Горлов Петр Николаевич.<br />1904 г.»>Горлов Петр Николаевич.<br />1904 г.<br />Фото: http://www.info-gorlovka.org.ua</p>
<p><span id=П. Н. Горлов (1839-1915) стоял у истоков зарождения угольной промышленности Донбасса. Именно топ-менеджерам такого уровня принадлежали технические новшества и достижения, которые и легли в основу технико-экономической базы региона.

Промышленная элита Донбасса конца XIX—начала XX вв. активно использовала знания и талант специалистов-профессионалов, которые, имея необходимое техническое образование, не только обслуживали крупный бизнес, но и постепенно занимали достойные места среди предпринимателей региона. Как правило, это были выходцы из высших слоев общества, с успехом закончившие технические вузы Петербурга, Москвы и Киева. Получив бесценный опыт участия в экономическом обустройстве Донецкого края, они с успехом применяли его в различных регионах царской России, Акционерные общества охотно предоставляли руководящие посты таким специалистам. Среди учредителей и директоров многих АО Донбасса, возникших в период промышленного подъема на рубеже веков, встречается много «выходцев» из Министерства путей сообщения, Горного департамента империи. Особое место в этом списке занимает потомственный дворянин, надворный советник Петр Николаевич Горлов, стоявший у истоков зарождения угольной промышленности Донбасса.

Петр Горлов родился 11 (23) мая 1839 г. в семье высокопоставленного сибирского чиновника, председателя Иркутского губернского правления, действительного статского советника Николая Петровича Горлова, человека довольно прогрессивных взглядов. Работая в высших эшелонах власти, Николай Петрович, тем не менее, не был бездушным «винтиком», имел свои взгляды на политическое и экономическое развитие страны. Что, в конце концов, и сказалось на его карьере. В 1828 г. Николай Петрович за самовольное облегчение режима пребывания декабристов в сибирской ссылке под давлением царя Николая I вынужден был подать в отставку. Семья из Иркутска переехала в Подмосковье, где ее глава начал заниматься бизнесом — производством шерстяной пряжи [1].

Детство Петра Горлова в подмосковном Измайлове, как он потом вспоминал, прошло в атмосфере уважения к наукам и литературе, семейного взаимопонимания. Отец часто брал сына с собой на фабрику. Там маленький Петр впервые увидел машины и оборудование, на которых изготавливали пряжу. Эти впечатления оказались самыми сильными. После успешного окончания 1-й Московской гимназии Петр поступил в престижный Петербургский институт Корпуса горных инженеров, который закончил с золотой медалью в 1859 г. Его имя было занесено на почетную Золотую доску [2].

Как один из лучших выпускников, Петр Горлов в 1859 г. был распределен в распоряжение Русского общества пароходства и торговли, где продолжил изучение горного дела. В 1864 г. в качестве младшего помощника инспектора горного промысла на землях Войска Донского он ближе знакомится со специалистами горного промысла, владельцами шахт. И вскоре новая карьерная ступенька — должность и. о. начальника довольно сложного в геологическом отношении II Горного округа. Молодому специалисту доверяют строительство водоотлива на Грушевском руднике. В свободное от строительства время он успевает составить первый горно-геологический атлас Грушевского рудника (с картами залежей пластов угольных месторождений и геологической картой с указанием выходов каменноугольных пластов на поверхность) [3]. Атлас был составлен так профессионально, что заслужил высокую оценку крупного специалиста угольного дела того периода академика г. Гельмерсена и без изменений был включен им в первую пластовую карту угольных месторождений Донбасса.
В этот период на деловом небосводе Донбасса появился один из крупнейших предпринимателей России, финансовый магнат, близкий к императорскому дому Романовых, «железнодорожный король» и российский «Вандербильд» Самуил Поляков. В 1868 г. Поляков получил от царского правительства подряд на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и приехал в Донбасс, чтобы ознакомиться с условиями строительства Азовско-Донецкого участка железной дороги, а главное — подобрать специалистов для строительства магистрали. Одним из первых ему порекомендовали Петра Горлова. Горлов понравился С. Полякову, и тот назначил его руководителем строительства первой крупной железной дороги в Донбассе [4].
Как положено, провели горно-геологические разведывательные работы, составили карту прокладки магистрали и — недалеко от трассы, возле реки Корсунь, — обнаружили богатое угольное месторождение. Как вспоминал позднее П. Н. Горлов в своей книге «История горно-заводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи (1696—1859 гг.)», он внимательно изучил книгу горного специалиста Ле-Пле, изданную им на французском языке в 1843 г. «На приложенной к книге карте нанесены места выходов пластов на поверхность и проведены границы юго-восточной части… Она меня привела к месту, на котором раскинулась Горловка..» [5].

