Студгородок — это комплекс общежитий и учебных корпусов нынешнего Донецкого национального технического университета. Это название известно каждому дончанину и многим тысячам студентов. Студгородок появился в Сталино в начале 30-х годов прошлого столетия. История его строительства довольно сложная и запутанная. О некоторых неизвестных современной публике подробностях создания Студгородка мы попытаемся рассказать в этой статье.

На месте мусорной свалки и возле кладбища

В середине 20-х — начале 30-х годов прошлого столетия Студгородок находился на окраине тогда еще молодого города Сталино. Центральная часть его заканчивалась в районе нынешней площади им. Ленина, т. е. возле 1-й Совбольницы. После того как на высшем государственном уровне было принято решение развивать в важном для страны промышленном центре высшее образование, перед властями города встал вопрос: где же разместить такое большое количество студентов?

Надо было учитывать тот факт, что возле Донецкого горного института (ныне это 1-й и 2-й корпуса ДонНТУ) места было крайне мало. Поэтому было принято решение о создании на окраине Сталино целого Студенческого городка, чтобы в одном месте собрать всех студентов города.

Территорию для строительства отвели на месте старого кладбища и мусорной свалки. Снова ярко подтверждается утверждение, что современный Донецк стоит на человеческих костях. Судите сами.

В протоколе совещания президиума Сталинского горсовета по вопросу отвода площади и строительства Студенческого городка и Химинститута от 26.04.1930 года (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р279, оп. 1, д. 203, л. 38) говорилось: 

«Слушали:

1. Об отводе площади и постройке Студенческого городка (докл. Пугач).
В прениях: Бойко, Троянский, Олимпиев.
а). Признать вполне подходящей для Студенческого городка площадь от русского кладбища по линии к станции Сталино 425 м в ширину и в глубину 300 м, т.е. до 9 линии.
б). Считать необходимым Горсовету отвести под татарское кладбище площадь рядом с отведенной под еврейское и русское кладбище.
в). Считать необходимым, чтобы Горсовет закрытое русское кладбище отвел под парк и немедленно приступил к оборудованию и благоустройству его.
г). Предоставить ДГИ право по согласованию с родственниками перенести с татарского кладбища гробы с трупами на вновь отведенное татарское кладбище.

2. О месте постройки и площади для Химинститута.
…б). Имея в виду перспективы развития института Химического, Горного, Металлургического, Медицинского, ИНО, а также увеличения количества студентов, считать целесообразным забронировать для строительства институтов площадь против Студенческого городка и кладбища.

Председатель Бойко».

В целом это решение горсовета было выполнено. Возле бывшего кладбища на месте современного Свято-Преображенского собора вырос Студгородок. Его здания располагались на месте старого татарского кладбища (современный 11-й корпус ДонНТУ и клуб «Ливерпуль»). А под строительство здания Донецкого металлургического института 8 сентября 1930 года было отведено место «против Алексеевского (зачеркнуто и переправлено на Семеновского. — Прим. автора) кладбища на бывшей свалке в 12 га без права строительства в течение 2-х лет» (ГАДО, Ф-Р279, оп.1, д.240, л.40).Почему два года нельзя было строить? Да потому, что за это время горкомхоз должен был ликвидировать свалку и скотомогильник. Так определилось место для современного 3-го корпуса ДонНТУ.

Кстати, можно сообщить еще один факт, почти не знакомый даже профессиональным донецким историкам: в апреле 1931 года Донецкому металлургическому институту было присвоено имя товарища Строганова. Кем был этот товарищ?

Удалось узнать, что речь идет о Василии Андреевиче Строганове (24.12.1888 г. — 22.04.1938 г.), члене Партии большевиков с 1905 года, ответственном секретаре Сталинского окружкома КП (б) Украины в 1927-1930 годах, а в то время уже втором секретаре ЦК КП (б) Украины. Этот партийный деятель пострадал во время сталинских репрессий. Будучи на должности председателя исполкома Северного краевого комитета (Архангельск), 10 августа 1937 года он был арестован НКВД и как враг народа расстрелян в апреле 1938 года. Реабилитирован в 1955 году.

Студгородок 1957 год. Студенческие общежитияСтудгородок 1957 год. Студенческие общежития

Однако вернемся к Студгородку. При его проектировании и строительстве зодчие столкнулись с рядом трудностей, но старались применить самые модные на то время архитектурные решения.

