Типовая архитектура, ассоциируется у нас, прежде всего с панельными многоэтажками и именем Н.С.Хрущева. Но еще задолго до этого периода, в архитектуре СССР наметилась тенденция к типизации зданий. В архитектурных мастерских разрабатывались проекты, так сказать, на все случаи жизни, призванные удовлетворить все социально-бытовые потребности городов. Жилые дома, административные и общественные здания, предприятия торговли, общественного питания и быта, все эти типовые детища сталинского периода, есть в большом количестве и в Донецке. В отличие от построек более раннего и позднего периодов, их архитектурный облик несет в себе некоторую камерность. Это не помпезные здания тридцатых, и не аскетически строгие постройки периода развитого социализма. В этих зданиях чувствуется свой специфический колорит, который невозможно не заметить, прогуливаясь по кварталам нашего города, застроенным в начале пятидесятых годов.

Именно здесь все еще располагаются здания, о которых у нас пойдет речь.

Но для начала надо вернуться в далекий 1949 год, когда «Союзкинопроект» сделал заказ в Бюро инженерного проектирования Государственных архитектурных мастерских Комитета по делам Архитектуры при Совете Министров СССР, на разработку одназального кинотеатра на 330 мест.

Кинотеатр Родина в г. Жуковском, Московской области.Кинотеатр Родина в г. Жуковском, Московской области. Первенец в длинной череде типовых кинотеатров, созданных по проекту З.Брод
Фото из журнала «Архитектура СССР», 1951 год, №1, стр. 23.

Первую премию получило здание по проекту архитектора Зои Осиповны (Иосифовны) Брозд, построенное в 1950 году в городе Жуковском, Московской области.

Журнал «Архитектура СССР по этому поводу писал: «Автором архитектором 3. Брод умело использован прием большого ордера и создано здание красивых пропорций с мастерски выполненными деталями. Большое количество лепных украшений хорошо дополняет художественную композицию интерьеров здания. По планировке, внешней архитектуре и особенно по интерьерам кинотеатр в Жуковском может быть отнесен к числу лучших, построенных за последнее время».

З.И.Брод (1907–1972гг), работала в архитектурной мастерской №4 (впоследствии №14), под руководством В.Г.Гельфрейха и являлась признанным авторитетов в проектировании кинотеатров сталинской эпохи. Волей судеб ей было предначертано стать матерью одного из самых массовых кинотеатров Союза.

Для типового проекта, изначальный вариант несколько упростили — убрали портик из десяти ионических колон, оставив только две центральные, на которые опирается циркульная арка мезонина. Вместо колоннады фасад украсили восемь пилястр. Также на откуп местным архитекторам была отдана степень внутреннего декоративного убранства и количество посадочных мест (оно колебалось от 270 до 330).

Точно число построенных по этому проекту кинотеатров неизвестно. По некоторым подсчетам, в одной Российской Федерации их насчитывается более 70 штук, и это не принимая во внимание бывшие союзные республики.

В Донецке по типовому проекту З.Брод было возведено четыре здания, что само по себе является исключительным событием. (Скажем, в Вильнюсе было построено всего два подобных здания)

Пожалуй, первым по времени постройки можно считать дом культуры, располагавшийся возле шахты «Трудовская», (между улицами Бокия и. Самарской). Его возвели в 1952 году, и до наших дней здание не сохранилось. Но в сети есть достаточно фотографий для его идентификации.

