Енакиев Федор Егорович<br />(1852-1915)»>Енакиев Федор Егорович<br />(1852-1915)<br />http://enakievo.net</p>
<p><span id=Среди плеяды предпринимателей конца XIX в. особую роль сыграли выходцы из дворянского сословия: они не располагали как правило, значительным денежным состоянием, но благодаря своему интеллектуальному уровню и знаниям сумели занять достойное место среди предпринимательской элиты Донбасса. К их числу относится и Федор Егорович Енакиев (1852-1915).

Будущий донецкий промышленник родился 11 января 1852 г. в семье потомственных дворян: отец, Егор Васильевич Енакиев, майор жандармского управления, был выходцем из Херсонской губернии и служил начальником Динаурского участка жандармс-ко-полицейского управления Петербургско-Варшавской железной дороги. За государственную службу был награжден орденами Святого Станислава II и III степеней, серебряной медалью короля Пруссии и многими другими наградами. Мать, Косовская Михалина Антоновна, была дочерью коллежского ассесора [1].

Федор рос старшим в большой и дружной семье, где, кроме него, было еще семеро детей. После успешного получения среднего образования на семейном совете юноша объявил о том, что станет поступать в Институт инженеров путей сообщения. В тот период в России начался бум железнодорожного частного строительства, так называемая «концессионная горячка», которая дала толчок стремительному развитию транспортной отрасли.

Окончив в 1876 г. институт, Ф. Енакиев вместе с институтским дипломом и званием гражданского инженера получает право на чин коллежского секретаря в случае «вступления в государственную службу» [2]. Способный молодой специалист-путеец неуклонно продвигается по служебной лестнице и за тридцать лет вырастает от коллежского секретаря до статского советника. Свою трудовую биографию он начал на Николаевской железной дороге, потом переходит в Главное общество Российских железных дорог, где работает в Главном комитете для сбора пожертвований в пользу детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, [3] а затем — в Общество Балтийской Железной дороги.

Разноплановая деятельность, которой пришлось заниматься ф. Енакиеву, дала ему возможность не только детально изучить железнодорожное хозяйство, но и наработать влиятельные связи среди отечественных и зарубежных бизнесменов. В 1886 г. он входит в состав правления Общества Балтийской железной дороги, а затем избирается директором этой организации, работая в этой должности до 1893 г.

Удачно складывается и его семейная жизнь. В 1885 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 33 лет в церкви Святого Благоверного Князя Александра Невского он венчается с дочерью тайного советника Анной Винберг. Счастливый брак дал им пятеро детей: трех сыновей и двух дочерей. В полной мере раскрывается и предпринимательский талант Ф. Енакиева.

В ту пору российское правительство с целью подъема сельскохозяйственного производства начинает стимулировать элеваторное дело, считая, что его развитие даст значительный экономический эффект и поднимет хлебную торговлю. Видя перспективность развития этого направления, Ф. Енакиев с 1889 и по 1901 гг. становится членом Петербургского элеваторного акционерного общества, параллельно продолжая работу в области железнодорожного бизнеса [4].

В начале 90-х гг. он учреждает Общество подъездных железнодорожных путей и активно берется за его организацию. Однако и этого ему оказывается мало. Именно на то время приходится активизация иностранного капитала на промышленном рынке России. Инвестиции вкладываются как в акционерные общества, учрежденные за границей, но имевшие свои предприятия в России, так и в «родные», российские акции и облигации, которые котировались достаточно высоко на зарубежных биржах. Из общей суммы (примерно 2 млрд. руб. таких капиталовложений) около 1,5 млрд. приходилось на промышленность, 0,3 млрд. — на кредитные, страховые и торговые предприятия, 0,2 млрд. — на городскую недвижимость и строительство. При этом более половины иностранных инвестиций в промышленности прихолилось на горное дело, около четверти — на металлообработку, свыше десятой части — на текстильное производство.

Иностранные вложения в такие предприятия приходили из Франции (на 1/3), Великобритании (на 1/4), Германии (на 1/5) и Бельгии (на 1/7). Используя наработанные связи и возникшие возможности, Ф. Енакиев выдвигает идею создания Русско-бельгийского общества для организации металлургического предприятия в Донбассе. При этом он исходил из успешного опыта работы юзовского «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства», развернутого англичанином Дж. Юзом.

