900x200 - Фото 1 План размещения Дворца культуры

Дворец культуры «Артиллерийского завода» был введен в эксплуатацию в 1938 году. На общем собрании рабочих завода ему было присвоено имя председателя ВЦИК М.И. Калинина. Это решение было обусловлено тем, что М.И. Калинин «почетный котельщик» завода. В новое здание переехали все сотрудники и все кружки из Зеленого театра.

Вместо предисловия

Автор благодарит за помощь в написании этой части статьи директора музея ОАО «Точмаш» члена Союза журналистов Украины Эмму Николаевну Кравчинскую и члена союза писателей СССР и союза журналистов Украины Виктора Михайловича Шепило.

Дворец культуры

Был ли проект здания типовым проектом бюро «Клубстрой», или это индивидуальное строительство – выяснить не удалось. Хотя архитектура Дворца культуры напоминает один из проектов бюро «Клубстрой».

Этот архитектурный ансамбль, состоит из трех самостоятельных зданий, соединенных вместе. Такое конструктивное решение позволяет одновременно обеспечить функциональные связи помещений и изоляцию массово-зрелищной части от клубной при сохранении внутренней связи между ними.

План размещения Дворца культуры

План размещения Дворца культуры

Здание условно разделялось на три самостоятельные функциональные группы помещений:

Массово-зрелищная или театральная часть. Это центральная часть здания. Она включает в себя зрительный зал на 900 посадочных мест. В зрительном зале есть балкон для зрителей. На балконе располагалось помещение киномеханика. Зрительный зал использовался и как районный кинотеатр. Театр – ядро Дворца культуры в объемно-планировочном решении и в деятельности. В тыльной части здания расположены помещения для театра: гримерные, костюмерные, реквизиторские и т.д. Стоит так же отметить, что зрительный зал был одним из лучших залов нашего города по акустике.

Клубная часть. Она занимает южное крыло здания и часть второго этажа над главным входом. Здесь помещения для повседневного досуга, помещения кружковой деятельности, помещения для репетиций, студии, помещения детской группы, спортивная группа, библиотека. На втором этаже расположен малый зал. Его использовали как лекционный. В нем же проводили мероприятия «местного» значении: утренники для детей, детские концерты, торжественные мероприятия для сотрудников Дворца культуры и т.п.

Административно-хозяйственная часть. Она занимает северное крыло здания. На втором этаже располагается администрация, а на первом бухгалтерия и билетные кассы. К административно-хозяйственной части относились так все обслуживающие помещения: гардеробы, коридоры, лестницы, и т.д.

О работе ДК до войны ничего неизвестно. В музее ОАО «Точмаш» не сохранилось об этом никакой информации.

Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. По одной версии — в здание попала авиабомба. По другой — фашисты при отступлении подожгли Дворец культуры, как и весь поселок. Автор этих строк склоняется к версии, что в здание попала авиабомба. Эта версия основана на следующем факте: наружные стены здания выложены из кирпича довоенного производства. Внутренние стены (стены зрительного зала) выложены из кирпича послевоенного производства. И в кладке внутренних стен в растворе меньше цемента, чем в растворе наружных стен Дворца. Если бы здание подожгли, то и наружные и внутренние стены здания были бы выложены из одинакового кирпича. Эту версию подтверждает и фотография развалин ДК.

Развалины ДК им Калинина

Развалины ДК им Калинина

В 1947 году уцелевшее фойе разрушенного здания было отремонтировано и приспособлено под рабочий клуб.

И только в 1962 году Дворец культуры был восстановлен и введен в строй со зрительным залом на 900 посадочных мест, как и до войны. Зрительный зал использовался и как концертный зал, и как районный кинотеатр.

Функциональное назначение помещений было сохранено довоенным. Единственное отличие: в клубной части на первом этаже построили большой спортивный зал, а на втором, над спортзалом, танцевальный класс с паркетом. В этом зале проводили детские утренники и устраивали Новогоднюю елку для детей. «Новогодняя елка для взрослых» устраивалась в холле первого этажа.