Фасад Дома культуры у шахты Трудовской весной 2008 года.Фасад Дома культуры у шахты Трудовской весной 2008 года. Как видно вместо типового Ионического ордера, для украшения фасада были использованы коринфские колонны (вернее стилизация под них). Пилястры вообще не имеют капителей. Отсутствует также дессю-де-порт — лепное украшение над главным входом

Вторая стадия разрушения. Фото сделано летом 2008 годаВторая стадия разрушения. Фото сделано летом 2008 года. Над аркой мезонина видна дата постройки. Очень часто отступая от проекта, мезонин заменяли сплошным фронтоном, украшая его лепниной. Так поступили с кинотеатром «Родина» в Туапсе

Разгромленный Дворец Культуры на Петровке район Трудовских Видать культура сейчас не в модеРазгромленный Дворец Культуры на Петровке район Трудовских Видать культура сейчас не в моде

Третья стадия разрушения Дома культуры на Трудовских. Февраль 2009годТретья стадия разрушения Дома культуры на Трудовских. Февраль 2009год

Следующий в нашем списке — «Дом Кино» на Боссэ, (правильнее будет сказать на поселке завода имени 15-летия ЛКСМУ). «Дом кино» — это позднее название, изначально он именовался кинотеатр «Родина», что было совершенно типично, для кинотеатров этой серии.

Октябрьской ночью 2008 года, в пустующем в «Доме кино» вспыхнул пожар — выгорел зрительный зал.

Кинотеатр Родина на конечной остановке трамвая №3. Фото из фотоальбома Донецк,1962 год Кинотеатр Родина на конечной остановке трамвая №3. Фото из фотоальбома Донецк,1962 год

Современный вид кинотеатра РодинаСовременный вид кинотеатра Родина. От типового проекта здание отличается облегченным антаблементом – отсутствует широкая балка над колонами (архитрав), на которой обычно располагали название кинотеатров. В результате последующих ремонтов, фасад здания украсился набрызгом, по простому «шубой» и лишился нижних ниш между пилястрами – их заменили металлические рамки для афиш. Фото Андрея Бутко

После 1957 года, когда началась рьяная борьба с излишествами в архитектуре, проект кинотеатра З.Брод был назван «неудачным, и перегруженным колоннами и пилястрами», но по нему все же продолжали строить. Тому подтверждение — кинотеатры «Горняк» на поселке Заперевальном, и «Донбасс» на Объединенном, выстроенные на рубеже шестидесятых годов. Оба здания здравствуют и поныне. В «Горняке» обосновалась евангелистская церковь, а «Донбасс» до последнего времени пытался выполнять функцию кинотеатра.

Горняк на ЗаперевальнойГорняк на Заперевальной – можно считать почти стопроцентным воплощение типового проекта З.Брод, хотя колонны и пилястры на главном фасаде не имеют базы. Построен в 1959 году, когда уже начали вовсю бороться с архитектурными излишествами

Боковой фасад кинотеатра ГорнякБоковой фасад кинотеатра Горняк. Как видно декорирован не менее чем главный фасад. Автор фото Кашкаха А. Весна 2010 г.

Донбасс на ОбъединенномДонбасс на Объединенном. Дольше других кинотеатров этой серии выполнял свою прямую функцию. Брат — близнец кинотеатра «Горняк». Построены в одно время. От кинотеатра на Заперевальном отличается формой крыльца, менее декорированным дессю-де-портом, и нишами меньшего размера.

Планировка кинотеатров была проста — осевая анфилада залов. Через главный вход, зритель попадал в вестибюль, куда выходили окошки касс. За вестибюлем располагалось фойе — самая красивая часть кинотеатра.

План кинотеатра в г. Жуковском, Московской областиПлан кинотеатра в г. Жуковском, Московской области. Принят в качестве типового и подходит ко всем кинотеатрам этой серии. Фото из журнала «Архитектура СССР» №1, 1951 г.

 

Вестибюль Дома Кино на Боссэ, после пожара. Окошки кассВестибюль Дома Кино на Боссэ, после пожара. Окошки касс

 

Вестибюль Дома Кино на Боссэ, после пожара. Дверь в фойе, напротив которой расположена арочная ниша.Вестибюль Дома Кино на Боссэ, после пожара. Дверь в фойе, напротив которой расположена арочная ниша.