Обосновав свои идеи и изучив возможности строительства металлургического завода в Донецком крае, Ф. Енакиев начинает искать сторонников и финансы для реализации этого проекта. В конечном итоге его идею поддерживают инженер Б. А. Яловецкий и бельгийские предприниматели Октав Неф-Орбан и Оскар Бие. Ф. Енакиев садится за разработку устава Русско-Бельгийского общества и 28 ноября 1894 г. подает его на рассмотрение Министерства финансов, которое весной 1895 г. представило его на утверждение Комитета министров. Кроме этого он направляет прошение Министру путей с просьбой предоставления правительственных заказов, в котором пишет: «Имею честь доложить Вашему Высокопревосходительству, что мы решились образовать в России Металлургическое предприятие. С этой целью означенные лица вошли в предварительное соглашение с одним из крупных землевладельцев в Донецком бассейне на покупку принадлежащих ему земель, изобилующих минеральными богатствами, каменным углем и железною рудою, и заключили условия с первоклассными кредитными учреждениями относительно реализации весьма значительного акционерного капитала. Техническая сторона предприятия обставлена таким образом, что рядом с лучшими русскими специалистами Общество будет пользоваться сотрудничеством упомянутых выше бельгийских заводов в области металлургического производства и постройки подвижного состава. С финансовой стороны за русскими капиталами оставлено преобладающее значение в развитии всего дела… к началу 1897 г. заводы НОВОГО общества могут быть вполне закончены и пущены в действие для изготовления рельс, скреплений и других принадлежностей пути и подвижного состава железных дорог» [5].

Высказывая свое мнение по поводу утверждения этого документа, министр финансов С. Ю. Витте в своем заключении писал: «Увеличение производства железа, стали и изделий из них, а равно расширение машиностроения приобретает особенно важное значение в настоящее время ввиду неотложной необходимости удовлетворения потребностей строящейся Великой Сибирской дороги, а также ввиду предпринятой постройки линии от Вологды до Архангельска и предложенного постепенного сооружения сети местных железных дорог удешевленного типа… Поэтому всякий почин со стороны частных лиц в деле развития нашей металлургической, машинно-кораблестроительной промышленности представлялся бы заслуживающим поощрения. Но рассчитывать на учреждение в этой области содействия отечественных капиталов едва ли ныне представляется возможным как ввиду недостаточности у нас свободных капиталов, так и, в особенности, вследствие слабого проявления со стороны русских капиталистов склонности к направлению предприимчивости на металлургическое производство… Полагал бы разрешить инженерам: титулярному советнику Ф. Е. Енакиеву, надворному советнику Б. А. Яловецкому и бельгийским подданным Октаву Неф-Орбана и Оскару Бие учредить на основании прилагаемого при сем проекта устава акционерное общество под названием Русско-Бельгийское металлургическое общество» [6].

Рассмотрев представленный устав, правительство 2 июня 1895 г. утверждает его, а 19 июня в С— Петербурге состоялось собрание акционеров и выборы правления [7].

К началу работ по строительству предприятия основной капитал общества составил 8 млн. руб. (уставный — 20 млн. руб.). 25 января 1897 г. был произведен выпуск акций на 2 млн. руб. — 8 тыс. акций по 250 руб.; 23 марта 1900 г. — на 5 млн. руб. — 2000 акций по 250 руб.; 2 августа 1911 г. — на 5 млн. руб. — 20000 акций по 250 руб. [8].

С этого времени начинается активная деятельность Ф. Енакиева в Донбассе. Изучив возможные варианты по строительству завода, он останавливается на селении Софиевка, расположенном возле речки Садки. Обосновывая перед компаньонами свой выбор, приводит следующие аргументы. Во-первых, здесь уже действовал до начала 1868 г. опытный чугуноплавильный завод, названный в честь Петра I Петровским. Во-вторых, имелись рабочие кадры, получившие определенную квалификацию на ранее действовавшем заводе. И, в-третьих, имелся перспективный рынок сбыта продукции в связи с активизацией железнодорожного строительства и переоснащением Военно-морского Черноморского флота.

В итоге Ф. Енакиев добивается того, что в 1895 г. в трех километрах от старого завода, на землях, приобретенных Русско-Бельгийским обществом у князя Долгорукого, началось сооружение нового металлургического завода, получившего то же название — Петровский [9].

Строительство продолжалось почти два года и потребовало от начинающего донецкого промышленника напряженной и кропотливой работы — по подбору специалистов и рабочих кадров, отработке технологических циклов, закупкам и транспортировке необходимых механизмов и материалов. Напряженная работа не пропала даром: 27 ноября 1897 г. была задута первая доменная печь и получены первые пуды металла.

В приемочном акте государственной комиссии отмечалось: «Завод состоит из двух доменных печей с суточной производительностью 18000 пудов чугуна, с плавкой на криворожских и местных рудах, 120 коксовых батарей, двух конверторов проектной мощностью 36000 пудов стали, двух угольных шахт, рельсопрокатного отделения, бессемеровского и мартеновского цехов» [10].