Изучив запасы и качество угля, Горлов решил именно здесь добывать дешевый уголь для паровозного парка будущей железной дороги (не лишним он был и для всей железнодорожной империи Полякова). Две крестьянские шахты, расположенные возле строящейся трассы, были переоборудованы; углублены стволы, построена система конной тяги. К работе привлекли крестьян из соседних слобод — Железной и Никитовки. Добытое сырье Дало возможность полностью обеспечить потребности донецкого участка дороги, а затем стало вывозиться и на продажу. Горлов закончил строительство железной дороги в рекордно короткие сроки — 23 декабря 1869 г. состоялось торжественное открытие Движения поездов по линии Харьков—Славянск—Таганрог. Фактически Донбасс получил первую железнодорожную магистраль, связывающую его с центром России, что открыло донецкому углю выход на общероссийский и зарубежный рынки.

Уже как известный специалист, после успешного завершения строительства железной дороги, Петр Николаевич по приглашению помещика Иловайского уехал в Макеевку, чтобы помочь тому в обустройстве каменноугольного рудника, где под его руководством в 1869—1871 гг. начинает строиться Макеевская угольная копь. Он также занимается горно-геологической разведкой в Таганроге [6]. Но Поляков не хотел отпускать толкового инженера и руководителя. Он прислушался к советам Горлова вкладывать средства не только в строительство железных дорог. В частности, Горлов предлагал построить металлургический завод у реки Корсунь, где уже успешно работали две угольные шахты.

Поляков добился высочайшего указа царя Александра II о выделении 500 десятин земли у реки Корсунь под строительство Азовского рельсового завода и пригласил в 1871 г. П. Горлова возглавить строительство. Пустив в ход связи, магнат выхлопотал в Петербурге перевод Горлова в свое распоряжение. Сохранилось предписание министра финансов генерал-адъютанта Грей-га: «Состоящий по Главному горному управлению горный инженер, надворный советник Горлов командируется в распоряжение коммерции советника Полякова для управления устройством и разработкой двух каменноугольных копей на железных дорогах Курско-Азовской и Воронежско-Ростовской с оставлением по Главному управлению без содержания от казны» [7].

Горлов предложил построить для будущего завода каменноугольный рудник, строительство которого началось в сентябре 1871 г. Корсунская копь (сегодня шахта «Кочегарка») строилась и эксплуатировалась с учетом последних достижений горного дела. Впервые в горной практике Горлов применяет здесь потолочноуступную систему добычи каменного угля, с закладкой выработанного пространства, которая дала возможность начать промышленную разработку крутопадающих пластов, с успехом применяющуюся и сегодня. Оборудованный новейшими механизмами и оборудованием того времени рудник включил в себя все горные выработки ранее реконструированных Горловым шахт и стал одним из крупнейших угольных предприятий Донбасса. Уже в 1879 г. здесь работали более одной тысячи человек, которые добывали свыше 5 млн. пудов каменного угля. Рядом с рудником был построен поселок с соответствующей инфраструктурой и железнодорожная станция, получившие в середине 80-х гг. название Горловка [8].

По инициативе Петра Николаевича строится железнодорожная ветка, соединившая шахты со станцией Корсунь (которая с середины 80-х гг. XIX в. была переименована в станцию Горловка). Журнал «Горное дело» в 1875 г. писал: «Корсунский рудник устроен весьма рационально, прочно и по своим техническим приспособлениям едва ли не должен быть поставлен на первом плане».

