На школьных уроках с удивлением воспринимается фраза: «Вторая мировая война началась 1-го, а закончилась 2-го сентября». Не менее парадоксально звучит информация о том, что жуткие годовщины начала войны отмечаются через 70 дней после окончания той ее это дчасти, которую окрестили Великая Отечественная, и 65-летие Победы в которой праздновалось в текущем году. Именно этот юбилей стал очередным поводом для укрепления и без того прочных дружеских отношений Донецка со столицей Российской Федерации. Но дружба городов сводится не столько к мероприятиям административного уровня, сколько к человеческим контактам и взаимопониманию, которые налаживаются как благодаря, так и вопреки деяниям чиновников.

Раз уж была упомянута Великая Отечественная война, то «невзначай» напомним, что в нынешних украинских учебниках она редко выделяется из общих рамок Второй мировой, а порой именуется советско-немецкой или немецко-русской.

Альтернативный путь к документальному изложению событий Великой Отечественной разработал донецкий педагог А. Р. Федонин. В качестве документов он избрал песни, рождённые той самой войной. Не все, конечно. Учитель изыскивал исключительно произведения, которые воспевали этапы наступлений и отступлений, рода войск, действия союзников, трудовой фронт и т. п. В результате в хронологический строй выстроились 40 аудио сюжетов.

Но что за учебная разработка, пусть даже нестандартная, без наглядного материала? К тому же Александр Рафаилович (сам автор нескольких книг) не скрывает, что с детства недолюбливает издания без иллюстраций. Это дало повод к овладению навыками компьютерного видеомонтажа, за что многократно благодарен коллеге С. Козлову и бывшему ученику О. Вакуленко.

Медленно, песня за песней стали преображаться в то, что современный сленг именует «клипами». Уже первые из них заставили задуматься: что первично — хроника, иллюстрирующая песню, или песня, воспевающая хронику? В результате появилось окончательное название работы: «1941–1945: ВОСПЕТАЯ ХРОНИКА». Новатора даже с «сырой» разработкой приглашали в студенческие аудитории университета, в краеведческий музей, в школы области… На большее не рассчитывал, пока не наткнулся на инициативных и отзывчивых сотрудников Областного института последипломного педагогического образования (ИППО) О. Д. Тюрикову и М. С. Менякину. Они сообщили, что в России проходят многочисленные международные конкурсы ко Дню Победы и один из них, объявленный московским Домом пионеров и школьников «Севастополец», как раз связан с компьютерной графикой. Причём, рассматриваются работы и детей, и педагогов. Московские организаторы не замедлили с ответом на заявку донетчанина: «Приглашаем принять участие! Конечный срок подачи материалов — 10 апреля».

Тут-то у А. Р. Федонина начались бессонные ночи. Ведь одно дело монтировать мультимедиа, другое — пересмотреть многочисленные фото, плакаты, хронику (советскую и немецкую), чтобы в конечном итоге каждой песенной фразе соответствовало должное изображение. На поиск иллюстративного материала были мобилизованы активные учащиеся интерната № 10, бывшие воспитанники, а так же сын Алексей. Только такая поддержка и позволила разработчику вложиться в отведённые сроки с учётом времени на пересылку за границу диска, который, благодаря опять-таки сотрудникам ИППО, был оформлен на уровне лучших экспортных образцов. Знай наших — донецких!

О том, какое впечатление произвёл на московское жюри проект донетчанина, можно судить по письму на адрес интерната:

«Оргкомитет открытого международного конкурса… приглашает Федонина Александра Рафаиловича и его воспитанников, участников создания творческого проекта «1941–1945: воспетая хроника», принять участие в церемонии открытия выставки… А также выражает готовность к обоюдовыгодному сотрудничеству во имя поддержки и укрепления дружбы между братским народами, с целью формирования гуманистических идеалов, толерантного образования и воспитания молодого поколения третьего тысячелетия.