Одновременно с заводом были построены каменноугольные рудники: Веровский, Нарьевский, Бунге. Рядом с предприятиями росли рабочие поселки, которые вбирали в себя как местных жителей, так и пришедших на заработки людей из различных регионов Украины и России.
Ф. Енакиев большое внимание уделял развитию социальной инфраструктуры заводских поселков. Отмечая его заслуги в этом направлении, Бахмутское уездное и Екатеринославское губернское земские собрания в 1898 г. приняли решение местность, где были расположены Петровский завод, рудники и поселки Русско-Бельгийского металлургического общества, назвать именем его основателя — Енакиево [11]. Аналогичное название получила и железнодорожная станция. К 1916 г. здесь проживало 16 тысяч человек. В центре Енакиево стояли две каменные церкви, молитвенный дом, костел, синагога, 4 двухэтажных и 20 одноэтажных домов для бельгийских специалистов и предпринимателей, 2 гостиницы, почта, столовая. Была построена заводская больница, где в 1912 г. работало 3 врача и 3 фельдшера, обслуживающие 185 коек.

Жители могли провести свой досуг в «Народном доме», кинематографе «Иллюзия», клубе работников металлургического завода, библиотеке потребительского товарищества. Дети работников Русско-Бельгийского общества учились в четырехклассной местной и заводской школах, трехклассной церковноприходской и двухклассной школах Товарищества помощи бедным евреям.

Завод постепенно расширялся и набирал силу. К 1899 г. здесь работало уже 2665 человек. В 1900 г. задувается третья домна и начинает действовать 20-тонная мартеновская печь. В последующие четыре года, благодаря постоянным усилиям Ф. Енакиева, вступают в строй еще две мартеновские печи и мелкосортньш стан «360». Енакиевский завод становится одним из крупнейших на юге страны, работая в основном по государственным заказам, производя рельсы для новых железных дорог.

Но неугомонная натура Ф. Енакиева требует новых дел. В промежутках между напряженной работой по руководству заводом он разрабатывает проект железнодорожной линии Штеровка — Мариуполь, тем самым, открыв дорогу углю Луганщины на рынки сбыта страны [12].

В 1901 г. совместно с рядом предпринимателей он учреждает Русско-Персидское общество для эксплуатации медных, серебро-свинцовых рудников Персии, которое начинает успешно вести дела в этой восточной стране. Деятельность общества была высоко оценена персидским правительством, в результате чего Ф- Енакиев из рук шаха Персии получает одну из высших наград страны — «Орден Льва и Солнца» второй степени с красной лентой [13].

В этот период в угольной промышленности региона складывается сложная обстановка, связанная с проблемой диспропорции между спросом на уголь и его предложением. Чтобы выйти из этой ситуации, ряд промышленников предложили создать синдикат «Продуголь». Однако решение этого вопроса затягивалось на правительственном уровне. К лоббированию этого проекта подключается Ф. Енакиев. По просьбе известного промышленника Н. С. Авдакова он пишет письмо в Министерство финансов, в котором он прямо заявляет, что «Скорейшее утверждение означенного устава (синдиката «Продуголь») является необходимым условием осуществления столь желанного для огромного большинства углепромышленников синдиката». В определенной степени это способствовало положительному решению данного вопроса, и 25 февраля 1906 г. состоялось учредительное собрание этой новой организации [14].

В мае 1905 г., когда в стране происходили известные революционные события, Ф. Енакиев вместе с другими известными представителями бизнеса избирается в специальное бюро, которому поручается срочно разработать «программу политико-экономических пожеланий, которые по возможности удовлетворяли бы потребностям промышленности и торговли». Подготовленный документ, названный «Политическая и экономическая программа русских торговцев и промышленников», был вынесен на обсуждение «собрания промышленников» Петербурга 25 июня 1905 г. В нем заявлялось, что «торговля и промышленность могут существовать и развиваться только при спокойной и закономерной государственной жизни», при этом признается «необходимым и неизбежным планомерное покровительство всем отраслям народного труда» и необходимость «децентрализации государственной власти» с тем, чтобы предоставить больше прав местным организациям и учреждениям [15].

Енакиево. Бахмутский уезд. Общий вид Петровских заводов. Начало XX векаЕнакиево. Бахмутский уезд. Общий вид Петровских заводов. Начало XX века

Современники отмечают Ф. Енакиева как человека высокообразованного, «американского склада действий», недюжинного ума, сочетавшего в себе не только живость общения, но и деловую осторожность [16]. В мае 1900 г. он получает подтверждение статуса потомственного дворянства. В соответствующем документе по этому поводу говорится: «По указу Его Императорского Величества, Правительствующий Сенат слушали: записку из дела по прошению Коллежского ассесора Федора Егоровича Енакиева о признании его с женою и детьми в потомственном дворянстве и о выдаче ему в том свидетельства, копии… Приказали: Усматривая из представленных документов, что Егор Васильев Енакиев состоял на службе, 21 октября 1839 г. был произведен в прапорщики каковым чином, в силу 19 ст. I. IX. Зак. Сост. изд. 1842 г. и приобрел потомственное дворянство, и что от него, Енакиева, уволенного от службы Майором в 1868 г. а жены его, Михалины Антоновой, родился сын Федор, ныне коллежский Ассесор, Инженер Путей Сообщения, и от сего и жены его Анны Федоровой — дети: Федор, Георгий, Елизавета и Борис, Правительствующий Сенат, на основании приведенного закона, а также ст. 39,44,62,263,275 того же I. IX. изд. 1879 г. определяет: при-Знать Коллежского Ассесора Федора Егоровича Енакиева с поименованными женою и детьми его в потомственном дворянстве, с правом на внесения во вторую часть дворянской родословной книги, и выдать ему свидетельство на это достоинство, копию с настоящего определения и по Высочайшему утверждении герба его, копию с него, о чем для объявления просителю и вручению ему документов» [17]. Он пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди предпринимателей, избирается руководителем и членом правления 6 различного рода коммерческих и промышленных структур, среди которых Общество Северо-Донецкой железной дороги, Русско-Бельгийское металлургическое общество, Русское паровозостроительное и механическое общество, Компания С-Петербургского металлического завода и другие [18].
Федор Егорович Енакиев внезапно умер в ночь на 29 января 1915 г. в одном из санаториев под Москвой. В некрологе, помещенном в журнале «Горнозаводское дело» № 5 за 1915 г., говорилось о том, что он «вечно носился с проектами широкого размаха, а доброта и отзывчивость оставили светлое воспоминание У тех, кто его знал» [19].

На память Донбассу он оставил целый город, который и ныне успешно выплавляет металл и гордо носит имя своего создателя.

    Литература:

  1. Гришина Н. Основателю города — 150 лет // Енакиевский рабочий.— 2002.— 12 января.— С. 5; Давший имя городу// Встреча.- 1993.- № 5.- С. 3.
  2. Давший имя городу // Встреча.— 1993.— № 5.— С. 3.
  3. Граду начало положивший // Донбасс православный.— 2002.- Январь-февраль.— № 1 (49).— С. 9.
  4. Гришина Н. Основателю города — 150 лет // Енакиевский рабочий.— 2002.— 12 января.— С. 5.
  5. Н. Заря. Где быть памятнику Федору Енакиеву // Енакиевский рабочий.— 1999.— 23 октября.— С. 2
  6. Енакиевский металлургический завод: Очерки.— Донецк: Донбасс, 1973.- С. 13.
  7. Дворянин, инженер, предприниматель… // За металл.— 2002.- 12 января.-С. 1.
  8. Енакиевский металлургический завод.— С. 13.
  9. Давший имя городу // Встреча.— 1993.— № 5.— С. 3.
  10. Енакиевский металлургический завод.— С. 14.
  11. Гришина Н. Основателю города — 150 лет // Енакиевский рабочий.— 2002.— 12 января.— С. 5.
  12. Горбунев г. Давший городу имя // За металл.— 1991.— 13 апреля.— С. 3.
  13. Гришина Н. Основателю города — 150 лет // Енакиевский рабочий.— 2002.— 12 января.— С. 5.
  14. Бовыкин В. И. Формирование финансового капитала в России.— М.: Наука, 1984.— С. 202-203.
  15. Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия в 1904—1914 гг.— Л.: Наука, 1987.- С. 79.
  16. Наш город // Встреча.— 1993.- № 5.- С. 1.
  17. Мозговой В. И., Ляшенко В. г. Там, где было Дикое поле…— Донецк: «Кардинал», 2001.— С. 245.
  18. Боханов А. Н. Крупная буржуазия России.— М.: Наука, 1992.— С. 204; Боханов А. Н. Деловая элита России. 1914 г.— М: Б. и., 1994.- С. 139.
  19. Короткой строкой // Встреча.— 1993.— № 5.— С. 1.
    Источник:

  • Нестерцов В.Д., Нестерцова С.М., Щербинина Е.В. Деловая элита Донбасса XIX — начало XX вв.: Монография.— Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2007,—179 с.


Войдите, чтобы оставить комментарий