Горлов Петр Николаевич.<br />1904 г.<br />Фото: http://info-gorlovka.org.ua»>Горлов Петр Николаевич.<br />1904 г.<br />Фото: http://info-gorlovka.org.ua</p>
<p>Бум в области железнодорожного строительства, освоения природных ресурсов Донбасса требовал увеличения добычи каменного угля. По совету и при активной помощи П. Горлова «железнодорожный король» разработал и утвердил в апреле 1872 г. «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности» с уставным капиталом 1,25 млн. рублей (25 000 акций по 50 руб.). Экономическую основу Общества составил Корсунский рудник, уголь которого по своим характеристикам оказался одним из самых ценных в Донбассе. Стараясь привлечь сюда иностранные инвестиции, С. Поляков по совету своего инженера в 1873 г. выставляет образцы угля с этого рудника на промышленной выставке в Вене.</p>
<p>Общество расширяется: при неизменном техническом руководстве Горлова в 1877 г. закладывается новый рудник Чегарская копь, ведется разведка новых угольных месторождений.<br />
Примечательно, что Горлова беспокоила не только техническая сторона дела, он понимал, что создание самого мощного угледобывающего комплекса в регионе невозможно без соответствующей инфраструктуры. Поэтому участвовал не только в обустройстве рудников и коксового производства, но и в строительстве народной библиотеки, школ, больницы, церквей, питомника Для выращивания декоративных и фруктовых деревьев. Петр Горлов по праву считается отцом училища по подготовке кадров для Развивающейся отрасли, поскольку именно он лоббировал эту идею на собрании акционеров Общества. Ему же и поручили создать это учебное заведение. Согласно уставу, разработанному Горловым, четырехгодичное обучение было платным, в училище по рекомендации влиятельных лиц принимались дети горняков, виновников, священнослужителей. Здание построили за год, вложив 34 500 руб. «Горное училище С. С. Полякова» — первое в Донбассе техническое учебное заведение — торжественно открылось 16 августа 1878 г. Горлов лично подбирал преподавательский состав, участвовал в наборе студентов, подарил училищу около 200 книг. Выпускники училища (штейгеры, машинисты и прочие специалисты) работали практически на всех горных предприятиях региона. С 1881 по 1914 гг. Горловское училище только штейгеров выпустило 1134 человека [9].</p>
<p>Успехи «Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности» были отмечены на всероссийской выставке в 1881 г. высшей наградой — Государственным Гербом, а на промышленной выставке в Одессе в 1884 г. — Золотой медалью. В сопровождающих награды документах отмечалось: «Пример Горловки заслуживает подражания на других копях и заводах».</p>
<p>Петр Николаевич был также одним из пяти инициаторов создания Съезда горнопромышленников Юга России, до конца своих дней — почетным членом совета Съезда [10]. Он много сделал для притока в Донбасс иностранных инвестиций. По его инициативе в 1895 г. бельгийцы построили в Горловке машиностроительный завод.</p>
<p>Удачно складывалась и личная жизнь Петра Николаевича. В августе 1862 г. он женился на дочери французского подданного Софии Петровне Миллер, воспитал семерых детей, щедро одаренных талантами. С конца 1870-х до середины 1880-х гг. П. Н. Горлов проживал в г. Харькове, где становится соучредителем многих акционерных обществ, избирается гласным Городской Думы. По проекту П. Горлова и под его руководством было построено уникальное здание Харьковской биржи. Его плодотворная деятельность на государственной службе заканчивается в 1884 г. выходом на пенсию «с мундиром», однако еще на протяжении 30 лет он продолжает плодотворно трудится.</p>
<p>Трудовая биография этого периода выглядит следующим образом:<br />
В 1885-1892 гг. П. Н. Горлов разрабатывал Тквибульское угольное месторождение на Кавказе.<br />
В 1892-1895 гг. он служил на Уссурийской железной дороге, где по его проекту были остановлены сплавы грунта под железнодорожными насыпями и искусственными сооружениями дороги.</p>
<p>В 1892-1900 гг. занимался разведкой и разработкой открытых им здесь угольных месторождений. Во Владивостоке по инициативе П. Н. Горлова было открыто отделение Императорского русского технического общества, которое он возглавлял до отъезда с Дальнего Востока.</p>