С уважением, директор ГОУ Дома пионеров и школьников «Севастополец»…, председатель открытого международного конкурса компьютерной графики «Планета Земля» Ю. Б. Кириченко».

В личной переписке с координатором конкурса, заместителем директора «Севастопольца» С. И. Ляпуновой учитель уточнил, что Москва готова приютить и накормить до 10 донецких ребят. Лишь проезд оставалось оплатить донетчанам.

Москва гарантийное приглашениеМосква гарантийное приглашение

Директор интерната № 10 С. Г. Кучковская с энтузиазмом восприняла возможность показать своим подопечным Москву (а заодно и Москве своих воспитанников). Начала узнавать о финансовой помощи у шефов, но… в этот самый момент апреля для нее наступила пора ожидаемого каждым из нас тарифного отпуска. Эстафетная палочка перешла заместителю по учебной работе Н. В. Рудской (Карцевой), которая в течение учебного года многократно составляла приказы учителям для участия в различных конкурсах и выражала недовольство слабыми результатами. Прочитав адресованное администрации интерната приглашение, Наталья Васильевна заявила учителю: «Почему я должна заниматься чужими проблемами? Ведь приглашают приехать вас. Ищите деньги, беседуйте с родителями и опекунами детей».

И вот каждый день, проведя уроки, наш герой бегал в поисках «богатого дяди». Но в период кризиса не каждый занимается благотворительностью. Отзывчивые работники общественной приёмной Партии Регионов рекомендовали обратиться в Донгорбанк и в благотворительный фонд Р. Л. Ахметова «Развитие Украины». Мигом рванул туда и туда. Сотрудники обоих заведений сказали, что если оперативно получат письменные запросы, то не исключено положительное решение вопроса. Теперь стремглав на работу. В приёмной секретарь отпечатала письма, но их некому подписать — и.о. вне кабинета. Не подписаны они были и через день, более того — уничтожены. Преодолевая неловкость, А. Р. Федонин просит поддержки у директора-отпускницы. После этого, конечно, письма вновь составлены и даже подписаны, но драгоценные дни потеряны.

Пришлось авантюрно идти на приём к начальнику городского управления образования В. А. Лактионову. Мол, стыдно за Донецк, если после такого приглашения поеду в Москву одиночкой. Что ж вы думаете? Чиновник горисполкома, при всех финансовых сложностях момента — не был принят бюджет — тут же написал распоряжение о выделении суммы из резерва.

Деньги почти есть, а дети? Идёт телефонный диалог с родственниками активных школьников: «Москва! Заграница! Экскурсии!». В ответ слышны восторженные согласия, уточняющие вопросы. Но после рандеву тех же людей с Н. В. Рудской, историк получает вежливые отказы с неуверенной репликой: «А вдруг детям придётся ночевать на вокзале? Нам сказали, что нет гарантийного письма». Оказывается, завуч искренне считала, что не она, а подчинённый должен связаться с московским оргкомитетом, чтобы на интернат пришло то самое письмо с гарантией заботы о детях.

Из всех родственников, первоначально желавших отправить детей в Москву, наиболее «упрямой» оказалась бабушка девятиклассницы Саши Науменко и шестиклассника Жени Горобцова. Она оформила все документы для пересечения границы, после чего стало ясно и количество отъезжающих, и то, что командировочные деньги, из-за потерянного времени, бухгалтерия выдаст… после командировки. Догадайся, читатель, кто и за чьи деньги покупал билеты в плацкартные вагоны (в обе стороны) на всех отъезжающих? Думаю, что Ваш ответ правильный.

Но где само командировочное удостоверение? Где приказ по школе, разрешающий поездку? Их обещают отдать в день отъезда (благо, поезд трогается в 14 час. 44 мин.). И бумаги действительно отдали перенервничавшему учителю за 17 минут до отправления поезда. Вот только детям-сиротам, стоящим на питании в интернате, не дали в дорогу ни горбушки хлеба! Зато впереди ждала хлебосольная Москва.