Имя Дворца культуры было тоже восстановлено – «Дворец культуры имени М.И. Калинина». В фойе много лет при входе в зрительный зал стоял большой бюст М.И. Калинина. Во время реконструкции 2002 – 2003 годов бюст был перенесен в подвал. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Долгие годы работой ДК руководил директор Иван Михайлович Адоевцев. Заместителем директора был Диденов Борис Митрофанович. А художественным руководителем — Рудаев Максим Борисович.

Администрация завода во Дворце культуры проводила все торжественные мероприятия, конференции, собрания, смотры художественной самодеятельности, в которых участвовали все цеха и отделы, вечера отдыха, дискотеки для молодежи.

Цеховые вечера отдыха проходили обязательно с застольем. В холле первого этажа расставлялись столики на 4 или 6 человек. Артисты ДК устраивали небольшие концерты. Обязательно были танцы.

Из спиртных напитков на вечерах пили только шампанское и вино. Водку не приносили. Это правило, по молчаливому соглашению администрации ДК и рабочих завода, соблюдалось всегда. Водку желающие употребляли вне стен Дворца культуры. За соблюдением этого правила особо следил парторг завода С.Н. Шаршавкин. Невысокого роста, на вид не очень грозный, он умел «испортить настроение» любителям выпить. Никому не хотелось быть уволенным за пьянство. Идиллия шампанского и вина закончилась в 1985 году с объявлением «сухого закона». На вечерах стал применяться «классический вариант» — вино в чайниках…

Райкомы КПСС и комсомола Киевского района, а также администрация Киевского исполкома предпочитали этот Дворец культуры для проведения своих мероприятий частенько «игнорируя» ДК им. Горького, который находился гораздо ближе к зданию райадминистрации района. Иногда здесь проводили свои мероприятия и летчики Донецкого авиаотряда.

С ними у администрации Дворца культуры была «особая дружба».

Взлетная полоса аэродрома расположена относительно недалеко от ДК. Дребезжание стекол в окнах и шум двигателей самолетов мешал вокальным ансамблям, репетиционные комнаты которых были расположены в северном крыле. Особенно это сказывалось в летнее время, когда окна были открыты.

Тогда заместитель директора Борис Митрофанович Диденов звонил руководству аэропорта и начинал ругаться: «Что Вы все время в нашу сторону взлетаете? Вы что не можете в другую сторону взлетать?»

Ему спокойно объясняли, что самолеты всегда взлетают против ветра. И они не могут отменить рейсы или «остановить» ветер.

Такие звонки были неоднократно. У Бориса Митрофановича часто спрашивали: «Зачем Вы все время звоните в аэропорт, ничего же не изменится».

«Я уже с ними шучу, а они мне до сих пор серьезно отвечают» — отшучивался Борис Митрофанович.

Во Дворце работало много кружков самодеятельности, как для взрослых, так и для детей. Был хор современной русской и украинской песни.

Театральная студия под руководством А.П. Проценко большой популярностью не пользовалась. В 60-х 70-х годах увлечение народными театрами сходило на нет. Зато особо популярным был молодежный коллектив СТЭМ (агитбригада). Работал поэтический театр-студия.

В ДК работало много танцевальных ансамблей: эстрадные танцы, бальные танцы, народные танцы. Их участниками были, в основном, сотрудники завода.

Много было детских коллективов. Например: детский танцевальный ансамбль «Дружба». Особой гордостью был детский духовой оркестр «Мажор».

Детский духовой оркестр Мажор

Детский духовой оркестр «Мажор»

Профессиональных ансамблей во Дворце культуры не было. Здесь были или любительские или полупрофессиональные коллективы. Например: мужской фольклорный ансамбль «Лирика». Художественный руководитель заслуженный работник культуры УССР Анатолий Федорович Кузьменко и два концертмейстера – штатные сотрудники ДК. А остальные оформлены на полставки.

Репетиция мужского фольклорного ансамбля Лирика

Репетиция мужского фольклорного ансамбля «Лирика»

Советская эстрада зарубежного зрителя особо не интересовала. А вот концерты наших фольклорных ансамблей, особенно в Европе, пользовались большой популярностью

Все артисты мечтают о зарубежных гастролях. Это возможность увидеть мир и пополнение семейного бюджета. Не так чтобы очень пополнить семейный бюджет, но мир посмотреть гарантировано.