<p>В 1901—1903 гг. Петр Николаевич служил на Среднеазиатской железной дороге. Здесь он занимался проблемами водоснабжения: разрабатывал источники воды, углублял опускные колодцы, ввел очистку воды через пески дна в Чардуже (этим апробированным уже способом он предлагал очищать и воды р. Невы); исследовал провалы поверхности на Оренбург-Ташкентской железной дороге, доказав нецелесообразность строительства обходной дороги и сэкономив тем самым государственные средства; составил «Описание каменноугольных месторождений Туркестанского края», публикует ряд работ, посвященных проблемам угольной отрасли. В настоящее время выявлены 8 из них, которые хранятся в фондах Российской государственной библиотеки [11].</p>
<p>В 1904 г., когда началась русско-японская война, П. Н. Горлов был экстренно приглашен правительством в Маньчжурию, где внес значительный вклад в развитие угольной промышленности этого региона [12].</p>
<p>Заслуги знаменитого инженера «За отлично-усердную службу и особые труды» отмечены орденами Святой Анны и Святого Станислава.</p>
<p>Последние годы жизни Горлов провел в Санкт-Петербурге, работая в департаменте горного дела. Одновременно интересовался вопросами водоснабжения Петербурга пресной водой, изложив результаты своего исследования в научном труде с поэтическим названием «Петербург Невы еще не знает». По поручению совета Съезда горнопромышленников Юга России, начал писать «Историю горнозаводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи», однако завершить труд не успел. Из жизни Петр Николаевич Горлов ушел 20 ноября 1915 г. в возрасте 76 лет [13]. В память о нем остался город, носящий его имя. Именем Горлова также названы два горных перевала. В 1989 г. группа горных туристов, пользуясь правами первопроходцев, назвала его именем перевал на Южном отроге Заалайского хребта Северо-Восточного Памира, а в 1991 г. имя П. Н. Горлова получил хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня [14].</p>
<p class=Памятник основателю города Горловка — Горлову Петру Николаевичу.<br />Горловка 2007 год<br />Фото: http://ura.dn.ua»>Памятник основателю города Горловка — Горлову Петру Николаевичу.<br />Горловка 2007 год<br />Фото: http://ura.dn.ua</p>
<p>В 1999 г. в центре Горловки был установлен памятник основателю города, поклониться которому приезжает из Петербурга внук Петра Николаевича Вадим Петрович Горлов [15].
<ol>Литература:</p>
<li>Муханова В. Отец Петра Горлова // Кочегарка.— 1999.— 27 мая.— С. 3; Савенко Н. П. Н. Горлову — 165 // Вестник Горловки.— 2004.— 26 мая.— С. 2.
<li>Горлов Петр Николаевич. Выдающиеся горные инженеры и специалисты угольной промышленности Украины.— К.: Университетское издательство «Пульсары», 2003.— С.119; Сафонова Н. Он город основал и имя ему дал // Железнодорожник Донбасса.— 2004.— 26 марта.— С. 1.
<li>Муханова В. А. Исследование биографии П. Н. Горлова вконтексте истории развития Донбасса // Генеалогiя горлiвчан (матеріали третьої Мicькoi науково-практичної конференцii).— Горлівка, 2002.— С. 16-20.
<li>По Екатерининской железной дороге. Выпуск 2.— Екатеринослав, 1912.— С. 15, 136.
<li>Горлов П. История горно-заводского дела на территории Донецкого кряжа и вблизи Керчи (1696—1859 гг.).— Харьков: Тип. «Мирный Труд», 1915.— С. 16.<br />
Петр Горлов: далекий и близкий // Кочегарка.— 2003.— 6 сентября.— С. 2.</p>
<li>Малюга М. Ф., Трошкин К. С, Шак А. Ф. Сокровища центрального Донбасса: Очерки.— Донецк.: Донбасс, 1993.— С. 16.
<li>Коломиец Г. Н., Муханова В. А.,. Савенко Н. А. Горловка. Раритеты города (исторические факты).— Донецк.: ООО «Лебедь», 2000.— С. 7; Н. А. Кроликов, (из личного дневника) // Генеалогiя горлiвчан. (матеріали третьої Мicькoi науково-практичної конференцii).— Горлiвка.— 2002.— С. 11—16.
<li>Малюга М. Ф., Трошкин К. С, Шак А. Ф. Сокровища центрального Донбасса: Очерки.— С. 19—20.
<li>Фомин П. И. История съездов горнопромышленников Юга России.— X., 1908.— С. 97-124; Щербшша О. В. Регiональна представницька оргашзацiя з’їзд гiрничопромисловцiв пiвдня Pociї // Проблеми icтopiї України XIX—початку XX ст. Випуск VI.- К.: НАН України, 2003.- С. 85.
<li>Дмитриевский А. Четыре поколения талантов династии Горловых // Что новенького.— 2003.— 17—23 февраля.— С. 2.
<li>Коломиец г. Н., Муханова В. А.,. Савенко Н. А. Горловка. Раритеты города (исторические факты).— С. 8.
<li>Сафонова Н. Он город основал и имя ему дал // Железнодорожник Донбасса.— 2004.— 26 марта.— С. 2.
<li>Коломиец г. Н., Муханова В. А.,. Савенко Н. А. Горловка. Раритеты города (исторические факты).— С. 11.
<li>Нестерцова С, Нестерцов В. Донецкие корни // Галицькi Контракти.- 2004.- № 31.- С. 58-59.
</ol>
<ul>Источник:</p>
<li>Нестерцов В.Д., Нестерцова С.М., Щербинина Е.В. Деловая элита Донбасса XIX — начало XX вв.: Монография.— Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2007,—179 с.
</ul>
<ul>Фото:</p>
<li><a href=http://ura.dn.ua

  • http://www.info-gorlovka.org.ua/

  • Войдите, чтобы оставить комментарий