13_belyakov_ivan_yakovlevich_thmb

Родился 21 апреля 1922 года в селе Предтечево Измалковского района Липецкой области. С 1928 года жил в Дружковке

В 1940 году после окончания десяти классов и Дружковского филиала Константиновского аэроклуба поступил в Ворошилов- градскую школу военных летчиков.

Свой первый боевой вылет Иван Яковлевич Беляков совершил в июне 1944 года в районе Великих Лук. В составе 594-го штурмового авиаполка 332-й авиадивизии он участвовал в освобождении Невеля, Витебска, Полоцка, Варшавы, Данцига, Гдыни, штурмовал Кенигсберг. Командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи, штурман авиаэскадрильи — таков послужной список молодого летчика.

Беляков Иван Яковлевич

Старший лейтенант Беляков с первых дней участия в боях зарекомендовал себя умелым и храбрым воином. Уже в сентябре 1944 года его грудь украсили три боевых ордена — Красного Знамени, Славы 3-й степени и Отечественной войны 1-й степени. Командир 594-го штурмового авиаполка подполковник Карпов,  представляя его к наградам, писал:

«Мужественный, бесстрашный летчик-штурмовик, подлинный патриот Родины. В неоднократных воздушных боях с противником показал зрелое мастерство и высокую тактическую подготовку. Один из лучших разведчиков полка, он отлично владеет техникой пилотирования. Летает в самых сложных метеорологических условиях. Совершил 116 боевых вылетов, из них 28 на разведку с бомбометанием и штурмовкой».

Вот только некоторые эпизоды из боевой жизни отважного летчика. Однажды после штурмовой обработки цели севернее Двинска самолет Белякова атаковали два «фокке-вульфа». Боезапас у него был на исходе. Прижимая свою машину к земле и маневрируя по горизонтали и высоте, советский пилот стал уходить поближе к линии фронта. Но минут через пять к противнику присоединились еще два «мессершмитта». Фашисты, чувствуя свое превосходство, решили посадить наш самолет у себя на аэродроме. Окружив его с флангов и приблизившись почти вплотную, они начали показывать Белякову руками: иди, мол, с нами, а не согласишься — пойдешь в землю.

— Держись, Еллям! — крикнул старший лейтенант стрелку Адилову и резко бросил самолет вправо. В тот же миг «мессершмитт» отвернул в сторону. В это время в прицел Адилову попался «фоккер», и он сбил его с первой очереди. Гитлеровцы растерялись. Сделав левый разворот, Беляков смело ринулся на «мессершмитта». Тот густо задымил и пошел к земле. С честью выполнив боевое задание, экипаж Белякова благополучно возвратился на аэродром.

Получив приказ разбомбить в районе станции Пущи южнее Риги немецкий железнодорожный состав с техникой, Беляков во главе шестерки Илов приближался к цели. И вдруг он заметил на проселочной лесной дороге большую танковую колонну с черно-белыми крестами. Отдав распоряжение своему заместителю следовать по заданному курсу, командир отвалил от группы. Он снизился до 70— 100 метров и начал бомбить гитлеровские танки. Когда оставалось выбросить бомбы с последнего люка,— из идущего навстречу танка вырвался клуб огня. Страшный удар подбросил самолет вверх. Прямое попадание снаряда. Но Беляков не растерялся. Используя набранную на пикировании скорость, он достиг максимальной высоты и с заглохшим мотором спланировал машину на нейтральную полосу.

В этом бою отважный советский штурмовик уничтожил пять тяжелых танков и несколько автомашин.

Последние боевые вылеты старший лейтенант Беляков совершил на остров Рюген с германского аэродрома Анклам 8 мая 1945 года. А 19 августа Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

После войны Иван Яковлевич Беляков еще долгое время служил в рядах Военно-Воздушных Сил. Демобилизовался в 1953 году. Работал на Дружковском машиностроительном и метизном заводах контролером ОТК, начальником смены, диспетчером.



Войдите, чтобы оставить комментарий