Василий ГроссманВасилий Гроссман


Первый рассказ Василия Гроссмана «В городе Бердичеве» появился в печати 22 апреля 1934 года в «Литературной газете». Рассказ сразу заметили и читатели и литераторы: было ясно — в литературу вошел новый свежий и сильный талант. Прочитал рассказ и А. М. Горький. Он заинтересовался автором и пригласил его приехать к нему в Горки. В начале мая 1934 года Гроссман посетил Алексея Максимовича. Горький подробно расспросил своего гостя о его жизни, интересах, намерениях. На молодого писателя, по его собственному признанию, беседа с Алексеем Максимовичем произвела неизгладимое впечатление, запомнилась ему навсегда.
В. Гроссман родился 12 декабря 1905 года в Бердичеве, на Украине.

Отец писателя был инженером-химиком, мать — преподавательницей французского языка.
Ребенком, в 1910—1912 годах, он жил с матерью в Швейцарии, в Женеве, учился там в начальной школе. В 1914 году поступил в Киевское реальное училище. Затем после революции переехал в родной город, где вынужден был учиться и одновременно работать,— давал уроки, был пильщиком дров.

Окончив единую трудовую школу, Гроссман поступил в Киевский высший институт народного образования, а в 1923 году перевелся в Московский университет на химическое отделение физико-математического факультета. Но, будучи студентом, он по-прежнему давал уроки, работал воспитателем в трудовой коммуне для беспризорных, ездил с экспедицией в Среднюю Азию.

По окончании университета в 1929 году Гроссман уехал в Донбасс. Здесь он проработал около трех лет в Макеевке и в Сталино, сочетая свою производственную деятельность с научными исследованиями. В 1932 году Гроссман переехал в Москву, работал на карандашной фабрике имени Сакко и Ванцетти.

Даже это весьма сжатое изложение биографии В. Гроссмана до той поры, пока он стал профессиональным литератором, позволяет догадываться о богатом запасе наблюдений и о жизненном опыте, какой он успел приобрести.

Рассказ «В городе Бердичеве» был его первым опубликованным, но не первым созданным художественным произведением. Гораздо раньше, еще в Донбассе, им был написан роман «Глюкауф», посвященный жизни шахтеров. Эта первая книга вначале принесла Гроссману немалые огорчения. Посланный в Профиздат, роман был возвращен с отрицательной рецензией, неутешительный отзыв получен был и от Горького. Все же Гроссман продолжал усиленно работать над своим произведением, и в 1934 году роман был принят для издания в «Московском товариществе писателей».

Ознакомившись с рассказом «В городе Бердичеве», Алексей Максимович захотел обязательно напечатать в альманахе, который он основал и редактировал, какое-нибудь произведение полюбившегося ему писателя. Но у Гроссмана тогда ничего готового не было, кроме романа «Глюкауф». Горький прочел его, на этот раз одобрил и принял к печати. Таким образом, прежде чем появиться в свет отдельной книгой, «Глюкауф» был в том же 1934 году опубликован Горьким в «Годе XVII» (альманах четвертый).

В ближайшие шесть-семь лет Гроссман много писал, щедро черпая темы и образы из богатого источника накопленных наблюдений. В ряде рассказов писателя отразилось пережитое им во время гражданской войны (например, «Четыре дня»), его киевские впечатления, жизнь и работа в Донбассе («Инспектор безопасности»), на карандашной фабрике в Москве («Цейлонский графит»).

В 1936 году писатель начал работу над большим романом «Степан Кольчугин», который стал публиковаться с 1937 года.

Годы, когда шла работа В. Гроссмана над «Степаном Кольчугиным» и одна за другою выходили в свет отдельные части этого романа, были периодом все растущего у писателя интереса и к историческому и к историко-революционному прошлому нашей страны, и особенно к образу передового современника, образу большевика, его внутреннему миру и делам.
В романе «Степан Кольчугин» Василий Гроссман стремится показать, как сложились, как сформировались те вожаки рабочего класса и крестьянства, которые повели за собою народные массы в октябре 1917 года.

Эта тема серьезно занимала Гроссмана. Его будущий герой постепенно обрисовывался перед взором писателя. В одном из рассказов Гроссмана «Ночью» шла речь о студенте математического факультета Кольчугине, будущем ученом, который пока что, кроме занятий в институте, работает ночным сторожем. В прошлом у этого студента «годы работы и гул выстрелов»: он был доменщиком, участвовал в гражданской войне. В другом рассказе «Весна» автор тоже изобразил Кольчугина, на этот раз в один из драматических моментов гражданской войны: он бежит под пулями из петлюровского плена, где его ожидал расстрел. Из слов этого героя видно, что детство и юность он провел в Донбассе, «на чугуне». Конечно, ни тот, ни другой рассказ нельзя считать фрагментом романа. Рассказы эти скорее свидетельствуют о том, как задумывал Гроссман свою тему, как вглядывался в заинтересовавшего его героя.

В «Степане Кольчугине» особенно сильно проявилась способность писателя правдиво и точно воссоздавать историческую обстановку, ушедший в прошлое быт, образ мыслей и языковую стихию самых различных людей, принадлежавших к разным слоям общества. В. Гроссман умеет не только тщательно изучать исторический, документальный, мемуарный материал, но и вживаться в мир своих героев, рисовать их так достоверно, будто он годами был среди них, как будто он сам — один из них. И хотя мы знаем, что писатель принадлежит к другому поколению, мы верим ему. Все события, все люди,— а их множество,— выписаны рукою неторопливого, умного, зрелого художника.

Становление Степана Кольчугина как большевика изображено Василием Гроссманом с необычайной реалистической последовательностью, как естественно развивающийся жизненный путь. В образе Степана нет никакой романтизации и героизации. Он прост, он такой же, как и окружающие его дети других рабочих, ведет одинаковую со своими сверстниками жизнь. На его долю не выпадает каких-либо особых даров судьбы. Нельзя даже сказать, что он решительно выделяется в своей среде силой, умом, мужеством, каким-нибудь талантом. Шаг за шагом Гроссман показывает, как с детских лет вырабатываются у Степана из всего, что он видит вокруг себя, свои нормы поведения. Это зачатки тех принципов и убеждений, которым предстоит в дальнейшем стать осознанными воззрениями.

Советская критика дала роману высокую оценку, увидела в книге широкое полотно дореволюционной жизни рабочих и художественную биографию русского революционного пролетария.

Описание быта рабочих дореволюционной Юзовки — города, где проходило детство главного героя романа «Степан Кольчугин» погружает читателя в те далекие времена, дает ему возможность ощутить быт жителей молодого города. Описание Юзовки не изобилует любимыми в советские времена устрашающими эпитетами. Автор легко и точно показывает картину заводского поселка с ее обитателями. В его словах нет напыщенности и восхваления советского строя и райской жизни жителей СССР. Автор не стремится указать на успехи социалистического государства, как это было модно в те времена, он просто рассказывает историю. И этим роман Гроссмана становится еще интереснее для современного читателя.

    Литература:
  • В. Гроссман. Степан Кольчугин. М. 1963 Послесловие Ф. Левина


Войдите, чтобы оставить комментарий