22_buryak_mihail_ivanovich_thmb

Родился в 1922 году в се- селе Терны Краснолиманского района

Многие мальчишки предвоенных лет мечтали о небе, о службе в авиации. Стремился стать летчиком и Андрей Бордюгов. К намеченной цели он шел настойчиво, уверенно. После школьных занятий в Краснолиманской средней школе № 1 спешил в аэроклуб. Потом поступил в Ворошиловградское авиационное училище, стал военным летчиком.

Бордюгов Андрей Алексеевич

Знания, полученные в предвоенные годы, очень пригодились при отражении фашистского нашествия. Немало пришлось выдержать боев с «мессершмиттами», «юнкерсами» и другими вражескими самолетами. Но особенно отличился командир звена 955-го штурмового авиационного Рижского полка 305-й штурмовой авиационной Павлоградской Краснознаменной дивизии А. А. Бордюгов при штурмовке вражеских позиций, железнодорожных станций, скоплений войск и техники.

Наши Илы наводили ужас на фашистов. Они появлялись внезапно, атаковали стремительно, уничтожая живую силу и технику противника огнем пушек и пулеметов, реактивными снарядами и бомбами. Так было и 12 января 1944 года на железнодорожной станции Желто-Каменка. С первых же заходов на цель летчики точно попали в вагоны с боеприпасами. Станцию потрясли взрывы огромной силы. Однако зенитные пушки врага, расположенные вокруг станции, открыли сильный заградительный огонь. Уходить? Но на станции еще остались другие эшелоны. Один из них быстро набирал скорость. Бордюгов решил атаковать железнодорожный состав, а точнее, паровоз. Он спикировал и прямым попаданием бомб вывел паровоз из строя. Вагоны остановились, но уцелели. Тогда летчик обстрелял состав реактивными снарядами. Было уничтожено 15 вагонов с боеприпасами, много автомашин. Группа без потерь возвратилась на свой аэродром.

Второго февраля 1944 года восемь самолетов Ил-2, в составе которых Бордюгов был ведущим пары, снова штурмовали железнодорожные эшелоны на разъезде № 355. Три захода совершила группа. 40 вагонов с боеприпасами были уничтожены. Запылал крупный склад горючего. За успешное выполнение этой важной операции всей группе, участвовавшей в налете, командование 17-й воздушной армии объявило благодарность.

В начале 1944 года немецкое командование стремилось любой ценой удержать города Никополь и Кривой Рог. Все высоты и населенные пункты, находившиеся в ближайшей глубине обороны, были превращены врагом в сильные опорные пункты. Перед нашими войсками к тому же была водная преграда — широкий Днепр. 4 февраля двум Илам во главе с А. А. Бордюговым было приказано уничтожить одну из переправ через Днепр в районе Никополя. Известно, что переправы через крупные реки всегда хорошо охраняются зенитной артиллерией. Но немцы не ожидали внезапного появления такой маленькой группы штурмовиков. А наши летчики действовали умело. В результате прицельного бомбометания переправа была взорвана. При этом уничтожено 10 вражеских автомашин, 5 повозок и до 20 солдат и офицеров противника.

24 апреля 1944 года группе из 18 Илов было приказано уничтожить вражеский аэродром в Абаклее. Штурмовики нанесли мощный удар. 15 самолетов противника загорелись, не успев подняться в воздух. Задание было выполнено. На обратном маршруте Бордюгов шел ведущим пары. На одной из небольших станций он заметил целый эшелон цистерн с горючим. Появления наших самолетов здесь совсем не ожидали. Штурмовики ринулись в атаку и пулеметно-пушечным огнем подожгли эшелон.

А потом были упорные бои в небе Прибалтики. Командуя звеном и являясь ведущим групп, А. А. Бордюгов и здесь проявил исключительное мужество, высокое боевое мастерство. Так, например, 14 сентября 1944 года А. А. Бордюгов во главе четырех самолетов Ил-2 выполнял сложное боевое задание по уничтожению живой силы и техники противника на переднем крае обороны в районе Мязмыйза. Несмотря на сильное зенитное противодействие, летчики точно вышли на цель и тремя заходами уничтожили 4 орудия, 2 миномета, много солдат и офицеров врага, подавили огонь двух зенитных батарей. Отлично маневрируя в зоне плотного зенитного огня, группа избежала поражения и без потерь вернулась на свой аэродром.

При выполнении боевого задания по уничтожению подходящих резервов противника в районе Пурадмиджа штурмовики группы Бордюгова внезапным налетом уничтожили 12 автомашин с солдатами, 4 орудия на механической тяге и рассеяли колонну пехоты численностью до двух батальонов.

Фронт все дальше продвигался на запад. Но враг еще оказывал упорное сопротивление. У штурмовиков было много боевой работы. 20 февраля 1945 года при штурмовке фронтового склада в районе Салдус самолет Бордюгова был поврежден огнем зенитной артиллерии противника. Машиной стало очень трудно управлять. Несмотря на это летчик не покинул самолет, а сумел долететь до своего аэродрома и произвести посадку.

123 боевых вылета совершил за время войны Андрей Алексеевич Бордюгов. 17 раз часть, где он служил, получала благодарности Верховного Главнокомандующего. А. А. Бордюгов был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года старшему лейтенанту Андрею Алексеевичу Бордюгову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Источник:

  • Кавалеры Золотой Звезды. Донецк, «Донбасс», 1976.

Наградной лист



Войдите, чтобы оставить комментарий