211-fesenko-mihail-ilich-thmb

В первой же схватке с врагом в сентябре 1943 года оп проявил незаурядные способности, мужество и самоотверженность.

Когда штурмовики Ил-2 атаковали позиции противника в районе Поповой Слободы, Фе-сенко пробился к цели сквозь сильный заградительный огонь.

Снаряды зенитной артиллерии сильно повредили его самолет, было выведено со строя управление правым элероном, десятки пробоин зияли в плоскостях, однако молодой пилот выполнил задание до конца, привел подбитую машину на свой аэродром и благополучно приземлил ее.

211 Фесенко Михаил ИльичВ ожесточенных боях с немецко-фашистскими захватчиками за освобождение Советской Украины день ото дня росло мастерство воздушного бойца, приходила уверенность в себе. Однажды во время штурмовки вражеского переднего края группа самолетов подверглась нападению 8 «фокке-вульфов». Четыре из них были нейтрализованы нашими истребителями сопровождения, по остальные пытались помешать штурмовикам выполнить задание. Фесенко и другим летчикам пришлось одновременно вести бой с истребителями и обрабатывать цель. Гитлеровским асам так и не удалось подбить ни одного Ила. Задание командования было выполнено.

Вскоре отважный пилот получил орден Красной Звезды. Прошло немного времени, и Фесенко снова отличился в боях на Гомельском и Шлобинском направлениях в Белоруссии. Его звено решительно поддерживало с воздуха наши наступающие части при проведении Бобруйской операции. Многие экипажи были тогда удостоены правительственных наград, в том числе и М. И. Фесенко — он стал кавалером ордена Красного Знамени, получил благодарность от Главного маршала авиации А. А. Новикова.

Летом 1944 года гвардейцы 175-го штурмового авиационного Слуцкого Краснознаменного полка после изгнания захватчиков с советской земли громили врага в небо Польши. Лейтенант Фесенко активно участвовал в операциях при форсировании реки Западный Буг и за освобождение городов Луков, Седлец, Минск-Мазовецкий. Он произвел здесь 34 успешных боевых вылета, уничтожил и повредил два танка, 27 автомашин, 19 различных орудий, 6 тягачей, множество повозок и сотни солдат и офицеров противника. 24 августа в сложной тактической обстановке, когда наши войска стремительно двигались вперед, повел свою группу на запад. Обнаружив вражескую отступающую колонну, Илы по команде ведущего обрушили на нее смертоносный удар, наголову разбили фашистов.

Летчик-штурмовик Герой Советского Союза И. Ф. Фа- . теев, проживающий ныне в Донецке, вспоминает, как отважно сражался Фесенко в завершающий период войны, когда был уже старшим лейтенантом, заместителем командира эскадрильи. Вместе с майором А. Д. Свистуновым и старшим лейтенантом Ш. И. Шургая он водил группы штурмовиков на бомбардировку сильно укрепленных опорных пунктов Альтдамм, Подеюх, Финкенволоде, Кюстрин.

Свой последний, 112-й боевой вылет Михаил Ильич совершил в Берлинской наступательной операции. К тому времени грудь отважного гвардейца украсили второй орден Красного Знамени и орден Отечественной войны 1-й степени, несколько медалей. А 15 мая 1946 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении М. И. Фесенко звания Героя Советского Союза.

  • Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза. Донецк, «Донбасс», 1976.

Справка

Фесенко Михаил Ильич — заместитель командира эскадрильи 175-го гвардейского штурмового авиационного полка (11-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 15 сентября 1923 года в посёлке Лиман, ныне город Красный Лиман Донецкой области (Украина), в семье служащего. Украинец. Окончил 10 классов, аэроклуб в городе Славянск Донецкой области.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов (в городе Уральск, Казахстан) в 1943 году и направлен на Центральный (с октября того же года – Белорусский) фронт в 874-й штурмовой авиационный полк 299-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии.

Первый боевой вылет совершил 6 сентября 1943 года в период боёв за левобережную Украину. Участвовал в освобождении городов Конотоп (Сумская область), Бахмач, Нежин (оба – Черниговская область), затем в боях на гомельском и жлобинском направлении, уничтожении бобруйской группировки противника, Люблин-Брестской операции.

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. Служил заместителем по лётной подготовке и командиром 905-го бомбардировочного авиаполка 333-й бомбардировочной авиадивизии 73-й воздушной армии Туркестанского военного округа (ТуркВО) (п. Айни, Таджикистан). Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. С 1968 года — генерал-майор авиации. В 1972 году был советником командующего Военно-воздушных сил Демократической Республики Вьетнам.

С 1980 года — в запасе. Жил в Москве. Умер 30 августа 2004 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Память

  • Почётный гражданин Красного Лимана.

Наградной лист



  • (will not be published)

Подписаться на комментарии