или классная история без классовой и национальной ненависти

«В нынешней школе учатся только для того, чтобы разучиться что-нибудь понимать». В.О. Ключевский, 1896 г.

История, судя по современным справочникам, не наука, а целый комплекс общественных наук. И из этого солидного комплекса в годы «развития социализма» для учебников истории вырывали лишь политологию и социологию, сводя их, в свою очередь, к борьбе классов, явлению хоть и важному, но не исчерпывающему (вот причина однобокости в понимании термина история).

1 сентября 1964 года1 сентября 1964 года

Годы независимости отличились только тем, что дополнили учебники национальной ненавистью и, пренебрегая призывом «не сотвори себе кумира», поменяли местами «положительных» и «отрицательных» героев. А ведь согласно закону диалектики, единство и борьба противоположностей наблюдаются не только в обществе, но и в каждой личности. Давно пора превращать школу из научного заведения в учебное. Хотя бы до 8-го или 9-го класса знания надо не углублять, а расширять. Как в Онегине – «Коснуться до всего слегка». Потому что гораздо важнее не привычка добросовестно зазубривать профильтрованную информацию, а увлечение самим процессом получения знаний.

Все вышесказанное не просто мои мысли, а выражение согласия с мнением донецкого учителя А. Р. Федонина, автора учебной программы для 5 классов «Знакомство с историей». Впрочем, такое знакомство станет откровением не только для детей, впервые соприкасающихся с этой областью знаний, но и для их родителей.

Суть предложенного варианта сводится к тому, что начинать знакомить детей с историей необходимо не по сказочному принципу: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве правил, скажем, Даниил Галицкий», или «Жили-были лыцари за днепровскими порогами». Стартовать надо от отчих порогов! Для кого — то отчий порог в Галичине, для кого-то – в Запорожье. Но есть регионы Украины забытые если не Богом, то учебниками. Где ж равенство?

Однако и масштабы региона слишком велики для пятиклашек. Знакомиться с историей удобнее, начиная со своей семьи, от своих предков, которые роднее киевских князей и казацких гауптманов, то бишь гетманов. Свои и расскажут, и покажут документы. А листание семейного фотоальбома – чем не работа с фотоархивом?

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

«Отечественную историю нельзя преподавать в высших классах гимназии так, как ее преподают в начальных сельских или городских училищах, и наоборот…». В.О. Ключевский, 1893 г.

Как уже можно было убедиться, нетрадиционная программа подразумевает нетрадиционные подходы. На первом же уроке школьники знакомятся не только с учителем, но и с музой Клио, которая потом незримо будет повествовать (устами учителя) об источниках, питающих полноводную реку истории.

Минимум запоминаний, максимум размышлений в игровой форме: дети сообща тут же находят музе однокоренные слова – музыка, музей (т. е. «храм музы»). И так весь год.

Первый раз в школу. 1962 годПервый раз в школу. 1962 год

Традиционный принцип изучения событий в их хронологической последовательности А. Федонин заменяет для пятиклассников сначала знакомством с самой хронологией – историей календаря, затем с названиями временных отрезков, с причинами празднования Нового и «старого Нового» года, и так далее. А как научиться ориентироваться в историческом пространстве? С этой проблемой автор предлагает справиться при помощи увлекательной метрологии. Не нужно сразу учить мыслить глобально, как когда-то: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз». Гораздо более уместная, по мнению автора, стартовая площадка для изучения планеты – это Малая Родина, или, если цитировать К. Симонова, – «клочок земли, припавший к трем березам». Отсюда и отмерять жизненный путь то ли шагами, то ли верстами, или километрами, о которых наши далекие предшественники даже не знали. А знаем ли мы их меры? Каков тот же конек-горбунок «ростом ровно три вершка» и «с аршинными ушами»? Кто из читателей способен перевести пяди или линии в сантиметры? Инертные стародумы махнут рукой – что за история без бунтовщины? Но «бунтология» успеет надоесть в старших классах и вузах. Зачем ею мозолить уши на старте знакомства с историей?

Такие темы, как «Геральдика» и «Сфрагистика» рассказывают в новой программе, соответственно, о гербах и печатях, являющихся ровесниками важных исторических событий и совсем не такими уж немыми их очевидцами. Школьники, в отличие от некоторых авторов учебников, не станут путать гербы с прочей символикой. «Нумизматика» убедит, что монеты вовсе не пустозвоны, а прадедушкины медали помогут овладеть «Фалеристикой» (наукой о наградах). Раздел «Антропонимика» приоткроет занавес над происхождением личного имени и фамилии, расскажет о том, как в старину давались прозвища, а в качестве увлекательных практических занятий можно (с разрешения) придумать прозвища приятелям и учителям. Топонимика сделает понятными названия села, реки, улицы, государства. Палеография не только расскажет, как писали до появления букв, но и поможет овладеть приемами древней тайнописи. Какой, скажите, сорванец устоит перед подобным соблазном?

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

«История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». В.О. Ключевский, 1893 г.

Сам автор полюбил историю и географию вопреки школе и благодаря собирательству марок, монеток, значков, этикеток… С кем не случалось? Но одни видят в таких предметах красоту или блеск, а он смотрел на них, как на пришельцев из других стран или времен. На четвёртом десятке жизненного пути променял инженерную работу на школьную, чтобы продемонстрировать юным поколениям, как сделать увлечение познавательным, а процесс познания – увлекательным. Лишь в начале 90-х годов отделы образования не только перестали придираться, но и оказали поддержку идее. За свои деньги в 1995 году А. Федонин ездил в Министерство образованияния, но вернулся с письмом для областного управления, где было распоряжение представить через год ту же работу переведенной на украинский язык. А делов-то – всего несколько страниц.

В 1996 году программа все-таки была утверждена Министерством и рекомендована в качестве экспериментальной в Донецкой области. С тех пор автором изданы два оригинальных учебных пособия, в которых на равных соседствуют научная информация и отрывки из увлекательных романов, солидные архивные материалы и детские сказки. Плюс две «Тетради интересных заданий», от которых не оторвать не только детишек, но и их родню.

Только дальше «донецкого эксперимента» дело не пошло. «Обидно, что, несмотря на положительные отзывы и рекомендации областного управления образования о расширении сферы использования «Знакомства с историей», киевские чиновники, придерживаясь пословицы «молчание – золото», заточили идею в долгий ящик, – говорит Александр Рафаилович. – Хотя, с другой стороны, радостно: получается, что Донетчина хоть в этом плане «озолотилась», оказавшись впереди Украины всей. Пока дети других регионов зубрили даты и политические события, которые вновь всплывут в старших классах и в вузе, передовые учителя Донбасса расширяли интеллект юных жителей».

Впрочем, косвенным официальным подтверждением того, что будущее именно за «федонинской» методикой преподавания истории, может сойти тот факт, что в общегосударственной программе образования для пятых классов с начала третьего тысячелетия появился стартовый раздел «Знакомство с историей». То же название, те же темы. Они, правда, втиснуты всего в пять уроков вместо целого года, из-за чего к ним скорее привьется отвращение, нежели интерес. Да и в списке авторов – фамилии тех, кто лишь рецензировал или утверждал идею.

Возможно, когда-то программа «Знакомство с историей» (или что-то ей подобное) и увидит свет, но почему и из-за кого Украина уже потеряла полтора десятилетия в интеллектуальном развитии? За Державу обидно!

 

  • Автор: Евгений Отин, рецензент программы, профессор ДонНУ, заслуженный деятель наук Украины.
  • Фото из журналов Огонек за 1962 и 1964 годы

 



Войдите, чтобы оставить комментарий