2013-07-28_Trash-on-Terrikon-11-13

В квалификационных работах магистров химического факультета ДонНТУ часто мелькает тема утилизации донецких терриконов. Что только не предлагают сделать с этими  символами Донецка! Вот приблизительный список возможных вариантов:

  1. Засыпать породу обратно в шахты (хотя бы частично), но это слишком дорого, даже дороже добычи угля. И, как говорят специалисты, — вовсе нереально из-за технологии угледобычи.
  2. Вывезти терриконы за пределы города, но тоже недешево и фактически не решает проблему, а просто перемещает отвал на новое место.
  3. Разровнять террикон и что-то построить на этом месте. Найти инвестора под такую задачу является очень непростым делом, проект должен быть значимым, а инвестор — солидным.
  4. Извлечь из породы остатки угля и других полезных ископаемых. Опять же — дорого и вряд ли окупится.
  5. Использовать породу при строительстве. Вполне реальный способ (все равно подушку откуда-то брать надо), но ни новых дорог, ни новых объектов в большом количестве как-то не появляется. Поэтому и нет особой нужды в породе с отвалов.
  6. Озеленить деревьями и кустарниками — очень реальный и широко используемый способ еще при СССР. Но опыт показывает, что это «еще» вполне можно заменить на «только», потому как за годы независимости ни один новый террикон не был озеленен «с нуля».

Ну и вне вполне рационального списка, есть еще пару вариантов, фантастических — поставить ветряки, организовать смотровые площадки, открыть рестораны, приспособить под гробницы олигархов(!) и прочая. Все они вызывают как минимум улыбку, особенно с учетом реалий современной Украины.

Теперь, после краткого знакомства с теорией, перейдем к практике. Вместо всех описанных реальных и фантастических способов, в Донецке используется альтернативный и эффективный подход — многие терриконы превращены в хранилища строительного мусора. Главный критерий попадания в эту категорию — есть ли возможность заезда на террикон для грузового ЗИЛа или нет. Если есть, то террикон практически обречен.

Наверное, все читатели видели многочисленные объявления про вывоз мусора — они сейчас расклеены на каждом столбе. Доблестные ребята по первому звонку отрекомендуются вам «самыми честными и трезвыми грузчиками» и быстро примчатся на помощь. Они стремительно погрузят гору мешков с вашей бывшей штукатуркой, получат оплату и умчатся в неизвестном направлении. До следующего ремонта вы вряд ли о них вспомните. И ведь абсолютно никого не интересует, куда же отвезут трезвые ребята ваши мешки. На свалку за город? Что вы, зачем же солярку жечь, — она сейчас дорогая, да и очередной террикон под боком есть, туда и высыплем.

Конечно, строительный мусор везется не только на терриконы. Часто его высыпают на пустырях, заброшенных складах и еще много где. Главный критерий — минимальная отдаленность от центра. Ведь если ехать далеко — рентабельность бизнеса будет не 200%, а 150%. В Украине такой бизнес признается несерьезным и чуть ли не убыточным, незачем вообще им тогда заниматься.

Для того, чтобы как-то проиллюстрировать этот рассказ, прогуляемся по террикону бывшей 11-й шахты, что в Куйбышевском районе. Вот он на карте. Надо сказать, что у 11-й шахты было (да и есть) два основных отвала. Мы рассмотрим первый из них, который является более старым и с виду кажется более благоустроенным. По крайней мере, все его склоны еще лет 30-40 назад были очень густо засажены акациями, которые со временем превратились в непроходимую чащу. Весной и летом террикон выглядит этакой зеленой глыбой, и на фоне других своих собратьев объективно радует глаз. Но всегда же есть «но»…

Далее перейдем к фотографиям…

1. … и начнем наше восхождение. Террикону 11-й шахты явно не повезло — на него есть въезд со стороны улицы Югославской. Въездная дорога основательно укатана грузовиками, и у нее есть преимущество — порода практически не размывается дождем, поэтому путь наверх всегда в удовлетворительном состоянии.

2. Понятное дело, никто не хочет терять такое удобное место сброса мусора недалеко от центра. Поэтому о нем заботятся. Для того, чтобы дорога уж точно не испортилась, ее периодически обновляют шлаком. Конечно, это расходы, но все понимают — они неоднократно окупятся.

3. В некоторых местах дороги применяется более кардинальное решение — на нее укладывают битый кирпич, привезенный в составе мусора. Такое себе безотходное экологическое производство. Вот здесь хватило только на одну колею, но ничего, будет еще мусор — будет дорога.

4. Кстати, некоторые грузовики не следуют негласному договору и не доезжают до центральной свалки. Докуда терпения и совести хватило — там и свалил. Судя по хаотично разбросанным кучам, так поступают довольно многие.

5. Преодолев несколько поворотов, обусловленных крутизной склона, нашему взору представляется живописная центральная свалка. Она уютно расположилась вдоль стометрового отрезка дороги, который заканчивается логичным тупиком. Эту прекрасную картину несколько портит зелень и ласковое утреннее солнце, но ждать осени и дождей для пущего трагизма как-то не хочется — и так мерзко.

6. Вот вид на это великолепие с другой стороны. Характер мусора явственно свидетельствует о его строительной природе. Отходы строительства здесь на любой вкус, и рачительный хозяин наверняка бы построил из всего этого пару домов. Но кому оно надо… То, что может гореть, периодически поджигается. Сопутствующие дым и вонь поддерживает традиции соседнего Смоляниновского коксохимцеха (на данный момент уже закрытого).

7. Разнообразие мусора здесь поразительное. Выкорчевал аварийное дерево — молодец, трудяга! Не знаешь куда деть? Мы поможем тебе и быстро увезем его в неизвестном направлении! Как «куда»? На терриконную свалку, конечно же, пусть там поваляется…

8. По всей свалке четко видны свежие кучи в размере одной машины. Пройдет время, добавятся новые кучи, все перемешается и кажется, что места для мусора поуменьшится. Но пока никто не парится и высыпает машины чуть ли не на дороге. В нужное время подгонят трактор, он разровняет все более-менее ровным слоем — и все, очередной корж фирменного донецкого пирога готов принять начинку.

9. На фоне этого прекрасного мусора иногда можно поймать в кадре копры и трубу 11-й шахты. Вкупе со свалкой они создаю завершенную картину, которая наглядно и ярко демонстрирует все глубину украинской разрухи. Отличная иллюстрация в духе «Мир без людей». Одна проблема — в нашем случае это мир с людьми…

10. Как уже говорилось выше,  большую часть строительного мусора можно было легко использовать повторно. Но проще вывезти и забыть. Какая переработка, какой повторное использование? Не в этой стране и не в этом тысячелетии!..

11. Данная фотография сделана специально для того, чтобы вы могли оценить размер и толщину мусорного слоя. Зеленые мешки по центру — полноразмерные 50-килограммовые мешки, так что можете оценить масштаб катастрофы.

12. Удивительно, но здесь обнаруживается и несколько свежих куч глины. Зачем она здесь, и не проще было бы отвезти ее на какой-то заказ и получить за это денег? Ведь кто-то же и глину покупает, судя по объявлениям. Но загадочен украинский бизнес. Видимо, проще свезти на свалку, а потом заново на карьер смотаться, когда понадобится.

13. Вот кто-то снял асфальт и быстренько его утилизировал. Переработка? Нет, не слышали.

14. Надо сказать, что изначально въезд на террикон делался вовсе не для организации свалки. Еще на заре 2000-х годов здесь было достаточно много гаражей, как уже готовых, так и активно строящихся. Но потом явно что-то пошло не так, и от гаражей остались только вот такие развалины. Сложно сказать, почему идея с постройкой гаражного кооператива не удалась. Скорее всего, сыграла роль удаленность от жилых районов с плотной застройкой, или оползни породы, или какие-то другие причины.  В любом случае, сейчас эти бетонные останки находятся в аварийном состоянии.

15. Некоторые фундаменты, оставшиеся от гаражей, уже почти полностью засыпаны мусором, до остальных тоже совсем недалеко. Мусорный поток неумолимо приближается, еще пара визитов трактора — и гаражи скроются под битой штукатуркой.

16. Преодолев брезгливость и свалку, проходим по еле заметной тропинке дальше. Здесь мусора уже поменьше, грузовики сюда не доезжают. По дороге натыкаемся лишь на пару каменных куч, судя по удаленности —  с них свалка и начиналась, видимо.

17. Наконец, очень узкая и практически полностью заросшая тропинка приводит нас на плоское плато террикона. В соответствии со всеми канонами озеленения, остроконечная вершина здесь срезана и засажена деревьями.

18. С террикона открывает живописнейший (без шуток!) вид на промзону Куйбышевского района со той же свалкой на переднем плане. Чуть дальше видна 11-я шахта, а совсем вдалеке — остатки химзавода. Пустая территория слева — все, что осталось от Смоляниновского коксохимцеха после его ликвидации.

19. На территории этого самого цеха виднеется вот такое интересное здание, оно явно старой постройки. Около него расположены остатки техники, судя по виду — уже нерабочей. Очень занимательный объект, было бы интересно там поснимать. Но на проходной территорию сторожит охранник (что не очень страшно), а по территории бегает стая крупных собак (что уже сильно хуже). Так и развалится здание, скрыв под собой часть истории промышленности раннего СССР. А жаль…

20. Вот более крупный снимок коперов 11-й шахты. Она уже давно закрыта, но шкивы иногда крутятся — видимо, откачивают воду или проводят какие-то другие периодические профилактические действия. Наверняка, с коперов открывается не менее захватывающий вид на окрестности.

21. Раз уже забрались, то обойдем плато террикона по периметру и посмотрим, что же отсюда видать. Вот, например, отлично просматривается жилой комплекс «Европа», что около ДК им. Куйбышева. Слева, на заднем плане, виднеются три здания нового жилого комплекса, принадлежащего неугомонному «МАКО Холдинг». Рассветная дымка придает всему этому пейзажу некоторую таинственность и даже красоту.

22. Повернув взгляд направо, увидим район южного автовокзала. Над пейзажем главенствует «Green Plaza», а «Золотое кольцо» кажется небольшим и незаметным, что очень радует. Шахта Горького замыкает вид в правой части снимка.

23. Сместив взгляд еще правее, мы увидим телевизионные вышки, которые явно задают тон снимку. Обратите внимание на размеры строящегося Петро-Феврониевского храма, что на пересечении ул. Куйбышева и Ленинского проспекта. Еще можно отметить новострой на территории ИНВХ им. Гусака (синяя многоэтажка справа от центра), но его происхождение и назначение неизвестно.

24. Больше ничего особо интересного с террикона не видно, разве что пос. «Красный пахарь» и второй террикон 11-й шахты. Ну и кольцевая развязка «Панфилова-Олимпиева-Югославская» на переднем плане.


В завершение хотелось бы сказать, что лучше уж использовать терриконы в виде смотровых площадок, чем превращать их в свалки строительного мусора. В Донецке есть на что посмотреть, и многие объекты с высоты открываются в новых ракурсах. Да и просто, как на любой масштабной крупноформатной фотографии интересно внимательно рассматривать детали, так и в панорамном виде на город интересно искать, находить и удивляться знакомым очертаниям.

Текст и фото — Сергей Цололо




31 Комментарии

  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    Здание, что на фото №19 это определенно дореволюционная постройка что делает его еще более интересным. Похожие сооружения можно видеть на открытках http://infodon.org.ua/pedia/1078

    Что же касается проблемы засорения территории города отходами, то она очень актуальна. Этот террикон — самая большая стихийная свалка, что мне довелось видеть. Но, ведь много подобного можно наблюдать и в других местах, пусть и в меньших объемах. Необходим жесткий контроль и неминуемая ответственность за свои противоправные действия. Иначе ситуация будет ухудшаться от года к году. Причем, как минимум, в арифметической прогрессии. Пока что каких-либо надежд, на то, что все изменения к лучшему не видать

  • Froid
    Froid

    Ссылка на химиков из ДонНТУ смягчает, но не делает простительным упоминание способа «вернуть породу назад» — при проведении горных выработок механизированным способом происходила так называемая посадка лавы. Гидрокрепь снималась и пересмещалась в рабочую зону — забой, а кровля опускалась (садилась). Поэтому, пустот не оставалось. В принципе, это азы… Горняки посмеются над «возвратом назад».

    • Сергей Цололо
      Сергей Цололо

      Ссылка на химиков здесь только из тех соображений, что полностью химический факультет ДонНТУ называется «Факультет ЭКОЛОГИИ и химической технологии», а ведь именно экологи как-то должны хотя бы пытаться бороться с этим безобразием.

      А «вернуть породу назад» вполне можно заменить просто на «засыпать» — пусть не весь объем, но хотя бы часть. Раз постоянно ведется речь про «откачку воды из шахт», то теоретически можно же эту воду на породу заменить?

    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      Все верно, пустот там нет. Но, «противники» строительства метро на перебой кричат о каких-то там пустотах, которые мешаю поездам под землей

      • Froid
        Froid

        Противники строительства метро кричат правильно — речь идет о низкозалегающих пустотах, оставшихся от дореволюционных и послевоенных выработок, а я писал о времени, когда уже дошли до километровой глубины (ш.им. Скочинского — 1100м. в середине 80-х). Хотя есть и исключения — в свое время «зарядили» на ш. им. Абакумова мехкомплекс КД-80 на глубине 85 метров. Жители, по ночам, слышали гул из-под земли, а на поверхности (на пустырях) почва просаживалась вслед за забоем и это дело было видно невооруженным глазом.

        • Сергей Цололо
          Сергей Цололо

          Во как! Я всегда думал, что разведка и добыча идет сверху вниз, пока все верхнее не выберут — вниз не лезут. Ну только если жилами…

          • Froid
            Froid

            «разведка и добыча идет сверху вниз, пока все верхнее не выберут — вниз не лезут. Ну только если жилами…» — в жилах залегает золото обыкновенное, а черное золото — в пластах. А на одном поле могут работать одновременно несколько шахт на пластах, залегающих на разных глубинах. Не буду вдаваться в подробности и перечислять случаи «захлеста» на территории города, но вот по тем же «Южнодонбасским» — их проектировалось пять. Вторую, четвертую и пятую строить так и не начали, так и вышел казус с нумерацией. Но и в этом случае были причины не в глубине.

            • Сергей Цололо
              Сергей Цололо

              Страшно подумать насколько ответственным моментом было согласование расположения и глубин разрабатываемых пластов на разных шахтах…

              • Юзовский
                Юзовский

                Специальная маркшейдерская карта существует. Там все выработки разных шахт города обозначены. Несколько «сканов» этой карты были и у меня, ещё на «синьке». Сейчас куда-то пропали.

                • Сергей Цололо
                  Сергей Цололо

                  Большого труда, наверное, стоило поддержка такой карты, еще и в бескомпьютерные времена…

                  • Юзовский
                    Юзовский

                    Ну, есть немного)) Но там не так и сложно всё. У конкретной шахты было своё шахтное поле. Ходки, квершлаги, уклоны, не менялись почти всё время. Могли удлиняться. Участку резали лаву. Она была около 200-т метров и обычно была под наклоном ( также, как и пласт угля шёл). Лаву обслуживали два штрека верхний -вентиляционный и нижний — откаточный. После выработки одной лавы, резали следующую, ниже по шахтному полю, но по этому же пласту, при этом вентиляционный обрушали, а откаточный становился вентиляционным, ну а новый откаточный проходили соответственно ниже И так по 200 метров один раз прямым ходом ( от ствола), второй обратным ( к стволу). И так, каждый добычной участок.

        • Алексей Федько
          Алексей Федько

          Что-то слабо верится, что дореволюционная деревянная крепь до сих пор там стоит и не обвалилась

  • Froid
    Froid

    теоретически можно же эту воду на породу заменить — даже теоретически нельзя — вода накапливается в штреках, объем этих штреков мизерный по сравнению с объемами извлеченных на поверхность угля и породы, а количество воды неимоверно и наличие ее ни о чем не говорит. Кстати, насчет экологии — когда проектировалась «Южнодонбасская №3″ была запланирована «безотвальная» технология — пустая порода должна была забутовываться в выработки. Сначала (чтобы соблюсти реноме, на вывозку породы с «третьей» на террикон первой задествовали целую автоколонну), но все равно, через год после начала работы шахты террикон был уже грандиозных масштабов. Не «прокатила» идея….

  • Денис Лапин
    Денис Лапин

    неслабый такой ликбез от Фройда, спасибо)

  • Юзовский
    Юзовский

    Там свалок хватает. По левую и правую сторону «дурной балки». Эта, выделяется лишь своей высотой. Когда-то, вершина этого террикона, была самой высокой точкой г. Донецка над уровнем моря.

    • Сергей Цололо
      Сергей Цололо

      Еще давно на правой стороне была мусоросборочная станция — городские муровозы свозили туда мусор, который грузился в более объемные машины и вывозился за город. А сейчас туда активно сваливают глину с какой-то стройки.

  • Froid
    Froid

    Там часто выбрасывают, все, кому не лень.
    С утра хорошее настроение, захотелось поработать над фразой.
    1) Там часто выбрасываютСЯ, все, кому не лень.
    2) Там часто выбрасывают, всЁ, кому ЧТО не лень.

  • Froid
    Froid

    Реакция дедушки Юзовского в классической интерпретации — «Удивляюсь,— прервал Швейка явно задетый телефонист Ходоунский, — почему именно я должен быть мишенью для идиотских острот?» :)

Войдите, чтобы оставить комментарий