Многие коллективы Дворца культуры носили звания «Заслуженных» или «Народных». Это им открывало «широкую дорогу» гастрольных поездок по стране. А за границу ни-ни.

Причина была в статусе завода как военного секретного предприятия, хотя официально завод выпускал сельскохозяйственную технику. Служба безопасности даже директора завода не пустила в Карловы Вары на лечение.

По этой причине многие «Заслуженные» и «Народные» коллективы переходили в другие Дворцы культуры, где они получали заветную возможность заграничных гастролей.

Так поступил и коллектив ансамбля «Лирика». Администрация ДК шахты «Октябрьская» предложила им перейти к ним. Шахта — обычное предприятие, не секретное. И тут же ансамбль поехал на гастроли в Испанию и Францию.

Во Дворце культуры работал первый в городе клуб «Кому за 30».

В середине 70-х годов Борис Митрофанович Диденов съездил в отпуск в Прибалтику. И там он впервые увидел такие клубы. Идея очень понравилась, и, уговорив администрацию, он решил организовать такой клуб. Это был первый в Донецке клуб знакомств.

Клуб работал два раза в месяц. Дни недели выбирались или среда или пятника. В эти дни отменялась демонстрация фильма, а все самодеятельные коллективы заканчивали работу до шести часов вечера.

В холле расставлялись столики. Были фрукты, кондитерские изделия, прохладительные напитки и сухое вино. Артисты Дворца культуры устраивали, так же как и во время заводских вечеров отдыха, небольшие концерты. Обязательно были танцы.

На каждом «заседании» клуба могло присутствовать только 80 посетителей. Поровну 40 женщин и 40 мужчин.

Вход в клуб был платный. Посетителям продавали билеты. Это были обыкновенные почтовые открытки, на обратной стороне которых был напечатан «Пригласительный билет». Отличие мужских билетов от женских заключалось в том, что на женских пригласительных билетах была нарисована розочка.

Через несколько месяцев обнаружилось, что на «заседаниях» клуба всегда женщин процентов на 20 больше, чем мужчин. А пригласительные билеты продавали всегда поровну. Стали выяснять. Оказалось: женщины нашли художника, который им на мужские пригласительные билеты дорисовывал розочки.

Часто в клуб приходили женатые мужчины. При продаже билетов паспорт не проверяли… После вечеров жены «отлавливали» мужей, которые шли провожать своих новых знакомых… Много было сцен ревности… Иногда доходило и до «мордобоя». Обманутые жены приходили с подругами. Пока жена била мужа, подруга выясняла отношения с «новой пассией»…

Это был самый популярный в городе клуб «Кому за 30». Особенно он славился с 1976 по 1979 год.

В «сферу интересов» администрации Дворца культуры входил и Путиловский парк. Территория парка, так же как и стадион «Монолит», принадлежала заводу «Точмаш».

В летнее время на танцевальной площадке в парке часто проходили концерты художественной самодеятельности завода, т.е. коллективов ДК.

Концерт в Путиловском парке

Концерт в Путиловском парке

В зимнее время силами сотрудников Дворца культуры организовывались Новогодние ярмарки в соседнем сквере. Дедом Морозом и Снегурочкой всегда были сотрудники ДК.

Новогодний городок возле Дворца культуры

Новогодний городок возле Дворца культуры

Концертный зал Дворца культуры был одним из лучших концертных залов в городе. Кроме художественной самодеятельности в зрительном зале часто выступали с концертами знаменитые артисты страны.

Здесь выступали: Тамара Миансарова, Евгений Евтушенко, Валерий Ободзинский и много других знаменитых артистов.

Самое яркое впечатление у сотрудников ДК оставил концерт Владимира Высоцкого.

По Дворцу культуры разнесся «слух», что завтра будет выступать Высоцкий. «Слух» не был ничем подтвержден. Поэтому в район кассы ДК была отправлена «разведгруппа». «Разведгруппа» вернулась без достоверной информации…

Не было ни афиш концерта, ни анонса в городских газетах. Но на следующий день уже все билеты были проданы. Стоит особо подчеркнуть, что администрация ДК в коррупции, то есть в продаже билетов по спекулятивной цене, никогда замечена не была.

Это были вторые гастроли Владимира Высоцкого в Донбассе.

Подробно о концертах рассказано в статье Д. Носова «Прошу зачислить…» [1]. А здесь приведу только небольшую цитату из этой статьи.

«…Высоцкий побывал в Донбассе и в мае 1977 года. Тогда в Москву опять выезжал Мордашенко. Договориться уже было легче – у Высоцкого была путевка общества «Знание». В Донецке по линии общества Владимир Семенович выступал перед пропагандистами и лекторами во Дворце культуры имени Калинина. Аудитория солидная, не молодежная… Гость не только исполнял свои песни, но и делился мыслями о проблемах кино, театра.

Рассказывает ответственный секретарь Киевской районной организации общества «Знание» Л.К. Невинная:

- Слушатели остались довольны. Владимир Семенович показал себя мастером публичного выступления…»

И далее.

«Приехал Высоцкий по путевке общества, но главная задача – концерт в просторном зале Дворца спорта «Дружба». Это уже по линии филармонии.

Правда, во Дворце спорта Высоцкий выступал совместно с ансамблем «Молодые голоса» и «Алые маки», но основная нагрузка легла на него.»

Реклама концерта В. Высоцкого [2]

Реклама концерта В. Высоцкого [2]

Но давайте вернемся к началу концерта Владимира Семеновича во Дворце культуры

Толпа поклонников ожидала приезда кумира на авто…

За полчаса до концерта к главному входу ДК подошел мужчина без гитары в надвинутой на глаза кепке. Поклонники на него даже не обратили внимание. Только минут через пять по толпе пронесся говор, что это и был Высоцкий. А минут через десять сквозь толпу прошел молодой человек с футляром для гитары. Он и принес гитару Высоцкому.

Уходил великий артист точно так же. Сначала, незамеченный толпой поклонников, ушел Высоцкий, а потом молодой человек унес гитару.

Кроме артистов во Дворце культуры выступали и ученые. Особенно любили выступать здесь врачи.

В Донецке проходил форум медиков, на котором присутствовал Николай Амосов. Общество «Знание» организовало встречу. Выступление прошло необычно: сначала полчаса Амосов рассказывал о своей работе, а потом, более двух часов, отвечал на вопросы зрителей. И со сцены он не ушел, пока не ответил на все вопросы.

Дворец культуры им Калинина принадлежал заводу «Точмаш». Это был настоящий центр культуры Киевского района, любимый дончанами, особенно заводчанами и их семьями.

Завод его содержал. Платил зарплату сотрудникам… И как только завод перестал работать, перестал работать и Дворец культуры.

В начале 90-х годов XX столетия Дворец культуры прекратил свое существование.

В августе 2002 года было принято решение о передаче помещения Дворца культуры им Калинина Донецкой торгово-промышленной палате.

Так закончилась первая история Дворца культуры и началась вторая.

Семен Левада.

Литература.

  1. Носов Д., «Прошу зачислить…», Газета «Вечерний Донецк» №169 от 03 сентября 1991 года.
  2. Газета «Вечерний Донецк» №110 от 13 мая 1977 г.


2 Комментарии

  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    А вот и старенькое фото Виктора Шепило (фото Настя Федоренко)

     

  • Был на концерте В.С.Высоцкого !!!Масса незабываемых впечатлений!Праздновали День машиностроителя.Первая часть-торжественная.Вторая часть-Высоцкий.В ДК я имел доступ ко всему,посему сидел в оркестровой яме,ближе,чем первый ряд!На сцену вышел невысокий мужичек с гитарой и без объявлений спел «На братских могилах не ставят крестов…»Это явилось его визитной карточкой.Было супер!После выступления в компании с начальством было «заседание» в комнате президиума,за кулисами.Высоцкий уже не пил.И от кофе отказался.Только чай!Помню-Валя Баркова,секретарь директора ДК сбегала домой и принесла чайный сервиз для этого мероприятия.Горжйсь,что так близко видел Высоцкого!

Войдите, чтобы оставить комментарий