По харьковскому образцу

Сначала о трудностях, с которыми столкнулись архитекторы. Как оказалось, им пришлось вносить некоторые коррективы в уже выбранное место под строительство учебных корпусов и студенческих общежитий. Виной тому были подземные подработки.

Начальник Донецкого горного округа Носиков в своем письме от 4.03.1930 года в Сталинский горсовет сообщал, что после проведенных геолого-маркшейдерским отделом треста «Сталинуголь» разведок вблизи Семеновского кладбища выяснилось, что в «конечной части северной границы» земельных участков под Химический и Металлургический институты обнаружены подземные выработки на глубине 53 метров от поверхности. Поэтому при застройке этой территории могли возникнуть деформации капитальных зданий от дополнительных нагрузок.

Теперь об архитектурных решениях при строительстве Студгородка. Тогда в Советском Союзе при создании новых социалистических городов часто применяли постройку отдельных Соцгородков. Они проектировались с нуля и были призваны воплотить в себе город будущего, идеальную модель существования пролетариата, где все бытовые задачи вплоть до приготовления еды должны были решаться централизованно.

«Социалистические города… представляют собой законченный организм, продуманный и рассчитанный от начала до конца. Свободное распоряжение земельным фондом, на который нет частной собственности, создает важнейшие предпосылки к целесообразной планировке наших городов. Государственное, а не частное проектирование и строительство жилых комплексов также является гарантией продуманности всего композиционного плана…

Социалистические города строятся с приближением к максимальному комфорту обслуживания населения при условии равенства этого обслуживания и исключения контраста роскоши и бедности», — так описывались принципы создания нового места жительства для советских людей. Такое поселение должно всей своей планировкой обеспечить «наиболее легкую перестройку социалистического быта в коммунистический».

Понятное дело, что новые веяния в архитектуре коснулись и столь важного для всей страны промышленного центра, как город Сталино, где планировали построить новый социалистический город — Большое Сталино. Так, у нас в городе планировали построить жилкомбинат по образцу поселка для рабочих Харьковского тракторного завода (ХТЗ). Это поселение в то время называли Соцгородок Новый Харьков.

Разработкой его в столице УССР с 1929 года занималось проектно-конструкторское бюро при НКВД под руководством Павла Федотовича Алешина (1881-1961 гг.). Это был известный украинский советский архитектор и педагог. Он является автором более десяти архитектурных шедевров, созданных в основном в стиле русской и советской классической архитектурной школы, модерна и конструктивизма. По всей видимости, он имел отношение и к созданию такого поселка в городе Сталино. 

Соцгород, типичный для социалистического расселения, — это компактный поселок с населением в 40-100 тыс. человек, со своим заранее организованным обобществленным бытом и коллективными формами проживания. Жилые здания состояли из жилкомбинатов на 2-4 тыс. человек. Жилкомбинат, как две капли воды схожий с харьковским, построенным в поселке ХТЗ (особенно был похож внешний вид столовой), был запланирован и в столице Донбасса. Это здание по ул. Артема, 131 сохранилось до сих пор, ныне там размещается 11-й корпус Донецкого национального технического университета.

По тогдашним представлениям, в этом жилище нового социалистического типа должны быть общие коридоры с небольшими комнатами — жилыми помещениями, куда приходят спать: советский человек дома не живет — он тут только спит, кухни нет — советский человек питается в столовой. Читает он в библиотеке, гуляет в городе, который для этого нужно превратить в город-сад. С другими советскими людьми встречается в клубах и Дворцах культуры.

Жилкомбинат в Сталино

Подробнее о намечавшемся жилкомбинате в Сталино мы можем узнать из документа, сохранившегося в облархиве. Называется он очень просто: «Пояснительная записка к проекту Жилкомбината Окружилсоюза в городе Сталино» (ГАДО, Ф-Р279, оп. 1, д. 231, л. 40-47, апрель-июль 1930 года). Как следует из этого документа, в городе намечается «постройка крупного жилкомбината, объединяющего в один коллективный организм ряд жилстроек и снабженного всеми видами помещений и устройств общего пользования (обоществленный сектор)». Постройку его планировалось осуществить в 1930 и 1931 годах.

