112-litvin-ivan-mironovich-thmb

Литвин Иван Миронович — автоматчик 170-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, гвардии рядовой.

Родился 29 апреля 1924 года в селе Свободное Волновахского района Донецкой области Украины в семье крестьянина. Украинец. Окончил 7 классов. Работал в колхозе «Украина» Тельмановского района Донецкой области.

112 Литвин Иван МироновичВ Красную Армию призван в сентябре 1943 года. В боях Великой Отечественной войны с сентября 1943 года. Участвовал в форсировании Днепра, в освобождении Правобережной Украины, в Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снегиревской и Одесской операциях.

В середине июля 1944 года 170-й гвардейский стрелковый полк, в рядах которого сражался Литвин, в числе первых в 8-й гвардейской армии вышел к Западному Бугу южнее поселка городского типа Домачево Брестской области Белоруссии. Предстояло быстро преодолеть эту водную преграду, пока противник не усилил свою оборону. Для этого еще на подходе к реке командование полка сформировало передовой отряд, состоящий в основном из добровольцев, среди которых был и Иван Литвин.

С ходу на подручных и табельных средствах, невзирая на сильный огонь гитлеровцев, успешно переправились через Буг и достигли его западного берега. Но тут вражеский огонь настолько усилился, что высадившимся бойцам пришлось залечь прямо у кромки воды. Промедление грозило поражением. В этот момент с криком «Ура! За Родину!» вскочил и бросился к вражеской позиции автоматчик Иван Литвин, увлекая за собой товарищей. Атака завершилась успехом.

В последний день июля 1944 года гвардейский полк с боями вышел к Висле в районе города Магнушев (Польша). Опять предстояло преодолеть водную преграду.

Первой по приказу командира полка 1 августа начала переправляться рота автоматчиков, в составе которой находился и гвардии рядовой Иван Литвин. Во время переправы убило командира роты, некоторые оказались ранеными. Но бойцы не дрогнули и пошли в атаку.

Ранило командира отделения. Иван Литвин принял командование на себя. В ожесточенной рукопашной схватке бойцы захватили занимаемый противником рубеж.

Враг решил во что бы то ни стало вернуть утраченные позиции. В наш фланг остервенело бил очередями крупнокалиберный пулемет. Иван Литвин незаметно подобрался к огневой точке и забросал расчет гранатами. Не теряя ни минуты, развернул пулемет в сторону врага и открыл интенсивный огонь.

Гитлеровцы под прикрытием танков двинулись в атаку. Меткими пулеметными очередями гвардеец отсек пехоту от бронированных машин, заставил ее залечь. Танки продолжали идти. Одна машина надвигалась на окоп Литвина. Когда она приблизилась метров на двадцать, он метнул в нее противотанковую гранату и поджег.

Не прошли фашистские танки и на других участках. Гитлеровцы откатывались назад. В этом бою Ивана Литвина тяжело ранило.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии красноармейцу Литвину Ивану Мироновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6904).

Участник советско-японской войны 1945 года.

В 1947 году старшина И.М. Литвин демобилизован из Вооруженных Сил СССР. Живёт в родном селе. Работал заместителем председателя Свободненского сельпо. С 1988 года И.М. Литвин — на пенсии. Являлся членом Социал-демократической партии Украины (объединенной).

Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

  • Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза. Донецк, «Донбасс», 1976.

***

Со связкой гранат против танка

Не отыскать в селе Свободное Волновахского района мужика, который по степени хлебосольства мог бы превзойти Ивана Литвина. Всякого, кто бы ни объявился во дворе, вначале усаживают за обеденный стол и уж потом дозволяют изложить цель визита.

Единственный оставшийся в живых в Донецкой области Герой Советского Союза рад, в который уж раз, поведать о сражении на привисленском плацдарме, где четверка отважных воинов билась до последнего патрона…

— Нас разбудили на рассвете, — вспоминает ветеран, — и выдали по полкотелка жидкой похлебки. Возникшее было недовольство ротный старшина пресек в самом зародыше: «Пуля в набитое кашей брюхо — верная погибель».

От того берега рота отчалила в полном составе, а до этого добрались всего четверо: командир роты, старшина, писарь и рядовой Литвин. «Нас мало, — подытожил лейтенант, — но будем драться так, будто с нами вся рота. А если спихнут обратно в воду, то уже мертвыми. Литвин, тащи к этому пригорку пулемет».

Иван Литвин, фото Ю. Хобы

Иван Литвин, фото Ю. Хобы

— В седьмом часу утра, — продолжает Иван Миронович, — немцы силой до двух взводов пошли в атаку. Мы их встретили из автоматов в упор. Затем последовала вторая атака. Ребята даже не успели толком окопаться. Эти, тоже двумя взводами, напролом не лезли, передвигались короткими перебежками. Но наша «рота» вновь одержала верх.

В третий раз гитлеровцы решили не рисковать. Пустили впереди два танка Т-IV. «Теперь, братья-славяне, — сказал лейтенант, — придется серьезно попотеть». Он явно поймал кураж, этот командир в разодранной гимнастерке, на которой горела Красная Звезда. Да и остальные пребывали в том состоянии духа, когда человек готов идти в самое пекло, чтобы сразиться с перепачканными сажей чертями. И они поползли навстречу тяжелым панцерникам.

— Я был помоложе остальных, — вспоминает фронтовик, — и, естественно, вырвался вперед. Когда танк приблизился на двадцать метров, запускаю ему под брюхо связку. Рвануло так, что потускнели все прочие звуки боя. А здесь я вообще всяческое представление об опасности потерял. Мчусь наперерез уцелевшему танку, еще малость – и достал бы его. Но не тут-то было. От удара пули в бедро меня разворачивает на ходу, лечу мордой в распаханную снарядами землю – и отключаюсь.

Очнулся рядовой Литвин, когда его переправляли лодкой на другой берег. «Везите обратно, — потребовал он, — там наши остались. Как им втроем без меня?» — «Всё нормально, — успокоила бойца медсестра Мария Шкарлепова. — Твои живы и подмога прибыла. А командир сказал, что ты – настоящий герой».

  • Юрий ХОБА,по материалам: donbass.ua

Наградной лист



Войдите, чтобы оставить комментарий