Автор благодарит

Савинову Наталью Викторовну и

Кирьязиева Сергея Константиновича

за помощь в подготовке статьи

Это только в поговорке говорится: «Счастливые часов не наблюдают». На самом деле ритм нынешней жизни таков, что практически каждому из нас приходится регулярно сверяться с ходом времени. Вот тут нередко и начинаются всякие досадные сюрпризы. Наручные часы забыты дома. Доставать всякий раз мобильник, чтобы узнать время, не всегда сподручно, а часы на ратуше — в другом конце города…

Развитие деловой жизни в городах поставило задачу часофикации — обеспечения точно идущими часами городских общественных мест (улиц, вокзалов, административных и банковских учреждений и т.д.). Для решения этой задачи требовались сотни часов, показывающие точное время. Одним из первых утилитарных применений электричества стала часофикация городов. Использование управляющих электрических сигналов позволило обеспечить практически эталонную точность хода для нескольких сотен часов, имея только одни точные часы.

Принципиальное отличие электрических часов от обычных башенных в том, что они не требуют постоянного подзавода. В городе на столбах располагают, так называемые, «вторичные» часы. Они связаны с главными первичными часами станции электрической двухпроводной линией. По проводам подаются электрические импульсы, и стрелки всех часов города одновременно перескакивают каждую минуту на одно деление. Но при обрыве линии связи все вторичные часы города останавливаются. Первичные часы — основные и резервные — работают постоянно и согласованно, вырабатывая управляющие импульсы. Если основные часы остановятся, станция автоматически переключится на резервные.

Впервые городская часовая система была запущена в эксплуатацию в конце XIX века в Париже. Парижская обсерватория, как и любая другая обсерватория в мире, имела свои эталонные маятниковые часы. Эти часы находились в специальном помещении с постоянной температурой и влажностью и имели очень большую стоимость. В городе было размещено 16 так называемых центральных часов (9 часов в западной части и 7 часов в восточной части Парижа), имеющих значительно более низкую точность хода, а, следовательно, и стоимость. С часов обсерватории при каждом качании маятника посылался корректирующий сигнал на каждые из шестнадцати центральных часов. Таким образом, погрешность показаний центральных часов была меньше секунды. С каждыми центральными часами было связано несколько десятков городских часов. Городские часы расходились с эталонными часами на 1-2 минуты в час. Ошибка устранялась ежечасно посредством посыла электрического импульса от центральных часов и принудительной механической установки минутной стрелки на цифру 12. Таким образом, обеспечивалась практически приемлемая точность хода и синхронность сотен городских часов при фактическом наличии только одних дорогих точных часов.

Первые упоминания об электрических часах на территории бывшего СССР относятся к 1863 году. Точное время из Пулковской обсерватории раз в неделю передавалось в Главную петербургскую телеграфную контору, в 1866 году к этой системе подключили часы петербургского окружного суда и Петропавловской крепости. Но это были часы для учреждений, а не для горожан. А первой городской часовой системой стали часы под аркой Главного Штаба в Санкт-Петербурге. В 1890 были установлены механические часы «Ф. Винтер». В 1900 году под руководством Дмитрия Менделеева в часы был установлен электрический механизм, синхронизированный с эталонными часами Главной палаты мер и весов. Синхронизирующий электрический сигнал передавался по специально проложенному кабелю длиной несколько километров.

Городские часы 50-х годов, Фото: http://www.stapravda.ruГородские часы 50-х годов, Фото: http://www.stapravda.ru

 

В Москве третьего апреля 1912 года были начаты работа по размещению принципиально новых часов для общественного пользования — электрических. Об этом уже на следующий день сообщили газеты. Например, в «Московском листке» от 4 апреля 1912 года писали: «На трамвайных линиях нововведение: в наиболее оживленных пунктах города, на площадях и людных перекрестках, устанавливаются часы. В ночное время часы, укрепленные на фонарных столбах, будут освещаться электричеством. Таких часов предполагается установить 50 штук».

 

Первая электрочасовая станция Москвы работала с 1912 по 1975 год, управляя работой всех городских часов. Инженер Н. Н. Кокушин в своей книге, изданной в 1913 году, писал: «Полгода тому назад по всей Москве установлено большое количество (138) электрических часов, преимущественно на трамвайных остановках. Таким образом, Москва приблизилась к Парижу, где электрические часы установлены чуть ли не на каждом фонарном столбе».

 

В Украине системы городской часофикации были созданы в Киеве, Харькове и Одессе.

В Донецке общегородской системы часофикации не существовало. Хотя на отдельных зданиях города и были установлены часы, но принадлежали они или учреждениям или магазинам. В единую систему городской часофикации объединены они не были. Часы были на здании старого аэропорта, над воротами Главной проходной ДМЗ…

Всегда для систем часофикации использовались стрелочные вторичные часы.

В 90-е в Донецке получили распространение «светляки» — электронные световые таймеры. В погожий солнечный день, нередко даже с близкого расстояния, трудно различить обозначающие часы и минуты цифры на электронном табло. А стрелочные часы всегда обеспечивают уверенное восприятие информации наблюдателем в любое время суток при любой погоде. Это психологический феномен — есть некая загадка в том, что стрелки движутся. Не обратить внимание на объект с часами человек просто не может. Поэтому рекламу с часами недаром называют «самым точным» рекламоносителем.

 

Рекламный оператор, реализовавший идею «подарить» горожанам уличные часы посредством размещения на часах рекламы принесет пользу и для рекламодателя и большую пользу для всех жителей города. Это и красиво и очень удобно.

 

Начиная с 2002 года, сотрудники ООО КПФ «Алкор» начали поиск «новых идей» для размещения наружной рекламы. Сейчас рекламными конструкциями и поверхностями город перенасыщен. Тогда их было не так много. Сначала появилась идея разместить рекламные конструкции на остановках городского транспорта. Направленность рекламы была конкретно на пешеходов и людей, ожидающих транспорт.

В том же году Борис Михайлович Михеев в Одессе на улице, рядом с городскими часами, увидел рекламный щит. И у нег появилась идея объединить часы и рекламный щит в единую конструкцию. Тем самым создавался дополнительный стимул человеку, смотрящему на часы, обратить внимание и на рекламу.

Началась работа по созданию лайтбокса с часами. Механизм для часов нашли в Санкт-Петербурге. Металлоконструкция (рама) была заказана на одном из предприятий в Донецке. Сборку всего лайтбокса (монтаж часов, установку ламп дневного света и т.д.) производили своими силами. Для этого на предприятии создали специальный отдел, который назвали «Служба точного времени».

 

К началу 2003 года был создан товарный образец. Часы представляют собой конструкцию, включающую в себя рекламный двусторонний лайтбокс стандартного размера 1,8 х 1,2 м («сити-лайт») и двухсторонние стрелочные электромеханические циферблатные часы размером 1,2х1,2 м. Вся конструкция в вечернее время подсвечивается люминесцентными лампами. Устройство подключается к сети уличного освещения и имеет автономное питание для работы часового механизма в дневное время, когда уличное освещение отключено. Места для рекламы: традиционные — на лайтбоксе, нетрадиционные — на циферблате часов.

В разработке применили механизм электромеханических часов, состоящий их двух компонентов: часовой станции (первичные часы) и стрелочного механизма (вторичные часы). Разработчики первичные и вторичные часы разместили в одном лайтбоксе. Но причислить разработанные ООО КПФ «Алкор» часы к системам городской часофикации нельзя, так как у этих часов нет системы внешней синхронизации. Поэтому каждые часы «живут своей собственной жизнью» и показывают свое собственное время.

 

Первичные часыПервичные часы

В декабре 2003 года был выдан патент №8257 на товарный образец «Установку рекламную» Михееву Борису Михайловичу и Савиновой Наталье Викторовне.

Первые часы «Службы точного времени» были установлены на перекрестке улиц Университетской и Богдана Хмельницкого в 2004 году. Вначале в городе было установлено 10 часов. Потом их количество увеличилось до 57 штук.

 

Механизм вторичных часовМеханизм вторичных часов

Вскоре выяснилось, что Питерские часовые механизмы очень ненадежны в работе. Было принято решение найти другого поставщика. Обратились в частное научно-производственное коммерческое предприятие «Алмазчаспроект» в городе Луганск. Часы «Алмазчаспроекта» оказались и надежнее и дешевле Питерских. К концу 2004 года во всех часах механизмы были заменены.

 

 

Часовые станции заменить не удалось, и часы по-прежнему показывали разное время. Очень сильное влияние на их работу оказывает температура. Станция находится в не обогреваемом боксе. Утеплить станцию не получится. В лайтбоксе очень мало места. Зимой часы могут отставать на 15 — 20 минут. Был случай, когда часы шли в обратную сторону.

Кирьязиев Сергей Константинович, инженер, обслуживающий часы, считает, что проблемы с часами вызваны двумя причинами. Во-первых — температура окружающего воздуха. А во-вторых, днем все часы работают на аккумуляторах, ночью же — от линий электропередачи Горсвета, которые и заряжают аккумуляторы часов. С увеличением продолжительности дня, аккумуляторы больше расходуют запасенную энергию. А для заряда аккумуляторов ночью остается меньше времени. Еще и напряжение в ЛЭП составляет 170 Вольт, вместо положенных 220. Аккумуляторы накапливают меньше энергии. Поэтому и часы останавливаются быстрее. В «Службе точного времени» сетуют, что на некоторых конструкциях часы уже остановлены и закрыты, с них сняты стрелки — настолько их механизмы изношены и неработоспособны, что чинить их нет смысла. Постепенно количество «остановившегося времени» будет увеличиваться, видимо, до тех пор, пока ситуация с напряжением в ЛЭП не нормализируется.

 

В агентстве «Служба точного времени» надеются, что после адаптации механизмов часов под нашу погоду и обещания «Горсвета» нормализовать работу ЛЭП (что само по себе звучит достаточно революционно), все городские часы в Донецке будут работать в нормальном режиме, четко, синхронно, без остановок и поломок.

На первый взгляд, новшество, о котором вкратце рассказано, — всего один штрих в сегодняшнем облике Донецка. Пусть всего на какую-то долю, но он добавил городу современности и, аккуратности, подтянутости. Чем больше таких штрихов, тем цивилизованней и нарядней будет выглядеть наш родной город, который стремится жить и работать в ногу со временем — по-европейски.

  • Член Украинского общества краеведов

    Владимир Мартыненко

    E-mail: gerb.sv.ua@rambler.ru

    В статье использованы материалы:

  1. http://www.cityclock.dn.ua
  2. Т. Фокина. «Первая электрочасовая станция Москвы».


Войдите, чтобы оставить комментарий