200-titovich-vladimir-vasilevich-thmb

Первый боевой вылет летчика-штурмовика, а он состоялся в июне 1943 года, был неудачным. У самой цели группа «Илюшиных» попала в зону исключительно плотного зенитного огня. В течение каких-то минут пять зенитных снарядов попало в самолет Титовича. Товарищи видели, как перевернулась машина Владимира, и уже не сомневались, что вернутся на аэродром без него. А молодой летчик боролся за жизнь машины до самого конца. Уже у самой земли ему все-таки удалось справиться с падающей машиной, выровнять ее и привести на аэродром. Самолет был до такой степени изранен, что шасси удалось выпустить только введя в действие аварийную систему, а когда приземлился, на стоянку пришлось буксировать трактором.

200 Титович Владимир ВасильевичА потом боевые вылеты следовали один за другим. И каждый требовал от летчика предельной собранности, исключительного мужества и отваги.

Так было и 25 июля 1943 года, когда Титович в составе шестерки Илов вылетел на уничтожение живой силы и огневых средств противника, задерживающих продвижение наших войск в районе Поречья на Волховском фронте. Участок, занимаемый противником, был сильно насыщен зенитной артиллерией. Несмотря на ее противодействие, группа пробилась к цели и прицельно сбросила бомбы на артиллерийские и минометные батареи гитлеровцев. В результате штурмовки группа уничтожила 3 орудия, 4 миномета, 2 зенитные установки и более 20 солдат и офицеров противника.

Во время второго захода самолет, пилотируемый В.В. Титовичем, был поврежден прямым попаданием зенитного снаряда. Несмотря на это, отважный летчик сделал еще один заход на цель. Уже когда группа, выполнив задание, ложилась на обратный курс, вторичным прямым попаданием на штурмовике Владимира Васильевича были перебиты рули поворота и глубины. Машина стала почти неуправляемой. Несмотря на это, проявив исключительное мужество, хладнокровие и выдержку, Титович привел свой Ил-2 на аэродром и благополучно приземлился.

Каждый боевой вылет штурмовика был сопряжен со смертельной опасностью. Вот как рассказывает об одном из них летописец Ленинградской битвы А.В. Буров:

«При штурмовке вражеского аэродрома Титович замыкал группу. Он должен был не только нанести последний удар, но и сфотографировать результат штурмовки. Все это он сделал.

И вдруг, пара за парой, появились шесть истребителей противника. Всю группу советских самолетов они упустили и теперь набросились на одного Титовича… Отбивался, маневрировал. Спасибо нашим зенитчикам, — помогли отогнать фашистов. Но, избавившись от преследования, летчик не избежал опасности. Истребители все-таки успели разбить мотор штурмовика. Кабина наполнилась едким дымом, из поврежденного мотора брызгало горячее масло, обжигая летчику руки, лицо. Сквозь затуманенные, залитые маслом стекла кабины Титович с трудом мог разглядеть землю. Температура масла катастрофически поднималась. Перегревшийся мотор вот-вот сгорит. Единственное спасение — прыгать с парашютом. А как же снимки? Они ведь погибнут вместе с машиной.

Как говорили потом летчики, он не прилетел, а «притащил самолет волоком». И опять штурмовик пришлось убирать с посадочной полосы с помощью тягача. Летчик едва держался на ногах. Он устало снял с головы шлем и сразу почувствовал слишком пристальные взгляды товарищей.

Смахнув с лица потеки масла, спросил:

— Что, много на мне подливки?

Никто не улыбнулся его шутке. Механик вынул из кармана зеркальце и подал Титовичу. Глянув, летчик понял все: на его висках появилась седина».

Это произошло в 1944 году, когда Владимиру Титовичу исполнилось всего 23 года.

К 25 сентября 1944 года, времени представления В.В. Титовича к званию Героя Советского Союза, он совершил 135 успешных боевых вылетов, уничтожив при этом 21 зенитное орудие крупного и среднего калибра, 32 орудия полевой артиллерии, 27 малых зенитных установок. 24 огневые точки, 76 вражеских автомашин с войсками и грузами, 3 самолета на аэродромах и много другой техники, истребил более 500 солдат и офицеров противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и бесстрашие, за нанесенный ущерб врагу в живой силе и технике, за участие в прорыве блокады Ленинграда, освобождение Новгорода, Выборга, успешное содействие наземным войскам в освобождении Эстонии от немецко-фашистских захватчиков лейтенант Титович был отмечен двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Владимиру Васильевичу Титовичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза. Донецк, «Донбасс», 1976.

Справка

Титович Владимир Васильевич — командир звена 872-го штурмового авиационного полка 281-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, лейтенант.

Родился 5 марта 1921 года в селе Авдотьино ныне Донецкой области Украины в семье крестьянина. Украинец. Жил в городе Краматорск Донецкой области. Окончил 8 классов. Работал слесарем.

В Красной/Советской Армии в 1940-46 годах и с 1950 года. В 1943 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1943 года.

С 1946 года по 1950 год работал в отделе кадров МВД. С 1950 года — лётчик транспортной авиации, выполнял задания командования авиации Ленинградского военного округа. В 1952 году окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1969 года подполковник В.В. Титович — в запасе. Участник юбилейного Парада Победы 9 мая 1995 года в Москве на Красной Площади. Жил в городе Санкт-Петербурге.

Скончался 11 апреля 2011 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Северном кладбище.

Память

 

Наградной лист



Войдите, чтобы оставить комментарий