Фойе было двухэтажным. Сразу от входа, по обеим сторонам располагались двухмаршевые лестницы, ведущие на балкон второго этажа. Со стороны балкона на всю высоту фойе возвышались четыре коринфских колонны.Фойе было двухэтажным. Сразу от входа, по обеим сторонам располагались двухмаршевые лестницы, ведущие на балкон второго этажа. Со стороны балкона на всю высоту фойе возвышались четыре коринфских колонны.

 

Фойе кинотеатра Мир г. Кондопога, республика Карелия.Фойе кинотеатра Мир г. Кондопога, республика Карелия. 1955 год. Автор фото К.Н.Перфильев На фото запечатлены коринфские колонны высотою в два этажа (большой ордер) и одна из лестниц на балкон второго этажа

Фойе Дома кино. Общий вид колоннады и  балкон. Фойе Дома кино. Общий вид колоннады и балкон.

На балконах зачастую устраивали кафетерии . На балконах зачастую устраивали кафетерии .

Фойе Дома культуры возле шахты Трудовской. Видны следы богатых лепных украшений над дверью в зрительный зал и над окном. Осень 2008 г.Фойе Дома культуры возле шахты Трудовской. Видны следы богатых лепных украшений над дверью в зрительный зал и над окном. Осень 2008 г.

Фойе Дома культуры возле шахты Трудовской. Общий вид и лестница на второй этажФойе Дома культуры возле шахты Трудовской. Общий вид и лестница на второй этаж

Для украшения стены фойе, примыкавшей к зрительному залу, напротив входа имелась декоративная арочная ниша, по бокам от которой симметрично располагались двери кинозала. Пропорции двери увеличивались за счет лепнины дессю-де-порта, над которым, зачастую располагали декоративные розетки или картуши в виде венков. Очень часто в арочную нишу вписывали панно патриотического содержания. В кинотеатре «Горняк» её занимала бронзовая фигура сидящего шахтера, устало облокотившегося на колено.

Арочная ниша в Доме культуры на Трудовских. Сложно предположить, что было изображено на ней до появления репродукции Бориса Валехо, но оценить красоту лепнины еще можноАрочная ниша в Доме культуры на Трудовских. Сложно предположить, что было изображено на ней до появления репродукции Бориса Валехо, но оценить красоту лепнины еще можно

Арочная ниша и один из входов в зрительный зал Дома кино.Арочная ниша и один из входов в зрительный зал Дома кино. Судя по всему бывший кинотеатр «Родина» подвергся коренной реконструкции в семидесятые годы. Некогда гладко оштукатуренные стены облицевали гипсовой плиткой. Исчезли все декоративные украшения над дверью. В арочной нише видны остатки «высокохудожественной» росписи, прославляющей труд на родном заводе им. 15-летия ЛКСМУ

Пройдя в зрительный зал современный обыватель очень бы удивился, не обнаружив перед собой экрана. В проекте Зои Брод он имел «обратное» расположение, и к тому же был отделен от зрителей сценой и занавесом, что позволяло использовать здание кинотеатра еще и как лекторий, и актовый зал для торжественных мероприятий.

Типовым в проекте кинотеатра было не только здание, но и его расположение на местности. Главный фасад, всегда обращался в сторону основной поселковой артерии. (В случае с «Домом кино» и «Горняком» перед кинотеатрами разбита площадь). А с обратной стороны располагался сквер, куда выводили боковые двери из зрительного зала.

Сквер за кинотеатром Горняк. Весна 2010годаСквер за кинотеатром Горняк. Весна 2010года

В заключение хочется сказать, что кинотеатры, построенные по проекту З.И.Брод, хоть и не являются уникальными в своем роде, они все же частичка истории г. Донецка, и можно хотя бы надеяться, что со временем их признают памятниками архитектуры, как поступили к примеру, с кинотеатром «Родин» в Туапсе.

 

  • Автор: Александр Кашкаха
  • Для ознакомления с другими кинотеатрами построенными по проекту З.О.Брод, можно посоветовать сайт brachka.livejournal.com
  • Спасибо за руины ДК на Трудовских сайту http://forum.znich.org.ua/

 

 



4 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий