей КД90, серийное производство которых
  освоено на Дружковском (Украина) и Каменском (Россия) машзаводах.
  Впервые в нашей стране были разработаны механизированные крепи для
  отработки пологопадающих пластов мощностью 0,8-2,7 метра, высокоэффективные
  в широком спектре горно-геологических условий, включая наиболее
  сложные. Срок их службы в 3-4 раза выше, чем у заменяемых крепей
  устаревших конструкций. Из лав, оснащенных комплексами МКД90, парк
  которых в настоящее время превысил 150 единиц, добывается более
  50 процентов добычи угля из комплексно механизированных забоев,
  а, учитывая снижение в 3-5 раз объемов тяжелого физического труда,
  шахтеры по праву называют их «холодными» лавами.

  В 2000 году за разработку, освоение серийного производства и внедрение
  высокоэффективных щитовых крепей КД80 и КД90 Государственная премия
  Украины присвоена группе сотрудников института: А. Лаптеву, А. Гайсиновичу,
  А. Архипчику, Ю. Пушнову, Г. Власовичу.

  За последние пять лет институтом «Донгипроуглемаш» был создан ряд
  щитовых двухстоечных механизированных крепей ДМ, КДД, ДТ, которые
  по своим конструктивным решениям и техническим характеристикам не
  имеют аналогов в мировой практике. Их конструкции разработаны с
  проведением прочностных расчётов методом компьютерного моделирования,
  изготовлены из высокопрочных сталей, максимально адаптированы к
  условиям украинских шахт.

  Анализ работы угольной промышленности Украины показывает: за последние
  десять лет, несмотря на сокращение числа очистных забоев в 2,9 раза
  и численности рабочих в 2 раза, в основном, за счёт технического
  переоснащения угольных предприятий современными очистными комплексами
  конструкции «Донгипроуглемаша», объём добычи угля не уменьшался.
  Он обеспечивался в среднем на уровне 80 миллионов тонн благодаря
  росту нагрузок на комплексно-механизированные очистные забои. По
  данным отраслевой статистики, ввод в эксплуатацию пяти комплексов
  с современными крепями дает годовой прирост добычи угля не менее
  одного миллиона тонн.

Высокий полет конструкторской мысли

  За более чем шестидесятилетний период активной деятельности в институте 
  сформированы уникальные научная и конструкторская школы с широким 
  спектром специализации. Сегодня она включает в себя следующие основные 
  направления по видам горно-шахтного оборудования: средства комплексной 
  механизации добычных работ; средства механизации подготовительных 
  работ; оборудование подземного транспорта; шахтные вентиляторы; 
  оборудование шахтного подъема; гидрооборудование; средства автоматизации 
  и электропривод горных машин. По каждому из этих направлений в институте 
  работают специализированные научные и конструкторские подразделения, 
  укомплектованные квалифицированными специалистами.

  Трудно перечислить все машины, разработанные специалистами «Донгипроуглемаша». 
  Вот только наиболее крупные, оставившие заметный след в истории 
  угольной промышленности СССР и Украины: 

  · очистные комбайны «Горняк» (главный конструктор В. Хорин), 
  УКР (главный конструктор В. Распопов), комбайн удостоен диплома 
  Лейпцигской ярмарки 1965 года, МК-67 (главный конструктор А. Лаптев), 
  КА80 (главный конструктор А. Козлов), врубо-навалочный комплекс 
  ВНК-1 (главный конструктор И. Винников). За создание и внедрение 
  комбайнов «Темп» и «Комсомолец» группа конструкторов «Донгипроуглемаша» 
  (С. Арутюнян, А. Башков, К. Дьяченко, Г. Литвинов, В. Распопов, 
  А. Сукач) в 1964 году были удостоены звания лауреатов Ленинской 
  премии. Эта же работа на международной выставке в Лейп-циге (ГДР) 
  была награждена большой золотой медалью «Гран-при»;

  · проходческий комплекс «Союз-19» (главный конструктор А. Левин) 
  для проведения шахтных магистральных выработок в крепких породах, 
  породопроходческий комбайн ТОР72 (главный конструктор В. Васильченко), 
  нарезной комплекс КН78 (главный конструктор К. Боенко), гезенкопроходческая 
  машина «Стрела-77» для безлюдного проведения восстающих выработок 
  по крепким породам (Государственная премия СССР 1985 года, лауреаты 
  — А. Лаптев, В. Липкович, И. Попенко, И.Тамарин);

  · пневмозакладочный комплекс «Титан-1», промышленное применение 
  этих комплексов позволило оставить под землей миллионы тонн породы 
  (премия Совета Министров СССР 1985 года, лауреаты — С. Ицкович, 
  Л. Костюкова, Н. Бужин, А. Ткаченко, В. Васильев, М. Река);

  · центробежные вентиляторы ВЦД47 «Север» (Государственной премией 
  СССР 1981 года награждены В. Ковалевская, К. Пастернак, К. Бочаров, 
  С.Иванов, Ю. Раскин) и вентиляторы местного проветривания типа ВМ 
  (главный конструктор С. Иванов). На конструкции вентиляторов продано 
  пять лицензий в Швецию и Германию;

  · парашюты с тормозными канатами, обеспечивающими безопасность шахтного 
  подъема (работа сотрудников института Г. Лысака, А. Петракова, К. 
  Уськова была удостоена Государственной премии 1950 года). 

  Сегодня в институте «Донгипроуглемаш» работает сплоченный и дружный 
  коллектив из 360 человек, в т.ч. — 250 научных работников и конструкторов 
  высшей квалификации.

  Разработки института защищены более чем 2000 авторских свидетельств 
  и патентов Украины и России на изобретения и полезные модели. За 
  создание и внедрение передовой техники получено 14 Ленинских и Государственных 
  премий СССР и Украины, звания лауреатов удостоены 42 специалиста 
  института.

  Проектирование и исследование горно-шахтного оборудования нового 
  технического уровня в «Донгипроуглемаше» происходит с применением 
  самых прогрессивных методов конструирования машин. В институте создана 
  и работает локальная компьютерная сеть современного уровня на 250 
  рабочих мест. Приобретена и эффективно эксплуатируется компьютерная 
  машинная станция с уникальными программными комплексами для исследований 
  прочности и долговечности деталей и узлов горных машин на стадии 
  проектирования. Лабораторная база института оснащена современными 
  стендами, измерительной и диагностической аппаратурой, в т.ч. многоканальными 
  анализаторами австрийского производства, которые позволяют одновременно 
  регистрировать 25 параметров работающего оборудования в заводских 
  и шахтных условиях.

  Тесное творческое сотрудничество практически со всеми заводами угольного 
  машиностроения Украины, с большинством угледобывающих производственных 
  объединений, холдинговых компаний, шахт, а также институтов отрасли 
  является залогом успехов коллектива «Донгипроуглемаша» в оснащении 
  угольной промышленности современным горно-шахтным оборудованием.

  Сегодня «Донгипроуглемаш» имеет общегосударственное значение как 
  объект, обеспечивающий энергетическую независимость Украины. По 
  разработкам института выпускается свыше 75 процентов объемов горно-шахтного 
  оборудования, предназначенного для отечественной угольной промышленности. 
  Более 90 процентов угля в стране добывается очистными комплексами 
  и агрегатами, созданными учеными и конструкторами «Донгипроуглемаша». 
  Сконструированная в институте техника обеспечивает механизацию технологических 
  процессов на большинстве шахт Украины, а также России, Казахстана, 
  Беларуси.

В настоящее время «Донгипроуглемашем» создается и внедряется новое 
  поколение очистного, проходческого и транспортного оборудования, 
  отвечающего современным требованиям по производительности, безопасности, 
  эргономике, надежности, расчетный ресурс которого составляет 15-40 
  тысяч часов, то есть минимум в 2,5-3 раза выше, чем у заменяемых 
  аналогов. За последние семь лет в институте создано более 70 наименований 
  горно-шахтного оборудования современного технического уровня, успешно 
  работающего на угольных предприятиях. Это оборудование должно стать 
  базой для технического переоснащения шахт Украины на ближайшие 5-10 
  лет.



  • (will not be published)

Подписаться на комментарии