Да, Москва проявила истинное гостеприимство, разместив донетчан в уютных номерах Международного детского центра, и потчуя не только вкусными завтраками и ужинами, но и навязывая обильные добавки. Помимо экскурсий была запланирована и учёба: в галерее «Изопарк» всех участников приобщили к искусству оригами и анимации.

Гостеприимные москвичи и благодарные донетчанеГостеприимные москвичи и благодарные донетчане

ИзопаркИзопарк

О насыщенности плановых мероприятий и о количестве объектов, которые посетили в свободное время, можно судить по сжатому перечню: зоопарк, музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе (здесь присутствовали на симфоническом концерте), Государственный исторический и Политехнический музеи, Мавзолей, соборы Кремля, смотровая площадка около МГУ, Старый Арбат, панорама Бородинской битвы, станции метрополитена… Резюме такое: в Москве уважают то ли Украину, то ли Донбасс, ибо везде ощущалось сочувствие. Денег-то в должном количестве на это у наших путешественников не оказалось. Судите сами, проезд одного пассажира в общественном транспорте стоит в переводе на наши — 10 грн., билет в музеи мирового значения — не ниже 40 грн. Но сердца большинства контролёров и администраторов таяли при виде командировочных документов и дипломов, завоёванных интернатовцами.

Не исключено, что, давая донецким «зелёную улицу», многие работники нарушали определённые инструкции. Но дети видели лишь доброту жителей столицы соседнего государства. И тепло именно их сердец они импортировали на Украину, в Донецк, в стены своего учебного заведения.

Вид на КремльВид на Кремль

Москва. Кремль. Царь-пушкаМосква. Кремль. Царь-пушка

Москва. КремльМосква. Кремль

Перед отъездом донецких гостей попросили кратко записать впечатления об увиденном, чтобы напечатать их в информационном сборнике, посвящённом прошедшему конкурсу. Я ознакомился с сохранившимися черновиками и приведу самые эмоциональные фразы, исправляя на ходу детские ошибки.

Науменко Александра: «Я поражена! Когда мы с учителем, братом и друзьями побывали в Москве, я поняла что, это, наверное, самый красивый город в России. Я не ожидала, что Москва произведёт на меня такое впечатление. Это вообще прелесть! Москва красива! Не отнять, не добавить. Спасибо Москве, что так нас тепло приняла».

Женя Горобцов: «За все спасибо! Хорошо, что существует Москва! Я не просто первый раз в Москве, но и вагон поезда изнутри осмотрел впервые. Поэтому радостей от увиденного — на много месяцев вперёд. По телевизору я видел Кремль, а когда входил в ворота заострённой башни, то думал, что вхожу в телевизор. Вот здорово!».

А.Р. Федонин свои эмоции изложил строчками из «Василия Тёркина»:

«Вот обед прошёл и ужин.
- Как вам нравится у нас?
- Ничего. Немножко б хуже,
То и было б в самый раз…»

Москве от ДОШИМоскве от ДОШИ

P.S. Кстати, о Н.В. Рудской: трудовые показатели (читай: «показуха») оценены вышестоящим начальством. Она уже заняла должность чиновника-методиста в методкабинете при городском управлении. Как тут не вспомнить слова юмориста, сказанные в далёкие социалистические годы, когда хоккейная сборная СССР громила даже чехов и канадцев: «Если вы умеете кататься на коньках, то идите в хоккей нападающим, если умеете стоять на коньках, то идите во вратари, а если ничего не умеете, станьте тренером!»

 

  • Автор: Фарид Арфин, спецкор

 



2 Комментарии

  • Анна

    Прочитав статью, я еще раз поразилась равнодушию отдельных бюрократов. И хвала тем людям, которые подарили детям незабываемые впечатления, которые сохранятся у них надолго!

    Изменить
  • masinto

    душа радуется, когда такое читаешь:) сложно сделать что-то стоящее, но в сто раз сложнее, если дело зависит от наших чиновников и бюрократов, честь и хвала этому учителю:)

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий