Первым постучал в дверь нашего купе Александр Викторович Сорока – преподаватель Авдеевской музыкальной школы по классу баяна и аккордеона.

Он пришел не один, а со своим учеником Даниилом Малым, а тот прихватил на встречу баян. И пока мы общались с педагогом, его юный подопечный в соседнем кабинете наигрывал мелодии. Живая музыка, как глоток чистого воздуха в стенах госучреждения, настраивала на лирический лад, несколько уводила от привычных железнодорожных проблем.

Кстати, с нашей газетой Александр Викторович знаком уже лет 30. Его отец долгие годы работал на Донецкой. И хотя сын не пошел по стопам отца, почтительно-восторженное отношение к железной дороге у него осталось. Впрочем, мы его расспрашиваем о другом. О чем, наверняка интересно будет узнать мамам и папам, дедушкам и бабушкам, озабоченным будущим своих отпрысков.

– Александр Викторович, нам кажется, что семи-восьмилетние дети вряд ли приходят в музыкальную школу по своему желанию. Скорее всего, их приводят родители…

– Так и есть. Причем чаще всего мамы и папы преследуют единственную цель, – чтобы ребенок был при деле, а не болтался по улицам. И мне как педагогу приходится прикладывать много сил, чтобы ребенка «заразить» музыкой, привить ему любовь к инструменту, к тем произведениям, которые он разучивает и впоследствии  исполняет перед слушателями.

– А вы сразу распознаете у ребенка талант?

– Конечно, нет. Моя задача как педагога – в ходе занятий определить способности и заставить ребенка их проявить. Я убежден, у каждого из детей есть зачатки творца, только надо их бережно взрастить, как цветок. И тогда плоды непременно будут. Один из пунктов моей методики преподавания – развивать творческие данные детей. Они пишут музыку:  Наташа Паламарчук сочинила польку «Наташка», у Даниила Малого есть несколько своих композиций. К нам в школу приезжают композиторы  Артем Нижник, Юрий Шинкаренко, Владимир Митин, Валерий Ивко – для моих учеников это неординарные события, которые помогают им приобщиться к большому искусству. В творческой личности все должно быть гармонично. Обязательно надо ходить с ребятами в театр, филармонию, на выставки, чтобы сформировать культурный облик, чтобы у них был стержень.

– Александр Викторович, чем отличается ремесленник от творца.

– Ремесленник  хорошо знает и выполняет свою работу. А творцу этого недостаточно, он должен постоянно развиваться, совершенствоваться. Для человека искусства страшно оставаться ремесленником…

Вот почему я своих ребят учу читать ноты с места, подбирать музыку по слуху. Они должны уметь управлять своим сценическим поведением. Прививаю им любовь к сцене, к зрителям – они обязаны чувствовать ответственность за свои выступления – раз зрители приходят послушать твою музыку, то исполнение должно быть безукоризненным, ты приносишь людям радость, делаешь их чище, лучше.

– Один из самых перспективных ваших учеников Даниил Малый в свои 13 лет заработал солидный послужной список – он лауреат многих районных, городских, областных конкурсов. А на XX Международном конкурсе-фестивале баянно-аккордеонного и народно-инструментального искусства, который недавно состоялся в итальянском городе Манчиано, он удостоен первой премии – об этом мы узнали из газеты «Голос Украины». Расскажите нам о Данииле.

– В восьмилетнем мальчугане, который пришел в музыкальную школу, ничего незаурядного не было – самый обычный ребенок, к тому же мечтающий научиться играть на гитаре. И здесь я почувствовал его сильный характер. Договорились же так – вначале освоишь баян, а уж потом – семиструнную. В течение первого года обучения, сформировав его музыкальный слух, стало ясно – здесь может что-то получиться. Надо было только убедить его продолжать учиться игре на баяне и дальше. Помог случай. В 2007 году проводился областной конкурс баянистов. Я говорю Даниилу: поедешь на конкурс. А он: что это такое? Объяснил – ему лет восемь-девять тогда было, конечно, о конкурсах он понятия не имел, – и Даниил занял первое место. Безусловно, внимание, аплодисменты, диплом ребенку польстили. Он уже другими глазами, более уважительно посмотрел на баян. Потом были новые выступления на конкурсах, он получал призы, ему назначили областную стипендию в 200 гривен – да, пришло и материальное стимулирование, а это немаловажно, как, думаю, в любом другом деле.

– Видимо, и со звездной болезнью столкнулись?

– Разумеется. Но я ему объяснил, что существуют конкурсы еще более высокого уровня, на которых исполнители – звезды мирового масштаба, виртуозы, но ты еще до их уровня не дорос. Тебе надо работать ежедневно по нескольку часов в день, только так можно добиться профессионализма, виртуозности, а значит, высоких оценок жюри, признания зрителей.

– В таких случаях, видимо, для вас важна поддержка родителей?

– В частности, с родителями Даниила мы нашли взаимопонимание. Хотя есть и печальный опыт в моей педагогической практике. У меня был ученик Олег Воеводин, очень талантливый, перспективный парень, также завоевывал призовые места на конкурсах. Пока бабушка принимала участие в становлении его как исполнителя, все было хорошо, он собирался поступать в музыкальное училище. Но бабушка умерла. А отец вручил сыну отвертку в руки – иди, ремонтируй телевизоры…

– Да, печальная история. Но многие родители, напротив, желали бы отдать ребенка учиться музыке, да финансовые возможности семьи не позволяют – нужно оплачивать занятия, приобрести инструмент…

– Занятия в нашей школе не так уж дороги – 50 гривен в месяц. А вот хороший инструмент – да, это проблема. Даниил, например, вырос, что называется, из баяна, на котором он сейчас играет. Чтобы участвовать на международных конкурсах, а мы получили приглашение на очередной конкурс в Италии, где он должен будет показать себя в категории «классика», то есть исполнить Баха, Моцарта, Скарлатти, баянную классику, то здесь уже нужен более совершенный инструмент. Он возьмет такой баян, почувствует его божественный звук, и появится у парня новый импульс, все равно что второе дыхание откроется…

– И о каком же инструменте вы с Даниилом мечтаете?

– Сейчас выбрать хороший баян не проблема – отечественные, российские фирмы предлагают неплохие. Но выходить на международный уровень лучше всего с инструментом итальянского производства. Его звуковые качества превосходны, а при бережном отношении от прослужит не один десяток лет.

– Сколько же такой баян может стоить?

– Для нас совершенно неподъемная сумма – семь тысяч евро.

– Хочется обратиться к меценатам с призывом поучаствовать в судьбе юного дарования, представляющего наш Донбасс за рубежом. Давайте не забывать, что для нашего индустриального края именно баян и его разновидность – гармонь являются народными инструментами, без которых, если вспомнить, не обходились в прошлом демонстрации, народные гулянья, веселые свадьбы, детские утренники. Воздадим же должное столь замечательному, певучему, демократичному инструменту!

– Александр Викторович, мы же не узнали самого главного – с какого возраста надо начинать обучать детей музыке?

– Мой ответ не будет оригинальным – приобщать ребенка к музыке следует за девять месяцев до его появления на свет. Слушая мелодии, будучи во чреве матери, плод уже получает музыкальную информацию, и такого ребенка легче приобщить к занятиям. Так что, будущие мамы, слушайте красивую музыку и в будущем ваш ребенок, возможно, станет знаменитым исполнителем. А мы желаем вам, Александр Викторович и вашим подопечным успехов на всевозможных конкурсах. И спасибо, что пропагандируете такой замечательный музыкальный инструмент, как баян…

Виктор СВЕРДЛОВ, Валентина СУХИНИНА.



Войдите, чтобы оставить комментарий