203-tkachev-nikolay-semenovich-thmb

Да, он родился в Краматорске, но родными пенатами все-таки считал город Жданов. Здесь прошла его юность, здесь он приобщился к «великой армии труда» — работал слесарем на заводе имени Ильича, отсюда ушел в большую жизнь и сюда же вернулся после нелегких и дальних дорог.

А дороги его, как и многих сверстников, пролегали через войну. И было на пути все: и горькие потери и поражения, и преодоления, казалось бы, непреодолимых трудностей, и высокие взлеты радости от удач, побед. Он защищал Москву, Ленинград…203 Ткачев Николай Семенович

Разве можно забыть такое. В первые же дни войны авиаполк потерял почти все боевые машины, многих товарищей. Оставшиеся в живых летчики выходили из окружения по бездорожью, глухоманью, густыми белорусскими лесами пробивались к своим.

Только в Смоленске Николай Семенович Ткачёв вновь сел в самолет. Даже не передохнув после столь трудного пути, вылетел на задание. Все виденное, пережитое не позволяло ему терять и минуты — скорее в бой на зарвавшегося врага.

Первое задание не выделялось сложностью. Надо было разведать железнодорожные узлы, зафотографировать места скопления вражеских поиск, а в наиболее подходящем месте израсходовать по назначению бомбовый запас. Несмотря на сильный зенитный огонь, Ткачёв прорвался на территорию, занятую врагом, блестяще выполнил задание. А на обратном пути бомбардировщик атаковали «мессершмитты». Они кидались со всех сторон, и стрелку-радисту нелегко было отстреливаться. Ему удалось прошить очередью одною стервятника. А вскоре трассы вражеских пуль забарабанили по бомбардировщику. Пламя охватило один мотор, переметнулось на второй. Покидать самолет уже было поздно — языки пламени лизали кабину, обволокли крылья, а колеса чиркали о макушки деревьев. Ткачёв терпел, изо всех сил тянул самолет на восток, к своим. Но вот машина вздрогнула, повернулась набок и ткнулась в густой кустарник носом и уцелевшим крылом — второе отвалилось в воздухе.

Обгоревшие Ткачёв и стрелок-радист выбрались из машины, с трудом вытащили раненого штурмана. Самолет пылал, но командиру еще раз довелось забраться в него — выхватить фотокассеты. Успел он это сделать за минуту до взрыва самолета…

И вот под командованием капитана Н.С. Ткачева группа самолетов Ил-2 снова на задании. Преодолена линия фронта, позади заградительный огонь вражеских зениток. Самолеты разворачиваются и на ранее разведанные цели сыпят бомбы. Точность ударов отличная. Горят танки, тягачи, машины, пехота мечется в панике, ища укрытий. Командир первым выходит из атаки и дает команду «кончать работу». Обратный курс — прежний. Откуда ни возьмись, на группу навалились около пятнадцати «мессершмиттов» и «брюстеров». Ткачёв передал по рации команду: «Держать строй и отражать атаки истребителей».

На командирскую машину налетели сразу три, взяли в «клещи». Штурман и стрелок-радист отражали атаки, а Ткачёв, будто слившись со штурвалом, продолжал вести самолет.

Вскоре возле командирской машины остались два истребителя. Потом «клюнул» носом и кувырком пошел к земле еще один. Другие стрелки тоже подожгли два, а два подбили. Атаки стали затухать и, наконец, совсем прекратились.

А потом были другие вылеты — один сложнее другого, были ранения, контузии. Трижды Н.С. Ткачёва сбивали, а он уничтожил 16 самолетов, да еще 20 железнодорожных вагонов и 2 паровоза, около 150 автомашин, 26 дотов, 9 складов с горючим и боеприпасами, 14 танков и около полутора тысячи солдат и офицеров противника.

За эти подвиги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года Николаю Семеновичу Ткачёву было присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза. Донецк, «Донбасс», 1976.

Справка

Ткачёв Николай Семёнович — командир эскадрильи 703-го штурмового авиационного полка 281-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, капитан.

Родился 1 декабря 1917 года в городе Краматорск ныне Донецкой области Украины в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 8 классов, а в 1938 году – Мариупольский аэроклуб. В 1935-1937 годах работал слесарем на заводе имени Ильича в городе Жданов (ныне Мариуполь) Донецкой области.

В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков имени Пролетариата Донбасса. В школе освоил три типа самолетов: У-2, Р-5 и бомбардировщик СБ. Проходил службу в 313-м отдельном разведывательном авиационном полку под Минском.

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах СССР. До декабря 1945 года служил в 703-м штурмовом авиационном полку. В 1948 году и в 1954 году оканчивал Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). Был заместителем командира полка по летной подготовке. Освоил несколько типов реактивных самолётов. С 1958 года майор Н.С. Ткачёв — в запасе.

Жил в городе Жданов (ныне – Мариуполь) Донецкой области. Работал мастером в железнодорожном цехе строительной организации «Азовстальстрой», диспетчером на заводе «Ждановстроитель». Принимал активное участие в патриотическом воспитании молодежи. Скончался 17 октября 1980 года.

Память

  • Именем Героя названа улица в городе Мариуполь.

Наградной лист



  • (will not be published)

Подписаться на комментарии