«Для постройки отведен участок прямоугольной формы размером 200 на 340 м, расположенный во вновь застраиваемой северной части города. С одной стороны (более короткой) участок этот выходит на главную улицу г. Сталина (1-ю линию), служащую основной магистралью города и соединяющую при помощи трамвайной линии город и Сталинский металлургический завод с вокзалом. С южной стороны соседями участка являются ряд жилкопов, построенных в последние годы; с северной стороны — старое кладбище, на месте которого будет разбит парк; с восточной стороны — свободная незастроенная площадь», — читаем мы о первоначальном месте расположения будущего жилкомбината. Получается, что новое строительство, вероятно, планировалось напротив современной библиотеки им. Крупской.

Но, как мы уже знаем, специалисты Донецкого горного округа в то время проводили геологоразведку, и, видимо, из-за подземных горных выработок нельзя было строить такие капитальные здания в намеченном месте, поэтому и перенесли жилкомбинат на место старого татарского кладбища.

Проектировщики подсчитали, сколько же населения должно было проживать в жилье нового социалистического типа: «…по 300 человек на гектар, общее население участка выразится в 2040 человек, что ориентировочно дает общую стоимость комбината около 3 млн. 060 тыс. рублей». Значит, в жилкомбинате должна была быть столовая, обслуживающая всех жителей, не имеющих кухонь при квартирах, и «некоторый процент жителей, имеющих кухни, учитывая, что в дальнейшем стремление к общественной столовой будет возрастать и население постепенно будет отказываться от индивидуальных кухонь».

Там также запроектировали магазин с подвалами — универмаг, который должен был обслуживать жителей не только жилкомбината, но и соседних кооперативов и все остальное население города Сталино. Думали построить и детские ясли, но это была вторая очередь строительства, а сначала должны были воздвигнуть клуб и прачечную. В третью очередь думали построить спортивный зал на 2,3 тыс. человек. Причина такой очередности до простоты банальна — отсутствие необходимого количества денег.

Материалом для нового строительства должен быть стать местный песчаник и шлаковый кирпич с терразитовой отштукатуркой. Главное направление всех жилых корпусов — север-юг под небольшим углом, т. к. «здания располагаются вдоль горизонталей, что придает строениям спокойный вид и позволяет избегнуть уступчивого расположения». Детские ясли должны были ориентированы на юг и юго-восток, зал для занятий физкультурой — на восток, кухни — на север.

Общественную столовую, клуб и магазины намечалось расположить на первом этаже корпуса, идущего вдоль главной улицы города. Клуб должен был сообщаться с залом физкультуры, позади которого хотели построить спортивное поле. Детские ясли наметили позади спортивного поля, их должны были окружить зеленью, а с северной стороны находился бы парк (как мы знаем, на месте Семеновского кладбища).

Всего в жилкомбинате должно было быть 304 квартиры для одиночек, а также семей из 2, 3, 4, 5, 6 человек. Общественная столовая должна была за раз принять 270 человек, или 810 человек, если бы обедали в три смены. Квартиры для семейных планировались в глубине жилкомбината, т. е. подальше от городского шума, а одиночки должны были слушать трамвайный звон с 1-й линии. Квартиры для одиночек имели переход под чердаком столовой, чтобы их обитатели смогли попасть в клуб. Для семьи из 4-6 человек в квартире предусматривались кухня и ванная, а вот для семьи из 2 человек кухня не планировалась.

Весь главный корпус жилкомбината был несколько отодвинут от тротуара в глубину участка, чтобы «публика, останавливающаяся перед витринами, не препятствовала проходу по тротуару». «Для наиболее интересных плакатов предназначается закругленная часть первого этажа главного корпуса, издали видимая для идущих по тротуару. Отодвинутое положение главного корпуса позволяет поместить перед столовой и магазинами газоны для травы, цветов и посадок», — говорится в тексте пояснительной записки к проекту жилкомбината в городе Сталино. Как видим, эти планы архитекторы осуществили. Строители подсчитали и общую площадь на одного человека, — 71,67 кв. м.

Дом-коммуна на Студгородке

Студенты были будущим социалистического государства, поэтому по вполне понятным причинам жилкомбинат превратился в Дом-коммуну Донецкого горного института. Другие вузы города Сталино получали разрешение на строительство общежитий рядом с этой коммуной. Так, в апреле 1931 года Бюро секции коммунального хозяйства Сталинского горсовета выделило земельный участок площадью 5,74 га для металлургического института. Чуть ранее, в феврале того же года, власть обсуждала: строить ли общую районную котельную для Дома-коммуны, углехимического и металлургического институтов?

Правда, надо сделать поправку, что при строительстве любого объекта в первоначальный проект практически всегда вносятся поправки, порой очень значительные. Это происходило и при строительстве жилкомбината в Сталино, а точнее — Дома-коммуны бывшего Донецкого горного института. Возведение его затягивалось из-за отсутствия средств и из-за того, что его передали в собственность углехимического института, перспективы развертывания которого в нашем городе были тогда далеко не безоблачны. В конце концов Дом студента на ул. Артема,131 появился. Уже после войны и в последующие годы вид этого здания претерпел изменения.

Однако жизнь жилкомбината и Студгородка в современном Донецке все еще продолжается.

 

 



14 Комментарии

  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    «Виной тому были подземные подработки.»
    Совсем недавно на студгородке вместо одного из корпусов ДонНТУ (а ранее это была общага) построили высотное здание офисного центра. Интересно, те самые выработки уже не могут помешать строить?

    Изменить
  • Алюрка

    Как обычно, Жаров путает теплое с холодным, и выдает это за сенсацию. Очень трудно человеку, далекому от архитектуры, рассуждать о строительстве начала тридцатых годов

    Изменить
  • Анатолий Жаров

    От архитектуры, я действительно далек и понимаю ее на дилетантском уровне! Уж как получается!

    Изменить
  • Владимир Следнев

    Спасибо. Я хоть и проживал в ДПС-2 (дом приезжих студентов) с 1955 по 1960 годы, историю узнал впервые.

    Изменить
  • Sedoy

    Очень интересная история. Спасибо большое. Я впервые об этом узнал.

    Изменить
  • fedonin50

    До войны по 1-й Линии (ул. Артёма) ходили 2 троллейбуса. Расстояние: от ДМЗ до окраины города — студгородка. Кольцо троллейбусов получалось вокруг комплекса общежитий. Противоположное, похоже, осталось по сей день на прежнем месте.

    Изменить
  • Анатолий Жаров

    Разбирал сегодня старые свои блокноты и случайно нашел пару записей по поводу Студгородка, о которых благополучно забыл при подготовке статьи, т.к. тогда не обратил особого внимания на Дом-коммуну.

    Выписка из протокола №6 от 8.03.1930 года решения Сталинского окружисполкома (ГАДО, Ф-Р279, оп.1, д.203, л.218)

    О строительстве Будинка Коммуны (на украинском языке) докладчик т. Кошанский
    выделялось место под него — «на площади между домом «Металлист» и Семеновским кладбищем за 6-7 млн. рублей».

    Из протокола заседания совета комиссии Сталинского горсовета по проработке вопросов размещения, строительства культурных учреждений в г. Сталино (ГАДО, Ф-Р279, оп.1, д.307, л.3-4, 4(об.)).

    О невозможности переноса на новые участки Химинститута и Металлургического института

    23.12.1930 года докладчик Рябченко
    Считать невозможным перенести на на участки возле 1-го ставка, а сохранить за ними продолжение строительства на отведенных ранее участках напротив Студенческого городка

    Изменить
  • Джони

    Интересно, а от какой шахты выработки?

    Изменить
  • vicosss

    Подскажите пожалуйста, может у кого-то есть информация, относится ли постройка дома № 137 по ул.Артема к периоду постройки Студгородка? Может кто-то знает точный год постройки.

  • vigor

    «В конце концов Дом студента на ул. Артема,131 появился.»
    На самом деле там ведь два здания 131 и 131А практически близнецы, которые расположены зеркально.
    Не знаю насколько правда, слышал от уважаемого донецкого архитектора, что изначально планировалось, что трамвайная линия должна была проходить между этими двумя зданиями, но позже линию развернули и пустили по ул. Челюскинцев. Когда сморишь на север вдоль трамвайной линии на ул. Постышева, то ее проекция попадает как раз между этими зданиями.

    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      Вполне может быть. Эта трамвайная линия вообще многострадальна — расположение ее меняли очень часто, пока наконец-то, в конце 1960-х она не приобрела свой теперешний вид.

      На фото начала 1960-х видно как неряшливо трамвай огибает стадион «Локомотив»:

Войдите, чтобы оставить комментарий