212-filin-leonid-alekseevich-thmb

Боевое крещение молодой, но опытный пилот отряда особого назначения Гражданского воздушного флота Леонид Фпдпн получил в ноябре 1941 года. Задавое перед ним поставили необычное: надо было

срочно доставить защитникам Ленинграда около двух тонн взрывателей для мин. Над Ладогой уже часто появлялись немецкие перехватчики, пытаясь блокировать город с воздуха. Но экипаж понимал, как ждут их груз там, в Ленинграде. И Филин поднял Ли-2 в воздух.

212 Филин Леонид АлексеевичВ тумане, уклоняясь от фа шжтских истребителей, он пробился к месту назначения о доставил взрыватели. А на обратном пути летчик вывез на Большую землю группу детей ленинградцев, спас их от голодной смерти. Вскоре лейтенант Л. А. Филин был направлен в бомбардировочный полк авиации дальнего действия. Здесь ему особенно пригодился опыт, приобретенный в довоенные годы.

Однажды в августе 1942 года полк получил задание нанести удар по военным п промышленным объектам Берлина. Многие экипажи и раньше участвовали в налетах на столицу гитлеровской Германии, а Филину предстояло лететь туда впервые. Тщательно готовился он вместе со штурманом А. С. Петелько и стрелком-радистом А. Н. Торбасом к боевому вылету — проверял материальную часть и приборы, изучал прогноз погоды по маршруту, расспрашивал более опытных пилотов.

И вот, наконец, старт! Тяжело загруженные бомбами воздушные корабли один за другим отрываются от аэродрома, уходят в ночь, на запад. На большой высоте с выключенными бортовыми огнями они пересекают линию Фронта, Еще несколько часов напряженного полета, и под крылом раскинулся громадный притихший город, откуда пришла война.

Филин строго выдерживает боевой курс, и первая серия фугасных бомб летит за борт. Темные точки отрываются и от других бомбардировщиков, внизу гремят взрывы, в нескольких местах вспыхивают пожары. Тотчас же зажигаются сотни прожекторов, их ослепительно белые лучи шарят по небу, ищут самолеты. Вот несколько берут в клещи корабль Филина, вокруг хлопают разрывы зенитных снарядов. Но уходить нельзя — на борту еще остались бомбы. Командир резко бросает тяжелую машину на крыло, делает противозенитный маневр и снова выходит на боевой курс. И опять летят бомбы на головы фашистов! Однако уйти невредимым не удалось — один из снарядов, попавших в самолет, повредил шасси, пробил бензобак. С каждой минутой положение становилось все труднее. Но мастерство и умение летчика помогли сделать, казалось бы, невозможное — уже на рассвете, после тринадцати часового полета он перетянул линию фронта и мастерски посадил подбитый бомбардировщик на одно колесо.

Всего за годы войны наш отважный земляк совершил 379 боевых вылетов, бомбил военные объекты в Кенигсберге и Данциге, Будапеште и Бресте, Тильзите и Констанце, Галаце и многих других городах. За беспримерное мужество и отвагу, образцовое выполнение заданий командования 18 августа 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Грудь Л. А. Филина украсили также три ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды, 14 медалей.

После Победы он успешно закончил Военно-воздушную академию, передавал свой большой боевой опыт молодым летчикам. Гвардии полковник Л. А. Филин с 1960 года после демобилизации из рядов Советской Армии жил и работал в Житомире. 20 февраля 1975 года он умер.

  • Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза. Донецк, «Донбасс», 1976.

Справка

Филин Леонид Алексеевич — заместитель командира эскадрильи 10-го гвардейского авиационного Краснознаменного полка (3-я гвардейская авиационная дивизия, 3-й гвардейский авиационный корпус авиации дальнего действия (АДД)), гвардии капитан.

Родился 18 августа 1915 года в посёлке Горловка, ныне город Донецкой области Украины, в семье рабочего.

Окончил семь классов. В 1934 году окончил горный техникум. В 1937 году окончил Батайскую школу лётчиков Гражданского воздушного флота. В этом же году был призван в армию.

На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Летал летчиком Гражданского воздушного флота на самолете ПС-84. Совершил 55 боевых вылетов из них 20 — ночью, в глубокий тыл противника и по переброскам боеприпасов в Ленинград (Санкт-Петербург).

С марта 1942 года — в действующей армии. За короткий срок на «отлично» переучился на самолет Ил-4. Совершил 20 боевых вылетов ночью, из них 3 вылета на полный радиус — бомбардировал город Кенигсберг (сегодня Калининград). За свои действия был награжден орденом Красного Знамени.

К апрелю 1944 года совершил 344 боевых вылета на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, а также скоплений его войск и техники, из них ночью — 288, днем — 56. Участвовал в бомбардировке городов Берлин, Данциг (сегодня Гданьск, Польша), Кенигсберг (сегодня Калининград), Будапешт, Тильзит (сегодня Советск Калининградской области), Истербург (сегодня Черняховск Калининградской области), Брест, Хельсинки, Констанца (Румыния), Галац (Румыния). Проявил себя грамотным отважным летчиком, способным летать в любых условиях, дня и ночи.

После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. Командовал полком, затем дивизией.

С 1960 года полковник Л.А.Филин — в запасе.

Жил в городе Житомир (Украина). Работал мастером на заводе «Электроизмеритель».

Умер 20 февраля 1975 года. Похоронен в Житомире.

Наградной лист



  • (will not be published)

Подписаться на комментарии